Как создаются удобные дороги

Вместо ям и колдобин - «взлётная полоса» для автомобилистов

25 Июль 2016 189
Толщина асфальтового покрытия на съездах должна быть не менее 4-5 см.
Толщина асфальтового покрытия на съездах должна быть не менее 4-5 см.

7.00 утра на улице Маршала Василевского. Симферопольцы в своих домах завтракают и обсуждают утренние новости. В это время дорожные рабочие уже проходят медосмотр, а потом получают путевые листы. Впереди новый день. И к его завершению на Маршала Василевского будет положен первый слой асфальта на съездах.

Все при деле

Максим, механик «СОЮЗДОРСТРОЙ-10» (компании, выполняющей ремонт дороги), подписывает путевые листы один за другим. Кто сегодня на каток? Кто на экскаватор? Работники здесь - настоящие мастера на все руки. Каждый может управлять любой техникой, разве что асфальтоукладчик доверяют только дяде Толе. Он-то тоже механик. Но предложили обучить управлению такой важной машиной, он и не отказался.
- Сидеть за рулём асфальтоукладчика - всё равно что военным лётчиком быть. Сложностей полно! И работа точности требует, нужно аккуратно все задачи выполнять, особенно на съездах, где такой махине и не развернуться толком.
Управляет дядя Толя асфальтоукладчиком компании Vogele. Рабочая масса машины превышает 19 тонн. А он справляется с ней так, как будто это обычная легковушка. Стоит техника миллионы рублей, так что ответственность колоссальная. С утра пораньше дядя Толя осматривает агрегаты устройства, проверяет, всё ли исправно.
Другие дорожные рабочие, уже получившие путевые листы, осматривают свою технику. Сан Саныча, напоминающего солдата Василия Тёркина своей удалью, отправляют за водой. Причём набрать нужно сотни литров. Эта вода понадобится позже, когда начнут работать катки. Их вальцы должны постоянно омываться, чтобы не прилипал асфальт.
Молодой парень по имени Олег, приехавший из Татарстана, рассказывает, что сегодня поручено ему. Он будет заниматься ручным трудом, у него сегодня вместо катка или погрузчика - обычная гладилка. Так рабочие называют своеобразные грабли, к)оторыми выравнивают швы на стыке двух слоёв асфальта. Чем лучше гладишь, тем ровнее выходит.

Рецепт приготовления дороги

До 9-10 утра идут только подготовительные работы. Настоящее движение начнётся, когда привезут асфальт. А пока Максим, механик «СОЮЗДОРСТРОЙ-10», предлагает устроить мини-экскурсию по Маршала Василевского. Справа и слева от нас съезды, которые сегодня и будут делать рабочие компании. Пора положить первый слой асфальта. Несколько дней назад особая машина, которую называют «фреза», сняла старый слой покрытия. Готовую поверхность щедро полили битумом. Осталось положить первый слой асфальта, ведь на основной дороге он уже готов.
Создание дорожного полотна напоминает приготовление пиццы. Тесто - это основа, чистое полотно без старого асфальта. Первый слой, например, кетчуп или томатная паста - битум. И класть его нужно щедро. Затем пора выкладывать начинку, слой за слоем: первый, второй, третий слои асфальта. После каждого - утрамбовать тремя разновидностями катков. Только так дорога получится надёжной и ровной.
- Дорогу мы сейчас делаем сравнительно быстро, но это всё благодаря нашей команде. Любой готов подменить товарища. Поэтому и удаётся выполнять обещания, данные руководством «СОЮЗДОРСТРОЙ-10» Геннадию Бахареву, - комментирует Максим.

Сами себе мешаем

Однако трудности есть. И что удивительно, создают их сами симферопольцы. Местные жители часто не просят, а требуют, чтобы им очистили территорию у дома, сделали подъезд во двор, даже положили асфальт там, где им хочется. Слышны и возгласы недовольства из-за шума техники. Иногда случаются вовсе курьёзные случаи. В начале работ по Маршала Василевского были убраны старые тротуары вместе с покрытием, похожим на решето из-за ям. И тут одна из жительниц возмутилась. Почему вы дорогу ремонтируете? Тротуары делайте! Мол, дороги ваши мне не нужны, а тротуар необходим.
Доставляют хлопот и проезжающие под «кирпичи» машины. Рабочие установили знаки, поясняющие схему объезда. «Кирпичи» отлично видны проезжающему транспорту. Но никто не останавливается. Когда рабочие кладут асфальт, машины мешают им. Кроме того, транспорт едет по горячему покрытию, несмотря на то, что это негативно сказывается, в первую очередь, на шинах. В итоге после трёх катков, совершающих по 10-20 проходок по асфальту каждый, покрытие бесплатно утрамбовывают грузовики, автобусы и легковые автомобили.

Делай дорогу, пока асфальт горячий

Через 1-2 часа после начала смены дорожные рабочие готовы к приезду машины с асфальтом. К этому времени окончательно расчищены съезды с Маршала Василевского во дворы. Чистые дороги политы битумом для лучшего сцепления асфальта с поверхностью. Маленький погрузчик и экскаватор увезли весь лишний мусор. Теперь можно переходить к главной части - укладке покрытия.
Вскоре появляется грузовик. В день нужно съездить на асфальтобетонный завод 3-4 раза, не меньше. На съезды потребуется около 400-500 тонн материала. На основное полотно дороги обычно уходит больше. Привозят асфальт особые машины с постоянным подогревом кузова. Это нужно для того, чтобы покрытие всегда было горячим.
Сначала материал выгружают в асфальтоукладчик. Как только нужное количество набрано, дядя Толя начинает медленно и аккуратно двигать технику, постепенно насыпая слой асфальта. Теперь его нужно разровнять. Тут и подключаются дорожные рабочие с лопатами и гладилками. Лишний материал убран - пора работать каткам. Немецкий HAMM HD 110 выравнивает поверхность окончательно. Он может сделать 16-20 ходок только по одному небольшому съезду. После него подключается «резинка». Это каток DM 65, вальцы которого покрыты особым материалом, напоминающим резину. Масса такого внушительного агрегата достигает 14 тонн, а управляет им улыбчивый Ралиф Шайдулин:
- Я сам из Татарстана, у вас тут недавно работаю. До этого в Волгограде был с бригадой. В Симферополе мне нравится, хороший город. Заметил, что транспорт у вас дешёвый, а продукты дорогие. Вот закончим работу и домой поеду, семью проведаю. А там, может, компания наша «СОЮЗДОРСТРОЙ-10» ещё раз к вам направит, уже другие дороги ремонтировать.

Трудятся, несмотря на обман

Дорожные рабочие на Маршала Василевского напоминают сказку о тридцати трёх богатырях - все равны, как на подбор. Большинство управляет несколькими машинами, к примеру, и погрузчиком, и катком. Все улыбаются, приветливы, охотно рассказывают о своей пусть тяжёлой, но полезной работе. Хочется взять хотя бы гладилку и начать помогать, но не подпускают. Работа с асфальтом - очень вредная. Часто у людей развиваются опухоли, дерматиты, патологии разных органов. У многих рабочих на ногах красные пятна. Это ожоги от асфальта. Пока работу не сдали, окончательно их не вылечить.
Казалось бы, таким людям надо платить, не скупясь. Они отдают своё здоровье, чтобы каждый мог ездить в Симферополе по ровным и чистым дорогам. Только вот отдавать деньги готовы не все подрядчики. Василий Петрович, один из дорожных рабочих, рассказывает, что многим здесь за ремонт улицы Маршала Василевского и соседних транспортных развязок компания-партнёр должна десятки тысяч рублей:
- Мы 44 дела направили в прокуратуру, нам сказали, что должно это помочь. Всю зиму работали тут, здоровье тратили, семьи не видели. Смены ведь по 12 часов и больше бывают. Месяц не платили, два, а кому и три. Есть те, кому должны около 100000 рублей. Сейчас вот новый начальник у нас, сменилась компания. Деньги выдали на днях, мы с авансом теперь. Теперь бы ещё справедливости добиться и долги получить.
Дело компании-должника находится в прокуратуре. За февраль-апрель 2016 года людям задолжали почти 3 млн. рублей. Сейчас возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершённая из корыстной или иной личной заинтересованности работодателем).
Жара, постоянные помехи от проезжающих машин и долги по зарплате от предыдущего подрядчика мешают, но не останавливают работу. Каждый на этом участке старается максимально быстро и качественно выполнять свои обязанности. По словам рабочих, покрытие прослужит без какого-либо ремонта не менее 6 лет. Главное, чтобы руководство города запретило большегрузам ездить по таким дорогам. Иначе ямочный ремонт понадобится намного быстрее, а на него тоже придётся тратить деньги из городского бюджета.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.