Сергей Стрельбицкий: Нам грех жаловаться, надо работать

2 Июнь 2016 194

После начала энергоблокады и последующего строительства энергомоста многие задавались вопросом: а как же курортный сезон? Успеем ли? Поедут ли люди? Полгода спустя понятно: ещё как поедут. О том, как полуостров готовится к лету, в чём Крым лучше Сочи, над чем ещё нужно работать, корреспонденту «Крымской правды» рассказал министр курортов Сергей СТРЕЛЬБИЦКИЙ.

- Какими результатами за два года Крым может гордиться, а над чем ещё нужно работать?
- Я думаю, главным достижением является то, что в таких непростых условиях крымчане смогли не просто удержать тур­отрасль на достаточно высоком уровне, а ещё и заложить очень серьёзный фундамент для роста. Понятно, что людям хотелось бы видеть большие изменения в ближайшее время. Но здесь уместно сравнить со строительством дома: какой фундамент заложишь, такой и будет дом. Или устойчивый и комфортный, или, как говорят, объект «потёмкинской деревни». Главное, что сегодня мы видим динамику: вводятся в строй новые объекты размещения, объекты показа - аквапарки, музеи, различные учреждения, которые дают возможность туристу участвовать в культурно-познавательном направлении. И у нас идёт увеличение потока туристов.
- Тем не менее осталось ещё много проблем. Они не туристические, смежные с туризмом, но по туризму тоже могут ударить. Энергообеспечение, транспорт, цены, мусор. Вы работаете совместно с другими министерствами по этим направлениям?
- Знаете, ещё одно достижение в современном Крыму - это понимание того, что мы все в одной лодке. Невозможно рассматривать туризм без смежных отраслей. На территориях крымских средств размещения прекрасные парки, дороги, уютно и чисто. Но турист имеет возможность выйти за пределы средств размещения и тогда может попасть на совсем другой уровень, где переполненные мусорные контейнеры, не убираются улицы, нет освещения. И турист в следующий раз подумает, прежде чем сделать выбор в пользу того или иного региона. Поэтому с самого начала моей деятельности на посту министра мы инициировали создание межотраслевого совета, возглавляемого Сергеем Валерьевичем Аксёновым, который призван координировать работу всех министерств и ведомств в развитии туризма в республике. Я считаю, туризм - главная составляющая нашей экономики. И не потому, что я министр курортов. Главные наши партнёры - те люди, которые приезжают в Крым. Каждый из них - это маленький инвестор, который вкладывает деньги в различные наши отрасли. И задача состоит в том, чтобы туристы хотели вернуться в Крым, потому что если туристическая отрасль начнёт хромать на одну ногу, то иные отрасли могут захромать на обе ноги.
- А есть конкретные результаты этого взаимодействия?
- Проект по энергосбережению в санаторно-курортном и отельном комплексе. Вопросы с поставкой электроэнергии в Крыму решены с запуском четвёртой нитки. Но чтобы сделать резерв, необходимо снижать энергопотребление. Совместная работа с Министерством топлива и энергетики дала результаты - снижение энергопотребления санаторно-курортного комплекса. Мы также очень плотно работаем с Минтрансом по аэропорту и переправе. Ставим в известность наших коллег из других министерств о тех тенденциях и запросах, которые происходят сегодня на туристическом рынке. Работа нашей «горячей линии» «Вежливый Крым» сегодня даёт очень большой материал для того, чтобы коллеги понимали, где есть скрытые резервы или проблемы.
- Каковы основные группы обращений на «горячую линию»?
 - Большинство обращений - и нас это радует - пока по размещению. Люди звонят, чтобы им подсказали, куда они могут обратиться, чтоб отдохнуть в том или ином регионе. Второе - транспорт. Люди интересуются, как они могут добраться в тот или иной регион. Остальные вопросы - то, о чём уже говорилось: благоустройство. Радует, что туристы и крымчане, которые, кстати, тоже звонят на линию, очень чётко определяют болевые точки. Пример по Фео­досии: проблемы - озеленение проспекта Айвазовского, уличное освещение в Коктебеле. Сегодня письмо подготовлено на и. о. главы Феодосии. Это правильно, потому что иной раз многие моменты ускользают от глаз чиновников, а людям на местах виднее.
- В Крыму больше нет «Казантипа», но на его место пришли новые фестивали. Выдержит ли полуостров такую нагрузку? Проходят ли эти фестивали какой-то отбор?
 - Отбора никакого нет, но люди очень часто обращаются в министерство с просьбой поддержать то или иное событие. Если цели мероприятия совпадают с нашим видением развития отрасли, мы, безусловно, поддерживаем. Считаю, что в Крыму должно быть много фестивалей, причём акцент надо делать не на одно большое мероприятие, а на много небольших в разных регионах. Многие говорят: мы же не конкуренты для Сочи с их «Новой волной» и КВНом. Но мы и не стараемся быть конкурентами: мы в разных весовых категориях. У нас свои преимущества, где мы выигрываем: своим ландшафтом, воздухом, многонациональностью. Наша задача - не заякорить в одном регионе туриста, а предоставить ему возможность увидеть Крым, какой он есть.
- К вопросу о сельских регионах. Каково сейчас состояние сельского туризма?
- Мы в этом году наметили мероприятия по развитию сельского туризма. Уверен, что развитие сельского туризма в Крыму таит в себе очень большие перспективы. Например, Красногвардейский и Советский районы могут успешно развивать туризм. Не буду называть другие регионы, но в ответ на предложение о развитии сельского туризма руководители администраций написали в министерство, что в приоритете у них сельское хозяйство и развивать у них туризм бесперспективно. В сознании некоторых наших чиновников турист - тот, кто либо на пляже лежит, либо музеи посещает.
А это неправильно. Турист может приехать в деревню, насладиться природой, свежим воздухом, есть свежее мясо, пить парное молоко, купаться в пруду - и получать не меньшее удовольствие. Для отдыха есть много вариантов.
- Как продвигается работа с частниками, которые летом сдают жильё?
- У нас в Крыму это большая армия - около 4500 мини-отелей и пансионатов, более 18 тысяч квартиросдатчиков. Эта категория граждан требует к себе особого внимания: они пришли в бизнес не потому, что их позвали, а потому что у них выхода не было. Нужно было выживать. И сегодня к ним надо относиться очень внимательно. Да, по многим параметрам их объекты не подходят под общее видение отельного бизнеса. Но лиха беда начало: они уже вошли в этот бизнес и, что интересно, их продукт пользуется спросом. Нам просто надо создать условия для того, чтобы они вышли из тени, могли влиять на бюджет республики, пополняя его, и понимали, что эти деньги пойдут на улучшение инфраструктуры, что в дальнейшем повысит привлекательность их продукта. Ведь чем больше туристов приедет в Крым, тем больше шансов для них быть загруженными на максимально больший период.
- Складывается впечатление, что большинство предпочтёт не выходить из тени и работать по старинке.
- Нет. Вы знаете, я с такой категорией граждан очень плотно работал ещё в Евпатории. Сегодня же вижу очень серьёзный перелом в сознании этих людей. Во-первых, люди видят, что государство начало вкладывать в Крым деньги и есть реальные результаты. Появляется другое восприятие ситуации. Они говорят: «Мы готовы платить, но мы боимся, что к нам нагрянет столько контролирующих органов, что они просто нас потопят». Поэтому Министерство курортов и туризма подготовило предложения по введению патента и согласовало его с администрацией президента. Это будет упрощённый механизм.
- К слову, об упрощённых механизмах: как вы оцениваете инициативу главы республики об упрощённом механизме для сноса незаконной застройки на побережье?
- Могу сказать одно: решение, которое принял глава республики, полностью соответствует современным требованиям. Мы не можем развивать туризм, если наши набережные будут представлять собой базары. Люди к нам приезжают не только чтобы в какой-то из палаток купить сувениры, а прежде всего гулять по набережным, дышать свежим воздухом, наслаждаться нашей природой. А не видеть море в промежутке между палаток. Во-вторых, некоторые объекты угрожают здоровью людей, и в случае не дай Бог какой-то экстренной ситуации спецтранспорт туда даже проехать не сможет.
- А какова ситуация с пляжами? МЧС на днях заявило, что в порядок приведено более 200 пляжей. Сколько ещё осталось?
- Сейчас эту проблему мы пытаемся решить максимально быстро. Конечно, когда без­опасны только 50% пляжей, - это неприемлемо. У нас есть сроки, в которые пользователи пляжей должны будут выполнить все работы. Иначе с сентября мы начнём дорабатывать нашу модель использования пляжных территорий и сделаем серьёзные выводы по поводу тех пользователей, у которых сегодня на деле не получается так красиво, как на словах. Есть примеры, как в результате конкурсов, которые прошли в Крыму, - а уже заключено 102 договора, - инвесторы создают на пляжах условия, которые ни в чём не уступают мировым курортам. Поэтому если кто-то не справляется с поставленными задачами, мы будем находить тех, кто с удовольствием возьмёт эти пляжи и сделает из них объекты,которые сегодня требуют туристы.
- 2016 год в России проходит под знаком кино. Эта тема отра­зится в каких-то туристических объектах?
- Туристические компании уже понимают, что данный продукт востребован на рынке. В марте, когда мы подводили итоги конкурса на лучшие туристические маршруты, один из маршрутов - «По следам «Кавказской пленницы» - стал победителем. Съёмки фильма - это своеобразная PR-акция того или иного региона. Конечно, когда мы говорим о том, что в Крыму снималась «Кавказская пленница» или «Пираты двадцатого века», или «Человек-амфибия», то это вызывает живой интерес. В этом году мне удалось посетить Ростов Великий. Я для себя выяснил, что фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в ростовском Кремле. И когда я зашёл на территорию Кремля, на меня хлынула масса воспоминаний эпизодов этого фильма. И на этот объект туристические компании не только водят экскурсии, но и дают возможность экскурсантам перевоплотиться в героев. Это замечательно, потому что наш кинематограф - действительно самый великолепный. И фильмы, которые были созданы и создаются, самые душевные и приятные.
- У Крыма туристического сейчас много брендов: «Вежливый Крым», «Крым Ваш». Некоторые крымчане к этому относятся неоднозначно, даже с обидой. В то же время некоторые люди уже сейчас занимают позицию «всё для гостей, а как же местные?». И в первую очередь выделяют недостаточное информирование крымчан. Если туристов оповещают в местах размещения, то крымчане не всегда знают, где и что можно посетить или увидеть.
- Я бы посоветовал таким крымчанам брать пример с тех, которые хотя бы периодически заходят в Интернет. Там можно увидеть и узнать про все мероприятия. Если не заходите на наш туристический портал, то можно в поисковике просто набрать «мероприятия в Крыму». Что касается второго аспекта, то и в советское время такое было: «вот, всё для курортников, а вот мы...». Туристам, которые приезжают к нам на отдых, мы должны быть благодарны за то, что у нас есть работа и пополняется бюджет. А крымчане - это наш самый большой золотой запас! Курортный сезон ведь проводят не правительство и не министерства, а все мы, каждый на своём месте. Даже бабушка, которая семечки туристам продаёт, тоже участник процесса.
Я уверен, что большинство крымчан понимают значимость того, что сегодня у нас происходит и что то строительство, которое развернулось, с колоссальной поддержкой правительства России и лично президента, никого не должно оставить равнодушным. При такой поддержке, которой некоторые регионы РФ никогда не получали, нам грех жаловаться. Надо просто больше работать. Понятно, что у некоторых было ожидание того, что сейчас приедут богатые российские бизнесмены и мы здесь заживём. Но для того, чтобы быть богатыми, надо очень много работать. Мы очень многое сделали, чтобы привлечь в Крым туристов, но ещё в десятки раз больше надо сделать, чтобы они уехали отсюда довольные и вернулись ещё раз.

Беседовала

Наталия НАЗАРУК.