Георгий Бесстрахов: В республике осталось 1035 фронтовиков

21 Июнь 2016 198
Георгий Бесстрахов.
Георгий Бесстрахов.

О войне в семейных воспоминаниях, о памяти и уроках истории в день 75-летия начала Великой Отечественной беседуем с Георгием Бесстраховым, председателем совета Крымского республиканского союза ветеранов и инвалидов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов.

- Георгий Дмитриевич, вы родились после войны, но родители из поколения победителей, не понаслышке знают о Великой Отечественной. Они часто вспоминали о войне?
- Знаю, что они о ней никогда не забывали, а вот рассказы их были очень краткими: война - это страшно, это боль, смерть, это беспримерный героизм и самоотдача народа. Узнать какие-то подробности о боях отца, о партизанской жизни мамы было невозможно, для них, как, наверное, и для всех, кто прошёл военными дорогами, это была очень болезненная тема, гибель друзей. Отец, Дмитрий Георгиевич, в армии с 1939-го, начинал службу в погранвойсках в крепости Кушка, боролся с басмачами. Там, в Туркмении, и встретил 22 июня 1941-го. Был зачислен в кавалерийскую дивизию, сформированную в Средней Азии. Оборонительные бои, Сталинградский фронт, два ранения, плен, побег, партизанское движение на Кировоградщине. После освобождения Кировоградской области вновь в Красной Армии, войска противовоздушной обороны, освобождал Европу от фашизма, демобилизовался только в 1946-м, на гимнастёрке боевые награды, в том числе орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги». Мама, Мария Тимофеевна, жила на Кировоградщине в селе Богдановка, дом стоял прямо у леса, помогали партизанам. Фашисты угнали её в Германию, но маме ещё с несколькими товарищами удалось бежать. Война для нашей семьи - трагедия. Не только мои родители, но их братья, сёстры воевали. Это память и боль навсегда.
Ещё больше о войне я узнал в Крыму:  в Алуште  ходил по улицам, носящим имена партизан, - Нины Снежковой, Марии Горбачёвой. У нас обязательно были «звёздные» походы по боевым местам крымских партизан. Беспримерный героизм народа в Великую Отечественную.
- Крым одним из первых принял удар фашистов 22 июня...
- Да, самым первым - в
3 часа 13 минут противокорабельные донные мины были сброшены на Севастополь. Но надо быть объективным, Черноморский флот одним из немногих был приведён в бое­вую готовность в ночь на 22 июня. Вообще на полуострове до конца мая 1941-го не было крупных воинских соединений,  но к началу июня уже был создан 9-й стрелковый корпус со штабом в Симферополе, в него вошли несколько дивизий. Крым готовился к войне, но всё-таки ориентировались на отражения морских десантов противника, соединения дислоцированы были на побережье. Никто не думал, что, начав войну 22 июня, к 25 сентября фашисты будут уже на Перекопе. Спешная переброска
войск, в основном стрелковых и кавалерийских частей, конечно, противостоять танкам армии Манштейна с трёхлинейкой и старой гаубицей было сложно. Оборону фашисты очень быстро прорвали, наши потери на Перекопе были страшными, и только стойкость защитников Севастополя, к которым отходили остатки войск с севера Крыма, сковывали армию врага.
А наши героические десанты - трагическая история. Евпаторийский десант - январь, шторм, отсутствие обещанной поддержки, высаживали ведь в основном местных жителей, милиционеров, чекистов, партактив - у людей не было опыта уличных боёв, их по сути бросили на гибель. Ошибки, медлительность командования Крымского фронта... Конечно, всё это сказывалось. И сегодня надо делать правильные выводы из уроков войны, не повторять ошибок. Поэтому внезапные проверки боеготовности, проводимые в том числе и в Крыму, только на благо. Мы, как поётся в песне, «умеем воевать, но не хотим, чтобы опять...».
Главное - всегда помнить о войне, о цене Победы, о почти 30 миллионах жизней, отданных за наше мирное небо.
И крымчане должны помнить и гордиться подвигами земляков.
- Сколько сейчас в республике ветеранов?
- Тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях на фронте Великой Отечественной и потом Второй мировой, в боях с японскими милитаристами, то есть с
22 июня 1941-го по 3 сентября 1945-го, осталось всего 1035 человек. Тех, кто воевал в
1941-м, - единицы.
Всего же ветеранов войны, включая тружеников тыла, блокадников Ленинграда, партизан, подпольщиков, членов семей погибших, - около 28 тысяч. После присоединения Крыма к России люди не только воспрянули духом, оказавшись в стране, где с уважением относятся к ветеранам, но и получили значительные социальные гарантии. Президент России и правительство пошли на беспрецедентное решение, оставив крымчанам все льготы, выплаты, которые они имели раньше. Такого объёма нет ни в одном регионе России.
К примеру, только у нас дети войны, труженики тыла и другие группы ветеранов получают льготы на оплату квартиры, на получение лекарств, проезд. Правда, надо чётко понимать, кто является федеральным льготником, чьи льготы и выплаты финансируются из федерального бюджета, а кто относится к региональным (субъектовым) льготникам.
У них немного разный объём льгот и выплат, но, повторюсь, все ветераны полуострова находятся под защитой государства. И все проблемы, которые у нас возникают, стараемся решать вместе с властью.
- Конкретные проблемы ветеранов решаются, а есть ли у нас нерешённые общие проблемы?
- Есть, и, на мой взгляд, очень серьёзная, даже не проблема, а недостаток. Дело в том, что Симферополь, столица Республики Крым, остаётся единственным из региональных центров, как во времена Украины, так и теперь в России, где нет военно-исторического музея. Даже единственным из городов Крыма, где его нет.
К нам приезжают делегации, и один из вопросов: «А где у вас в столице можно посмотреть экспозицию военную, ведь у Крыма богатая военная история, да и Симферополю есть чем гордиться?». Увы, показать нечего. Есть, конечно, военные прекрасные экспозиции в Музее Тавриды, в Доме офицеров, в 7-м городке на Калинина, но они разрозненные. В Дом офицеров и 7-й городок вообще очень трудно попасть. У нас нет выставки военной техники. Посмотрите, как сделали в Евпатории на Красной горке: музей, образцы техники времён войны - там всегда многолюдно. А в Симферополе? Да, спасибо главе Госсовета Владимиру Константинову, что появился у нас мемориал концлагеря «Красный». Но почему нет большого музея с солидной экспозицией о наших славных подпольщиках, многие из которых погибли в том концлагере, почему нет о героической 51-й армии, которая формировалась в нашем городе? В том же 7-м городке можно было бы создать такой музей, а рядом - площадку с образцами военной техники, открыть всё для людей. Вот мы почти десять лет добивались, чтобы у Вечного огня появились стелы с именами всех крымских Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и четырёх медалей «За отвагу». Все говорили, что это очень сложно, дорого, что надо заказывать мрамор аж из Кировограда. А решилось всё буквально за несколько недель: вице-премьер Руслан Бальбек узнал, подключился, нашёл спонсора - и всё стало реальным. Так и с музеем - надо, чтобы заинтересовались власти.

Наталья ПУПКОВА.