«Пока живы - не уйдём!»

75 лет назад началось первое освобождение Крыма

27 Декабрь 2016 125
Александр Орлов, 2008 год, и Илья Тесленко, 1955 год.
Александр Орлов, 2008 год, и Илья Тесленко, 1955 год.

Тогда, в конце декабря 1941-го, никто не думал, что освобождение будет первым, недолгим и лишь для нескольких населённых пунктов. И шли в ледяную воду, в бой с превосходившими силами врага, только ради этой цели - освобождения Крымского полуострова. Но, увы, уже 18 января 1942-го фашисты вновь заняли Феодосию, а 15 мая - Керчь, Крымский фронт, так удачно начавший сражения, пал.

Успех Керченско-Феодосийского десанта - ко 2 января 1942-го наши бойцы полностью освободили Керченский полуостров - признавали и враги: командующий оккупантов Эрих фон Манштейн писал: «Если бы Красная Армия быстро использовала выгоду создавшегося положения, то решилась бы судьба всей находившейся на полуострове 11-й армии». Но что-то пошло не так: из 82500 участников Керченско-Феодосийской десанта (высадка и бои с 26 декабря 1941-го до 2 января 1942-го) 32453 человека погибли, пропали без вести, 9482 - ранено, контужено, обморожено - многие потом умерли. Среднесуточные потери - 4659 человек, позже потери возросли до 14 тысяч в сутки, а всего на Крымском фронте за пять месяцев погибло более 300 тысяч наших бойцов.
План десантной операции разрабатывал начштаба Закавказского (с 30 декабря 1941-го - Кавказский, с 28 января
1942-го Крымский) фронта Фёдор Толбухин, тот, что, командуя войсками 4-го Украинского фронта, освободит Крым от фашистов весной 1944-го. Одновременная высадка войск 51-й (командующий - Владимир Львов, погибнет на Керченском полуострове 8 мая 1942-го) и 44-й (командующий - Алексей Первушин, тяжело ранен под Феодосией 15 января 1942-го) армий в район Керчи и в Феодосийском порту планировалась 21 декабря. Но и дата была перенесена из-за наступления врага на Севастополь, и погода помешала одновременной высадке. 26 декабря 1941-го за два часа до рассвета восемь групп 51-й армии - 224-я, 302-я, 390-я и 396-я стрелковые дивизии, 12-я стрелковая бригада, 83-я морская бригада на кораблях Черноморского флота, Азовской военной флотилии и Керченской военно-морской базы, десантных ботиках и рыбачьих лодках начали операцию. Из-за шторма высадка растянулась на 4 дня, пока пролив не сковало льдом. На восточном побережье Керченского полуострова удалось высадиться в Эльтигене - 19 человек, севернее его - около 500, у Камыш-Буруна - свыше 1600, у Старого Карантина - 55, на северном - у мыса Хрони - 1452 человека, у мыса Зюк - 1378. 44-я армия (157-я, 236-я, 345-я и 404-я стрелковые, 9-я и 63-я горнострелковые дивизии, 74-я бригада морской пехоты) пробились в порт Феодосии 29 декабря 1941-го.
- Из почти 1500 тысяч десантников, высаженных у мыса Зюк, в живых осталось 127 человек. Но мы его удержали. Илья Тесленко, наш командир, за те бои первым Героем Советского Союза в нашей 83-й морской стрелковой бригаде (она сформирована в Краснодарском крае осенью 1941-го, позже стала бригадой морской пехоты. - Ред.) стал, а я, старшина первой статьи, самым дорогим для себя орденом награждён - Красного Знамени, - рассказывал восемь лет назад «Крымской правде» фронтовик Александр Орлов, награждённый также орденом Славы, двумя медалями «За отвагу».
Изначально первый батальон бригады, которым командовал Александр Капран, должен был высаживаться у Ак-Моная, но подойти не удалось - высадились у мыса Зюк; тральщик с комбатом не смог перейти, капитан позже возглавит десантников в бухте Булганак и погибнет весной 1942-го.
А группу на самой северной точке Керченского полуострова возглавил военком батальона старший политрук Илья Тесленко. Они высаживались вдали от берега - шторм не дал судам подойти близко, под призыв комиссара «Вперёд на врага!» прыгали в воду, добраться до берега удалось не всем - холод сковывал, а на суше под порывами ветра одежда моментально леденела, но с ходу врезались в бой. И удерживали захваченный плацдарм трое суток, отражая десятки атак и выдерживая страшные авианалёты, захватывая артбатарею врага, хороня убитых и зная, что «пока живы, с крымской земли не уйдут», ведь их задача - отвлечь врага от основных сил десанта.
- Миша Федотов, Володя Шишко, Коля Долганов, Коля Мостовой, Стёпа Олейник, однофамилец мой Володя Орлов, наш врач Варлам Георгадзе, другие ребята, герои, настоящие патриоты, - рассказывал Александр Степанович, на фронт крымский паренёк ушёл сразу после окончания школы, воевал сначала на Перекопе, в 1-м отряде моряков. - Миша собой командира прикрыл от вражеской пули, Володя Шишко вражескую батарею разгромил. Илья Тесленко четыре раза ранен в тех боях, но в укрытие не ушёл, вместе с нами воевал, из окружения пробились, смогли с основным десантом соединиться.
Сам Александр Орлов в тех боях был ранен в голову, но самым тяжёлым для себя считал потерю бескозырки при ранении.
В госпитале друг Георгий Волков отдал свою: «Я уже отвоевался. А ты донеси её до Берлина». Донёс, через Сталинградскую битву, освобождение Украины, родного Крыма, Европы. И хотя служил уже в другой части - 297-м зенитно-артиллерийском Севастопольском ордена Суворова полку 18-й зенитно-артиллерийской Симферопольской Красно­знамённой ордена Александра Невского дивизии, ещё три раза был тяжело ранен - комсомольский билет у сердца пробит осколком, с бескозыркой не расставался. В ней был, когда расписывался на поверженном рейхстаге - за всех ребят, кто не дожил до Победы. Увы, пять лет назад Александра Орлова не стало, но бескозырка хранится в музее Симферопольского Дома офицеров. Двадцать пять лет назад не стало и другого нашего земляка - Ильи Алексеевича Тесленко, много лет служившего в ВМФ, а потом работавшего на Симферопольском заводе «Фиолент». А на мысе Зюк, удержанном десантниками 75 лет назад, установлен обелиск.

Наталья ПУПКОВА.