Последний приезд императора

Сто лет назад в Евпатории открыли воинскую санаторию

18 Май 2016 258
Николай II и цесаревич Алексей у ограды дачи «Мечта»./Фото из фондов Госархива РК.
Николай II и цесаревич Алексей у ограды дачи «Мечта»./Фото из фондов Госархива РК.

«Малый Иерусалим» - главный туристический маршрут Евпатории, но мало кто знает, что первым по этому пути сто лет назад, 16 мая 1916 года, прошёл император Николай II с семьёй. Это был последний их приезд в Крым - через девять месяцев Николай II отрёкся от престола, а в июле 1918-го казнён вместе с семьёй.

«Очередь дойдёт»
В понедельник в Евпатории отмечали юбилей императорского посещения и открытия воинской санатории - шла Первая мировая, в Крым везли сотни раненых. На территории караимской кенасы, которую император посетил сто лет назад, открыли мемориальную доску.
К слову, ещё одна мемориальная доска в память об императоре и счастливом дне, проведённом его семьёй в городе, 100 лет назад появилась на даче «Мечта»  головы Евпатории Семёна Дувана, где в то время жила принимавшая грязевые ванны фрейлина царицы Анна Вырубова. «Утро их величества посвятили разъездам по церквам, санаториям и лазаретам, днём же приехали ко мне и оставались до вечера; гуляли по берегу моря, сидели на песке и пили чай на балконе, - записала она в дневнике.
- К чаю местные караимы и татары прислали всевозможные сласти и фрукты». Мемориальную доску со стены дачи 99 лет назад бережно снял Семён Дуван, в 1917 году, вынужденный после Октябрьской революции покинуть Евпаторию, и бросил в море «Сделай доброе дело и брось в море: не оценили люди - оценит рыба» - гласит пословица караимов. Городской голова словно предчувствовал, что вскоре все упоминания об императоре ликвидируют. Двухэтажная дача Дувана тоже не сохранилась - сейчас здесь расположен санаторий «Орлёнок».
Визит, случившийся 100 лет назад, был первым и единственным посещением Николаем II и его семьёй Евпатории, правда, наследник цесаревич Алексей бывал неподалёку - в Саках, лечился местными грязями от гемофилии. В ноябре 1913 года городской голова Евпатории Моисей Ефет на аудиенции у императора в Ливадии заметил, что «Евпатория - курортный город и обладает такими же целебными грязями, как и Саки, и что население Евпатории с завистью смотрит на другие города, имевшие счастье принимать у себя Его Величество». Государь заверил, что скоро дойдёт очередь и до Евпатории.
- Произошло это быстро, - рассказывает главный археограф Государственного архива Республики Крым Асие Зарипова, - но повод грустный - началась Первая мировая война, на территории полуострова создавались госпитали. Императрица Александра Фёдоровна взяла лечение солдат под опеку и предложила супругу использовать для военных Евпаторию, «где есть грязи, солнце, море, песочные ванны, электричество, водяное лечение, сад и пляж поблизости». Об этом ей рассказал председатель Земской управы Семён Дуван, в апреле 1915-го в Царском селе подаривший императрице альбом с видами Евпатории.
Решение принято, в Крыму началось  грандиозное строительство - продление Московско-Симферопольской железной дороги. Инициатором стал Таврический губернатор Николай Княжевич: 54 версты (более 57 километров) от станции Сарабуз (Остряково) до Евпатории проложили за три с небольшим месяца. Вскоре привезли первых раненых, а 27 апреля 1916-го из Петербурга в Евпаторию отправился полевой Её императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны Царскосельский военно-санитарный поезд №143, вёзший 124 раненых. Кстати, санитаром в нём служил Сергей Есенин. В поезде был вагон и для императрицы, но она отправилась в Евпаторию вместе с мужем и детьми неделей позже в императорском поезде, чтобы открыть госпиталь-санаторию. Его, получившего имя императрицы, обустроил из самой большой  Приморской санатории (он до сих пор принимает отдыхающих на улице Дувановской) Семён Дуван, награждённый позже орденом Святого Владимира.
Город - не пасынок
В понедельник, 16 мая 1916 года император Николай II и императрица Александра Фёдоровна с детьми, цесаревичем Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией приехали в Евпаторию. Как писал в дневнике император, «погода была тёплая, серая и ветреная». Таврический губернатор преподнёс императрице и княжнам букеты белой акации, а городской голова Семён Дуван сказал: «Наш город долго оставался пасынком среди своих счастливых соседей, и прошло уже 90 лет с тех пор, как Евпатория была осчастливлена приездом высочайших особ. Сегодня на мою долю выпало такое же безграничное счастье, какого в 1825 году удостоился мой дед (Симха Бобович. - Авт.), также в качестве городского головы приветствовавший от имени населения императора Александра Благословенного (Александра I. - Авт.) при въезде его в Евпаторию. Как коренной житель города и представитель его приемлю смелость верноподданнейше доложить вашему императорскому величеству, что всё разноплемённое население Евпатории проникнуто искренним неподдельным чувством любви и преданности к державному хозяину Земли Русской и августейшей семьи его». Фрейлина царицы записала: «Встреча в Евпатории была одна из самых красивых. Толпа иноверцев: татар, караимов в национальных костюмах. И всё залито южным солнцем».
После церемонии на вокзале императорская семья и свита на 14 автомобилях проехали по празднично украшенным улицам, чтобы отдать «дань уважения всем религиям, присущим городу и стране».
В Свято-Николаевском соборе архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий провёл богослужение и благословил императора иконой Святого Николая Чудотворца. В мечети Хан-Джами императорскую семью приветствовал глава мусульманской общины имам Мустафа Эфенди, в караимской кенасе - духовный глава караимов гахам Таврический и Одесский Серая Шапшал, в главной синагоге (ныне не сохранилась) с празднично украшенного балкона специально приглашённый хор Симферопольской синагоги исполнил гимн императору. Хлеб-соль и уверения в верности преподносили царю представители разных национальностей Крыма.
В Приморской санатории-госпитале Её императорского величества императрицы Александры Фёдоровны Николай II с цесаревичем Алексеем обошли строй офицеров и солдат, вручили награды, а императрица с дочерьми побывала в палатах тяжелораненых.
- Сохранились уникальные кадры посещения императорской семьёй Евпатории. Старую плёнку в Российском архиве кинофотодокументов отыскал кандидат исторических наук Вадим Кутайсов, - продолжает архивист. - А в нашем архиве сохранились прошение директора - распорядителя кинематографических фабрик Александра Дранкова о позволении вести съёмку и свидетельство, выданное ему и помощникам Евгению Капите и Павлу Чепати губернатором Николаем Княжевичем, что «препятствий не встречается». Фотосъёмку, в том числе и «с находившихся на излечении офицеров», делала императрица. После госпиталя царская семья посетила земский лазарет, где Николай II наградил четверых воинов Георгиевскими крестами. Их фамилии также сохранились в крымском архиве - рядовой доброволец 44-го Камчатского полка Александр Митропольский, ефрейтор 14-го Финдляндского полка Геннадий Смирнов, рядовой 102-го Вятского полка Гизетула Давлеткулов и рядовой 1-го Заамурского полка Андрей Фирстов.
К большой радости тысяч горожан, император с наследником, отклонившись от протокола, погуляли на пляже, где мальчик построил крепость из песка и морских камушков (её потом долго охраняли гимназисты), а затем почти полчаса гуляли по улице, вызвав восторженные крики евпаторийцев.
В шесть вечера императорский поезд навсегда покинул Крым. Николай II записал в дневнике: «Город производит очень приятное впечатление и надо надеяться, разовьётся в большое и благоустроенное лечебное место», и с сожалением о том, что «хотелось выкупаться, но воздух был прохладен». Сожалела и великая княжна Татьяна: «Ужас, как грустно уезжать из Крыма от моря, моряков и кораблей». Императрица с ближайшей станции послала телеграмму: «Городскому голову Дувану. Искренне была рада провести день в Евпатории. Сердечно вас благодарю за все заботы. Александра». Копия телеграммы и ответ Семёна Дувана, что «весь город живёт светлой надеждой повторения счастливейшего в его жизни дня 16 мая» хранятся в Госархиве республики.
Память о празднике
В Государственном архиве РК немало документов, посвящённых событиям столетней давности в Евпатории, есть и копия журнала торжественного заседания Евпаторийской городской Думы от 27 мая. «Особая благодарность выражена городскому архитектору А. Генриху, технику А. Поповичу, гласным городской Думы И. Шишману и Б. Пеховскому, исправнику П. Никифорову и жандармскому подполковнику И. Астраханцеву за образцовый порядок и содействие по организации почётной охраны, состоявшей из 400 человек - граждан Евпатории всех сословий и национальных общин». В память о «великом историческом празднике Евпатории» Семён Дуван предложил «новой набережной, лучшей части нашего города, присвоить именование «Набережная императора Николая II»; составляющую её продолжение третью продольную улицу назвать «улицей Николая II»; лучшую дачную улицу - пятую продольную - наименовать «улицей императрицы Александры Фёдоровны»; на берегу моря, на пляже, где цесаревичем - наследником в детской игре устроена крепость из камня и песку, соорудить художественную колонну с соответствующей надписью и полным сохранением в неприкосновенности работы рук царственного отрока; между берегом моря и санаторией Её величества на площади, где шествовали государь с наследником цесаревичем, устроить красивый парк и наименовать его «Царским парком», а для полного воспитания сирот и детей павших и увечных воинов настоящей великой войны учредить семь стипендий (в 500 рублей. - Авт.) имени всех августейших членов императорской фамилии». О единогласно принятом предложении известили императора. Он ответил: «Сердечно благодарю».
Принятое городской Думой, кроме художественной колонны, было исполнено, но очень скоро монархия в России пала, началась гражданская война, улицы  и набережную переименовали, а крепость, построенная маленьким цесаревичем на городском пляже, была уничтожена.

Наталья ПУПКОВА.