«У меня нет чужих и своих»

9 Ноябрь 2016 183
Александр Остапенко.
Александр Остапенко.

Честность, порядочность, открытость. Эти слова в ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко» теперь звучат часто. Новый руководитель медицинского учреждения в корне меняет систему, работавшую до него. Он уверен, что нужно создать условия, в которых врачи будут с радостью и удовольствием ходить на работу, а пациенты смогут получать высококвалифицированную помощь по полису ОМС. Как это будет реализовано, какие перемены ждут больницу? На эти и другие вопросы «Крымской правде» ответил Александр Остапенко, доктор медицинских наук, главный врач ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко».

Работать честно
- Александр Иванович, в СМИ то и дело публикуются новости о том, что уволены сотрудники вашей больницы. Такие события связаны с реорганизацией определённых структур в медицинском учреждении?
- Уже уволено четыре заместителя главного врача: по медицинской части, по хирургической помощи, заместитель по общим вопросам, а также по экономическим вопросам.
В ближайшее время будет уволен заместитель по безопасности. Свою должность оставили главный бухгалтер, начальники контрактной службы, юридического отдела. Уволены начальник планово-экономического отдела, шесть сотрудников, и ещё планируются увольнения тех, кто представляет собой руководящий состав. Речь идёт о людях, которые получали стимулирующие выплаты до 400%. К примеру, в одном из отделов сотрудница зарабатывала 60-80 тысяч рублей, а рядом сидящий сотрудник на такой же должности получал 18-20 тысяч. И таких случаев, к сожалению, много.
- Кого назначают на освободившиеся должности?
- У нас полностью формируется новый финансово-экономический блок. Главный бухгалтер, заместитель по экономическим вопросам, заместитель по безопасности и другие новые сотрудники - все из Центра фтизиатрии и пульмонологии. Я пытаюсь и здесь воссоздать эффективную команду, и там сохранить кадры. Конечно, приоритетность за республиканской клинической больницей им. Н. А. Семашко.
И я хочу отметить, что у меня жёсткая и принципиальная кадровая политика. Если человек не имеет морального права приходить сюда и смотреть людям в глаза, он работать не будет.
Мы должны сформировать эффективную команду. В первую очередь - это финансово-экономический блок, но и медицинская составляющая не должна пострадать. Все процессы у нас работают, несмотря на такие перемены. Пациенты не ощущают этих деструктивных процессов.
- Как коллектив воспринимает такие изменения?
- Недавно я собрал коллектив, максимальное количество сотрудников. Сообщил всем, что основными для меня являются вопросы морали и нравственности. Это базис, основа, на которой можно создавать эффективную систему. Я считаю, что 70-80% всех производственных факторов составляют вопросы морали и нравственности, и мы должны заложить их сейчас. Когда они появятся, всё остальное приложится.
Мы должны создать максимально прозрачные и понятные для всех условия, принципы работы. Чтобы каждый сотрудник, от санитарки до заместителей главного врача, знал свои функциональные обязанности. Понимал, что он должен делать, осознавал меру ответственности. За невыполнение тех или иных функций понимал, как накажут. И при этом важно подготовить такую команду, которая была бы нацелена на результат.
Я считаю, что мы можем всё это реализовать, вернуть нашей больнице утраченное доверие и даже преумножить славу.
Реорганизовать
и улучшить
- Много вопросов вызывала старая схема начисления стимулирующих выплат. Что делается в этом направлении?
- Отсутствие обратной связи между рядовыми сотрудниками и администрацией приводило к тому, что люди не получали объективную информацию, или она не доводилась до них. Возникали слухи, которые порождали вопросы. Нам нужно создать совершенно другой, благоприятный социальный климат. Любое социальное напряжение сейчас недопустимо.
Мы разрабатываем новое положение о стимулирующих выплатах. Прозрачность, эффективность, законность - это его принципы. Мы дали понять людям, что в максимально короткие сроки создадим механизм, благодаря которому они будут понимать и знать, за какую работу и какой объём получают деньги. Это очень важно. Как оказалось, было два положения о выплатах стимулирующего характера у предыдущей администрации. Одно из положений было доведено до сотрудников. Они знали об этом. Второе положение было утверждено приказом администрации, его не афишировали.
В итоге некоторым людям начисляли, на мой взгляд, недопустимые выплаты. Это и послужило поводом для разбирательств.
- Такие изменения, судя по всему, действительно помогут изменить отношение врачей к работе, дать им мотивацию выкладываться максимально.
- Уверен, что так и будет. Главное преобразование сейчас - запустить прозрачные механизмы работы людей и выплаты заработной платы.
К примеру, я честно сказал, что за октябрь не смогу выплатить стимулирующие. Но предложил дождаться ноября и получить всё, что нужно, согласно нормам законодательства и новому положению о стимулирующих выплатах.
И над этим мы работаем с утра до ночи, остаёмся в больнице даже до полуночи, только чтобы ускорить этот процесс. Ведь мы должны сделать всё возможное, чтобы реализовать те обещания, которые давали людям.
Я хочу, чтобы мои коллеги приходили на работу с горящими глазами, чтобы они были в хорошем настроении, с удовольствием возвращались в свои семьи. Когда будет такая моральная обстановка создана в коллективе, мы горы свернём.
Мой кабинет открыт для всех. Я готов принимать людей, слышать каждого, помогать каждому. Но и буду требовать исполнения своих обязанностей. Нужно исключить то, что происходило годами. Есть недобросовестные сотрудники, которые пытаются зарабатывать деньги. Например, выдают направления в частные медицинские центры, хотя у пациента нет на это показаний.
- С этим вы тоже начали бороться?
- Да. Мы сейчас разрабатываем обращение к пациентам и их родственникам. При ненадлежащем выполнении обязанностей, грубом и хамском отношении, предложении направить в частный медицинский центр и в других случаях - пациенты будут сообщать нам об этом по телефону. Это поможет наладить обратную связь, увидеть многие проблемы.
Каждую неделю мне будут отчитываться по направлениям в частные медицинские центры. Да, бывают случаи, когда мы не можем оказать определённые виды помощи, тогда нет вопросов. Но пациент имеет полное право сам выбирать, где ему купить ту или иную услугу. И важно, чтобы это было максимально прозрачно. Не должно быть такого способа непорядочного зарабатывания денег. Анализ поможет также понимать, что нам самим нужно улучшить.
К примеру, высокотехнологичную медицинскую помощь предоставлять в полном объёме.
- Скажите, а на территории больницы остаются частные структуры?
- Мы поддерживаем позицию главы республики о том, что коммерческие структуры на территории государственной больницы находиться не должны. Я абсолютно солидарен с этим. Коммерческие структуры могут брать землю в аренду и строить там больницы, входить в систему ОМС. Мы на рынке медицинских услуг. Пациент имеет полное право выбрать поставщика этой услуги. Как на рынке, когда выбирает кусок мяса.
Я взял список арендованного имущества, и хочу сказать, что у нас фактически его нет. Те аптеки, которые находятся здесь, они приватизированы при Украине, поэтому у них есть необходимые документы. Но ни одного квадратного метра не будет передано под какие-то коммерческие цели.
Больница развивается
- Насколько я знаю, вы успеваете не только заниматься кадровым вопросом, положением о стимулирующих выплатах, но и делаете многое как раз для того, чтобы республиканская клиническая больница предоставляла первоклассную медицинскую помощь.
- Мы сейчас сделали всё возможное, чтобы дооснастить и запустить республиканский сосудистый центр. И сейчас на 20% он оснащён. Ремонт сделали, но для окончательного запуска нужно ещё около 250 миллионов рублей. Мы их изыскали, спасибо большое за помощь и поддержку Министерству здравоохранения. По 331 постановлению мы проводим оперативно торги, постараемся быстро купить всё необходимое оборудование. У нас около 140 миллионов вложено в ремонты. Но грош цена таким ремонтам, если помещения пустуют, пациенты не могут получать помощь своевременно. И мы должны максимально быстро запустить республиканский сосудистый центр.
Задач стоит много. По 331 постановлению мы решили вопрос с закупкой ангиографа. На протяжении двух с половиной лет его не могли поставить в больницу, а сейчас эта задача почти решена. Так мы обес­печим принципиально новый уровень кардиологической помощи. Также будут установлены два новых компьютерных томографа. Дорогостоящее оборудование должно закупаться и работать максимально быстро. И тогда мы будем получать другие деньги по тарифам и услугам, сможем развивать больницу, гарантировать достойную оплату труда.
- Это непростая задача, ведь в штате больницы работают тысячи человек.
- Да, это так. У нас работают 2397 физических лиц, а штатных единиц - 3293. Укомплектованность составляет 84%, что в целом по Российской Федерации довольно неплохой показатель. Хотя, конечно, меня тревожит текучесть кадров. Она составила свыше 30% на 1 октября 2016 года. Это связано с низкой оплатой труда. Человек, который знает себе цену, умеет ставить задачи, специалист, не будет работать там, где ему не обеспечивают достойную жизнь. И мы должны вернуть прекрасных специалистов, дать им в руки оборудование. Кроме того, многие коллеги уходили потому, что не находили понимания с руководством, но это уже прошлое. Для меня все одинаковые, у меня нет чужих и своих. Для меня есть только команда, которая работает на результат, получает моральное удовлетворение от достигнутого.
Нужно сделать так, чтобы не было обид. Я сделала больше, чем Маша, но она получила больше, потому что подружка старшей сестры. Такого не будет, эти времена в прошлом.
Когда я встречался с коллективом, попросил об одном - не заниматься суждениями. Для меня это застывшее состояние ума. Мы не имеем морального права судить то, что было. Давайте отойдём от этого, возьмём чистый лист и поговорим о том, что у нас будет. Руководство Министерства здравоохранения должно оценивать прошлое, а мы должны создать здесь новую систему, способную приносить максимальную пользу для больницы. Никаких суждений, обвинений - закатываем рукава и идём вперёд.

Беседовала

Валентина ВАСИЛЬЕВА.