«Юность» в Крыму

18 Июль 2016 161
«Юность» в аэропорту Симферополя.
«Юность» в аэропорту Симферополя.

Пятьдесят лет назад, 13 июня 1966 года, «Крымская правда» рассказала о новинке советского автопрома, проходящей испытания на крымских автодорогах, прежде всего горных.

«В эти дни на автостраде, ведущей от Симферопольского аэропорта в Ялту, можно видеть новые машины оригинальной конструкции с надписью «Испытания». Автобус малой вместимости ЗИЛ-118 «Юность», создан на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва. «Юность», - рассказал Александр Борисович Щеголев, руководитель испытаний, - создана на базе автомобиля высшего класса - ЗИЛ-111 (на нём члены Политбюро ездили. - Ред.). В автобусе установлен двигатель мощностью 150 лошадиных сил. Машина развивает скорость до 120 километров в час. Автомобиль имеет мягкую подвеску, что обеспечивает плавность хода на различных дорогах. На машине установлена автоматическая гидрокоробка передач. Это позволяет переключать скорость без помощи обычных рычагов. Гидроусилитель даёт возможность делать повороты руля без особого напряжения. Автомобиль оборудован надёжными тормозами с вакуумным усилителем. Впереди машина имеет четыре фары для освещения дороги и две противотуманные фары. Причём освещение сделано с таким расчётом, что оно не ослепляет водителя встречного транспорта.
По имеющимся у нас отзывам пассажиров, в машине удобно и внутреннее устройство. Кресла в салоне располагаются с расчётом на два варианта. Если автомобиль эксплуатируется на линии аэропорт-курорт, то в нём четырнадцать-пятнадцать мест и отделение для багажа, а в экскурсионно-туристском варианте - 17 мест. Салон имеет хорошую обзорность, много света и воздуха. Автомобиль имеет переговорное устройство, микрофоном могут пользоваться как водитель, так и гид, сопровождающий в поездке экскурсантов или туристов.
В зимнее время два отопительных устройства дают возможность поддерживать в салоне необходимую температуру.
В течение двух недель новый автомобиль проходит испытания в Крыму. В нём перевозят курортников из аэропорта в Ялту и обратно, а испытания на горных дорогах показывают, что московские автомобилестроители создали хорошую машину», - писала тогда наша газета.
После Крыма испытания «Юности» продолжались на дорогах Северного Кавказа, а вообще новый автобус успешно прошёл тестирование в разных климатических зонах «Москва - Ростов - Сочи - Ереван - Тбилиси - Краснодар - Крым - Ленинград - Рига - Минск - Москва». Крымчане, как, наверное, и жители других городов, ждали массового появления «Юности» на своих дорогах - удобная, быстрая (последняя модификация вообще до 200 км/ч могла разгоняться), сделанная для массового потребителя машина. Специалисты тогда отмечали, что «остекление - «круговая панорама», по бортам заходящая на крышу, огромный, почти двухметровый люк, тепло- и шумоизоляция, достигнутая заполнением пространства между панелями кузова пенополиуретаном, комфортные сиденья, индивидуальное освещение, радиоприёмник с четырьмя динамиками и телескопической антенной, пепельницы, крючки для одежды, ковровое покрытие на полу, эффективные системы отопления и вентиляции делали «Юность» привлекательной для туристических перевозок, гастрольных поездок, работы киносъёмочных групп, обслуживания торжеств и профессиональных симпозиумов». Причём класс нового советского автобуса отметили и в мире - редкость необычайная. В 1967 году Советский Союз впервые решил участвовать в Semaine Internationale du Car - престижной «Автобусной неделе» в Ницце. И «Юность» во всех испытаниях превзошла 64 мировых конкурента, получила 12 высших наград, в том числе Большой приз президента Французской республики, а Генри Форд-младший даже пожелал купить лицензию на производство «Юности» в США или хотя бы наладить совместное производство, но ему было отказано. Впрочем, и в нашей стране массового производства уникальный автобус не получил.
Дело в том, что его придумали на заводе, чтобы сохранить коллектив, когда возникли проблемы с загрузкой цехов «гражданскими» массовыми автомобилями.
Инициативная группа зиловцев задумала многоместный и многофункциональный автомобиль с начинкой представительского ЗИЛ-111. Работали сверхурочно: ведущий конструктор - Николай Гринчар, дизайн кузова создавали Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий, интерьер салона разрабатывала Татьяна Киселёва. Все агрегаты трансмиссии и подвески ЗИЛ-118 использовались от ЗИЛ-111, а двигатель - от грузовика ЗИЛ-130 или ЗИЛ-375 «Урал». После первых успешных испытаний директор завода
А. Крылов неоднократно подавал в Госкомитет по автоматизации и машиностроению Совета Министров СССР предложения о выделении средств на массовое производство. Но планом семилетки денег на новинку не было предусмотрено. С 1961-го по 1967-й зиловцы по своей инициативе и на средства, заработанные сверх плана, выпустили 20 «Юностей».
В 1971-м решились на выпуск новой модификации - с более современным дизайном кузова, разработанным Борисом Кузнецовым, - ЗИЛ - 118к (или ЗИЛ-119, с 1991 года -
ЗИЛ-3207). Агрегаты шасси, трёхступенчатая автоматическая коробка передач автобусу досталась от нового лимузина ЗИЛ-114. И вновь массовой «Юность-2» не стала - до 1994 года выпущены всего 93 машины, преимущественно для Интуриста и государственных структур. Известно, что «Юность» превратили в реанимобиль «Кремлёвка», обслуживавший Четвёртое управление Минздрава СССР (пациенты - руководители страны), передвижную телевизионную станцию в Ленинграде, противодиверсионную спецмашину со сверхпрочным контейнером для ликвидации подозрительных устройств. Несколько машин оборудовали аппаратурой радиоэлектронного слежения, один из автомобилей выполнял роль чемоданчика с «ядерной кнопкой» - в нём смонтировали аппаратуру управления пуском стратегических ракет. А на крымских автодорогах «Юность» для туристов и экскурсантов больше не появлялась, так что снимок, сделанный нашим фотокорреспондентом Леонидом Яблонским в 1966 году - уникальный: «Автобус «Юность» в Симферопольском аэропорту».

Наталья ПУПКОВА.