На Берлин. Тогда и сейчас

5 Май 2016 270

До Дня Великой Победы осталось 4 дня. Сейчас это обычные дни, наполненные мирными заботами, а тогда, 71 год назад, шли жестокие бои за каждый населённый пункт, за каждый дом - бойцы Красной Армии, уже освободившие Советскую Родину, сражались, гибли, освобождая от фашистов Европу. Они не могли иначе, зная, какие страдания и ужасы приносит людям гитлеровская оккупация. И никто из них, фронтовиков 1945-го, освобождавших Европу, даже помыслить не мог, что спустя десятилетия там начнут сносить памятники освободителям, что не будут пропускать с Красным знаменем Победы наследников героев, решивших пройти дорогами воинов до Берлина. В Европе забыли, что за их свободу отдали свои жизни более миллиона советских солдат. Среди них немало и крымчан. «Крымская правда» вспомнила имена наших земляков, Героев Советского Союза, погибших, спасая европейцев от фашизма.

Дороги Победы

Михаил Чупилко, Иван Рыбалко, Иван Жудов (слева направо).

Год назад в Великобритании, Франции и Германии провели опрос: кто, по вашему мнению, сыграл ключевую роль в освобождении Европы во Второй мировой войне? «Главными освободителями» там назвали американцев - 43%, англичан - 20% и только 13% помнят о советских воинах. Такая «забывчивость» вполне объясняет и борьбу с памятниками погибшим нашим воином - польский институт национальной памяти подготовил проект сноса более 500 памятников, и запреты на проезд байкерам - участникам мотопробега «Дороги Победы - на Берлин». В Германию байкеры мотоклуба «Ночные волки» едут через Белоруссию, Литву, Польшу, Словакию, Чехию и Австрию. В Литве двух байкеров не пропустили из-за Красных знамён. Из-за знамён, с которыми в 1944-м наши вой­ска освобождали тогда ещё Литовскую ССР, где погибли более 80 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. А пограничная охрана Польши отказала во въезде семи мотоциклистам из России, объяснив это решение угрозой безопасности республики. В 1945-м в этой стране не боялись этой угрозы, а предки тех, кто сегодня не пускает наследников победителей и планирует сносить памятники, с радостью встречали «русских спасителей». За освобождение Польши от фашистов погибли 600212 наших солдат. За освобождение Чехословакии - 139918 воинов Красной Армии, в Венгрии - 140004, в Германии - 101961 красноармеец, в Румынии - 68993, в Австрии - 26006 человек, в Югославии - 7995, в Норвегии - 3436, в Болгарии - 977 солдат и офицеров. В память о них байкеры, наследники победителей, везут Красные знамёна, останавливаются у обелисков павшим воинам, чтят героев. «Мы не откажемся от своих могил, мы будем о них помнить и будем возлагать цветы», - заверил всех злопыхателей лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург). А там, куда не пускают наших байкеров, с цветами к мемориалам приезжают их друзья из местных мотоклубов, те, для кого память о войне и настоящих освободителях - свята.

Наши герои

Яков Чапичев, Василий Нелюбов, Георгий Тучин.

В боях за польскую деревню Кузава у станции Черемха погиб 24 июля 1944 года старшина механик-водитель самоходной артустановки (САУ) 713-го самоходного артиллерийского Уманского полка Михаил Куприянович Чупилко. Через месяц ему исполнился бы 31 год.
В Крыму он работал трактористом и комбайнёром в совхозе «Бий-Суковиче» Джанкойского, колхозе «Десятилетка» Тельманского (Красногвардейского) районов. В «Десятилетке» осталась жена Ольга Потапенко, ей несколько раз посылали похоронку на мужа. Получила или нет, выжила ли в фашистской оккупации Крыма - неизвестно. Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза воин награждён посмертно 23 августа 1944-го за июньские бои в Гомельской области, где «умело маневрируя, обеспечил экипажу возможность вести меткий огонь по врагу, захватить переправу речки Добосна». Сгорел в САУ в бою за деревню Кузава. Жене сообщали, что похоронен на опушке леса. Кроме того, значится похороненным в городе Берёза в Белоруссии и в селе Милейчицы в Польше.
В этой же стране, в посёлке Хобеня, похоронили гвардии капитана начальника штаба 3-го мотострелкового батальона17-й Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова механизированной бригады 29-летнего Ивана Фёдоровича Рыбалко из Симферополя. Он погиб
4 февраля 1945-го, дома ждали родители и сестра Полина. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно - за то, что принял «командование батальоном во время переправы через Одер, под ожесточённым огнём противника одним из первых с горсткой бойцов форсировал реку и в течение дня отбил 13 вражеских атак».
В польской деревне Жабно похоронили младшего лейтенанта командира взвода
1270-го стрелкового полка Ивана Егоровича Жудова. 10 мая ему исполнилось бы 95 лет, а погиб в бою 26 февраля 1945 года. Маме Анне Иосифовне в Севастополь отправили похоронку. Отличился герой в боях по форсированию Днепра, где взвод, заняв плацдарм, отбил 3 контратаки превосходящих сил противника, в освобождении Белорусской ССР, Польши. Через месяц после гибели посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Владимир Гореглядов, Абдуль Тейфук, Иван Геращенко.

В польском Вроцлаве (тогда Бреслау) 9 марта 1945-го погиб майор замкомандира батальона по политчасти 243-го стрелкового Волжского полка 36-летний Яков Иудович Чапичев, крымский поэт, бывший железнодорожник Джанкоя. Фронтовика не дождались жена Екатерина и дочь Долорес. Вместе с группой разведчиков он выбивал фашистов, засевших в одном из домов. Звание Героя Советского Союза посмертно присвоено в июне 1945-го.
Тогда же посмертно Золотой Звездой наградили Василия Григорьевича Нелюбова, младшего лейтенанта командира танка 242-й танковой Красно­знамённой ордена Суворова бригады. Он родился 9 мая 1914-го, детство провёл в селе Кутлак (Весёлое) под Судаком, там его с фронта ждал отец Григорий Иванович. Танкист погиб 18 марта 1945-го в боях за город Леобшютц (Глубчице) - таранил фашистский танк. Похоронен в посёлке Кендзежин неподалёку от Глубчице.
В боях за Польшу отличился старший лейтенант командир 94-й отдельной штурмовой роты 362-й стрелковой дивизии 30-летний евпаториец Георгий Владимирович Тучин. Его рота в январе 1945-го прорвала вражеские укрепления на берегу Вислы и освободила город Радом. Через месяц комроты стал Героем Советского Союза. Он встретил Победу - часть ещё находилась в Польше, а 5 августа 1945-го погиб в автокатастрофе в Познани, там и похоронен.
В Грозном его ждала мама Марфа Ивановна, а в Евпатории - жена Александра.
Бригадиру феодосийского совхоза Владимиру Степановичу Гореглядову 5 мая исполнился бы 101 год. Он, гвардии капитан, командир 2-го батальона 170-го Гвардейского стрелкового полка, погиб 3 февраля 1945-го в бою за посёлок Рейтвейн (Германия), где и похоронен.
А месяцем позже ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза за то, что вместе со своими бойцами форсировал в августе 1944-го Вислу и освобождал польский Магнушев.
В Краснодаре осталась мама Анна Фёдоровна.
В Партените мама Айше Топчи не дождалась гвардии майора, комбата 175-го Гвардейского стрелкового полка 29-летнего Абдуля Тейфука, удостоенного звания Героя Советского Союза при форсировании Днепра. Он, участник Львовско-Сандомирской наступательной операции, погиб 18 марта 1945-го в боях за Нейбрюкен в Германии. Похоронен на Холме Славы во Львове.
Керчанин Абрам Иванович не дождался с фронта 24-летнего сына Ивана Абрамовича Геращенко, сержанта, автоматчика 694-го стрелкового полка. Он форсировал канал Одер-Шпрее, прикрывал батальон во время переправы у города Мюльрозе, первым ворвался в посёлок Гросс-Риц, уничтожив фашистский дзот. Погиб 28 апреля в бою за посёлок Керигк, уничтожив при этом 15 фашистов. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. Похоронен в польской Цыбинке.
Мы не знаем, сохранились ли сейчас могилы наших земляков-героев в освобождённой ими Европе, приносят ли к ним цветы. Мы, крымчане, просто постараемся не забыть имена тех, кто отдал жизни за мир.

Наталья ПУПКОВА.