Нужна ль калитка, если есть ворота?

Целесообразность создания в Крыму второго аэропорта поставили под сомнение

31 Август 2016 141

Непосредственно после воссоединения Крыма с Россией, когда вопрос транспортной доступности полуострова стоял крайне остро, федеральные и региональные власти всерьёз задумались над увеличением воздушного пассажиропотока. Помимо модернизации аэропорта «Симферополь», было решено развивать гражданское авиасообщение на базе военного аэродрома «Бельбек» под Севастополем. В июне 2014 года его включили в перечень аэродромов совместного базирования, но за прошедшие два года гражданский сектор «Бельбека» развить не удалось. Да и стоит ли его развивать вообще? Насколько целесообразно в нынешних условиях тратиться на создание ещё одной воздушной гавани? Этими вопросами сейчас озадачились чиновники и эксперты самых разных уровней.

Сторонники
Поводом для поиска ответов на вышеозвученные вопросы стали изменившиеся обстоятельства. Крым, а точнее, его транспортная инфраструктура, после серьёзной модернизации наконец стал справляться с возросшим пассажиропотоком. Следовательно, главный аргумент в пользу создания гражданского аэропорта под Севастополем утратил свою силу.
Севастопольские власти тем не менее от планов по развитию аэропорта отказываться не стали. По мнению и. о. губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, «Бельбек» мог бы стать гармоничным дополнением аэропорту «Симферополь».
- В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь на 2015-2020 годы» на развитие Бельбека будет выделено около 1,7 млрд. рублей. Средства предусмотрены на приведение взлётно-посадочной полосы к нормативному порядку, строительство перрона, топливно-заправочного комплекса и закупку аэронавигационного оборудования. За счёт инвестиционных вложений будет выполняться строительство аэровокзального комплекса и ряд других работ. В связи с этим на текущем этапе поиск инвестора остаётся одним из основных вопросов, - заявил глава севастопольского правительства, подчеркнув, что проектирование гражданского сектора аэропорта будет закончено к концу текущего года.
Идею развития аэродрома «Бельбек», само собой, помимо Овсянникова, поддерживают и многие севастопольцы. Некоторые из них аргументируют свою позицию сугубо формально: мол, раз уж Севастополь - отдельный субъект РФ, то и аэропорт для него нужен также отдельный. Другие считают, что аэропорт «Бельбек» необходимо развивать хотя бы для того, чтобы создать конкуренцию аэропорту «Симферополь», который, будучи монополистом на рынке обслуживания авиаперелётов в Крыму, взвинчивает цены на сервисные услуги для пассажиров.
Скептики
Впрочем, и первый, и второй аргументы севастопольцев не выдерживают критики. Развитие гражданского сектора на «Бельбеке» - дорогое удовольствие. Общая стоимость этого проекта оценивалась в 6,8 миллиарда рублей. Из них 1,7 миллиарда рублей было предусмотрено в ФЦП развития Севастополя на реконструкцию рулёжных дорожек и перрона, ещё 300 миллионов рублей - на оснащение аэронавигационным оборудованием. Кроме этого, по словам Овсянникова, Севастополю нужен инвестор на строительство топливо-заправочного комплекса стоимостью 1,8 миллиарда рублей и аэровокзального комплекса стоимостью 3 миллиарда рублей. Есть ли смысл тратить почти 7 миллиардов рублей только для того, чтобы потешить гордость севастопольцев - вопрос.
Что до конкуренции, которую «Бельбек» якобы может составить аэропорту «Симферополь», то она исключена, поскольку и бывший глава Севастополя Сергей Меняйло, и нынешний - Дмитрий Овсянников в своих высказываниях конкретизировали, что видят гражданский аэропорт «Бельбек» филиалом ООО «Международный аэропорт Симферополь».
Генеральный директор этой организации Евгений Плаксин, однако, к этой идее относится скептически. По его данным, экономическая целесообразность строительства и развития однотипных гражданских аэродромов, в соответствии с экспертной оценкой, имеется на превышении расстояния между ними в 300 км. После окончания строительства участка объездной дороги Дубки - Левадки в Симферополе расстояние между крымской столицей и Севастополем существенно сократится и составит не более 80 км.
Кроме того, аэропорт «Симферополь» уже сейчас справляется с увеличением турпотока, а строительство нового терминального комплекса позволит обслуживать до 15 миллионов пассажиров в год и минимум на 20 лет снять проблемы с пропускной способностью.
- Строить аэропорты в каждом городе, наверное, бессмысленно и экономически нецелесообразно. Месторасположение аэропорта «Симферополь» в своё время планировалось абсолютно грамотно - он расположен в центре полуострова и замыкает на себе все основные туристические потоки, имеет удобную развязку во всех направлениях: к Южному берегу, к западному, в том числе - и в Севастополь, - пояснил Плаксин, уточнив, что «Бельбек» имеет будущее как «нишевой» аэропорт, который будет обслуживать рейсы бизнес-авиации.
По его мнению, основным препятствием для полноценного развития «Бельбека» станет его двойное назначение как военно-гражданского аэродрома и связанные с этим ограничения по использованию в гражданских целях. Собственно, проблемы с двойным назначением ощущаются уже сейчас: Минобороны до сих пор не согласовало условия использования аэропорта для нужд гражданской авиации, к тому же он не сертифицирован в соответствии с Федеральными авиационными правилами.
В целесообразности развития аэропорта «Бельбек» как второго гражданского аэропорта Крыма сомневается и глава республики Сергей Аксёнов.
Впрочем, точку в судьбе «Бельбека» как гражданского аэропорта поставят, скорее всего, представители федеральных властей. По некоторым данным, уже сегодня может состояться совещание под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Козака, посвящённое вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, на котором обсудят и перспективы развития «Бельбека».

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.