Мост из прошлого в будущее

3 Октябрь 2016 188
Плавучий кран у косы Чушка во время шторма. 1944 год.
Плавучий кран у косы Чушка во время шторма. 1944 год.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив стало проектом века не только для Крыма, но и для всей России. Между тем идея самого моста гораздо старше, а история попыток её практической реализации гораздо длиннее, нежели многие думают. И неудивительно, что сейчас, когда за ходом строительства с большим интересом следят и пресса, и общественность, Федеральное архивное агентство опубликовало уникальные материалы, ознакомиться с которыми будут рады все любители истории Оте­чества. Как сообщается в аннотации на сайте archieves.ru, основу публикации составили документы Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

В начале прошлого века по дну Керченского пролива был проложен телефонный кабель, связавший Британию с Индией. В 1901 году британским правительством рассматривался проект строительства железнодорожной магистрали Лондон - Дели с переходами через Ла-Манш и «Керченское гирло», который так и остался в чертежах.
Первые российские изыскания были проведены в 1903-1906 годах. Керченский мост должен был стать частью железной дороги, соединявшей Крымский полуостров и Тамань. Были предложены два возможных варианта перехода: северный - в направлении на станцию Керчь, на косу Чушка и далее по северному берегу Таманского полуострова, и южный - от станции Багерово по самой узкой части пролива, далее по косе Тузла и Таманскому полуострову.
Северный вариант предполагал использование уже готовых участков железной дороги, что позволяло уменьшить расходы на строительство. Однако при принятии решения главную роль сыграло то, что мост в этом случае будет длиннее, а железная дорога пройдёт по северной части Таманского полуострова, обходя наиболее экономически развитые его районы. В результате с высочайшего соизволения Николая II в 1910 году начались изыскания по южному варианту.
Однако Первая мировая вой­на  и революционные потрясения не позволили осуществить ни один из проектов.
Первыми строить мост через Керченский пролив начали немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны: сначала была сооружена канатная дорога, а весной 1943-го из Германии начали поступать техника и конструкции для моста от мыса Чушки до Еникале. Завершить строительство не позволили удары советской авиации и наступление Красной Армии. Отступая, части вермахта разрушили и канатную дорогу, и недостроенный мост.
Решение советского руководства о строительстве моста через Керченский пролив было принято ещё до освобождения Крыма. Постановлением №5027 от 25 января 1944 года Госкомитет обороны положил начало сооружению секретного объекта «К-2» из захваченных материалов. В канун 7 ноября по мосту отправился первый состав цистерн с горючим. Однако простоял мост недолго: в феврале 1945 года под напором мощных льдов сооружение было разрушено.
К проекту моста через Керченский пролив возвращались ещё неоднократно - до тех пор, пока в 1950 году не началось строительство паромной переправы, работающей по сей день.
Публикация архивных документов, среди которых есть документы советской разведки, технические задания и экспертизы и постановления правительства, позволяет проследить историю разработки проектов Крымского моста и проливает свет на неизвестные страницы его истории.

Николай ФИЛИППОВ.