Непотопляемый сольпром

Сможет ли Крым накормить своей солью всю Россию?

11 Февраль 2015 1631
Под воздействием солнечных лучей бета-каротин теряет цвет и соль становится белой.
Под воздействием солнечных лучей бета-каротин теряет цвет и соль становится белой. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Крымская соль - розовая, с отчётливым фиалковым ароматом. Одни ценят её за характерный вкус. Другие - за уникальные целебные свойства, открытые столетия назад. После победы России в Русско-турецкой войне розовую соль начали поставлять ко двору Екатерины Великой. Турецкий султан, потерпевший поражение, взял с царицы слово, что она не откажет в милости и будет торговать солью с Турцией. В период немецкой оккупации её как особо ценный ресурс вывозили в Германию. В советские годы солепромысел переживал подъём, а при Украине предприятие выжило чудом. За годы украинского безвременья о славе крымской соли подзабыли, и теперь редкий крымчанин может что-то рассказать об уникальном солепромысле между Саками и Евпаторией. Наши корреспонденты отправились туда, чтобы исправить эту досадную несправедливость и попытаться понять, какое будущее уготовано единственному на территории СНГ солепромыслу.

Кристалы здоровья

Найти прославленную розовую соль несложно. Направляясь в Евпаторию со стороны Сак, достаточно посматривать направо. Увидел огромные, сияющие на солнце бурты (валы из соли) - считай, нашёл. Это и есть знаменитый Сакский сольпром, нынешний производственный кооператив «Галит». Пока владелец предприятия в отъезде, делами там заправляет директор по производству Валерий Стародубцев. Посвятив работе на сольпроме не один год, он свято верит в одно: для еды пригодна только морская соль.
- Вот вы знаете, чем отличается наша морская соль от каменной, которую все привыкли есть? - задаёт солевар вопрос, на который у меня нет ответа. - Она чище, потому что в процессе её выращивания мы сбрасываем кальций и тяжёлые металлы. С каменной солью такого не выйдет. Она откладывалась столетиями, а вместе с ней откладывались тяжёлые металлы и нерастворимые осадки. Потом в этот многометровый слой окаменелой соли запустили буровую машину, перемололи всё, запаковали в пачки и дали нам. А мы едим. В среднем человек съедает 5-6 граммов соли в день. Представьте, сколько шлака от такой соли остаётся в организме человека за 70-80 лет жизни.
Представили, прокалькулировали, вывод сделали. Впрочем, чистота продукта - не единственное, чем интересна крымская соль. Интересна она ещё и цветом. Розовый оттенок ей придаёт микроводоросль Dunaliella Salina. Это единственный живой организм, который за миллионы лет эволюции смог приспособиться к жизни в рапе (концентрированном растворе соли). Чувствует себя эта водоросль в солевом концентрате настолько хорошо, что при выпадении густого тумана или осадков умудряется даже цвести, активно выделяя при этом бета-каротин. Это жизненно необходимое для здоровья человеческого организма вещество и окрашивает бассейны в розовый цвет.

Как это делается?

Технология, по которой выращивают соль на единственном уцелевшем в Крыму солевом промысле, не нова. Она была разработана сотни лет назад. Солепромысел - система каскадных восьмигектарных бассейнов. Большинство из них используются для выпаривания морской воды и подготовки рапы. Непосредственно для выращивания соли служат только 4 бассейна.
Добывается соль раз в год, но технологический процесс цикличен, и работы хватает в любое время года. Добычу соли можно условно разделить на несколько этапов: испарительный (когда готовится рапа), садковый (когда соль выпадает на дно бассейна) и уборочный (когда пласты соли снимают со дна бассейнов и укладывают в бурты). После уборки оставшуюся на дне соль растворяют и выводят из бассейна, а его дно ровно выглаживают и высушивают, чтобы наполнить новой рапой.
- Раньше соль добывалась вручную. Сегодня - механизированным способом, хотя сами механизмы уже давно устарели. Солеуборочный комбайн, который служит нам верой и правдой до сих пор, был построен в 1934 году. А вот это вообще уникальное сооружение, - показывает директор по производству на обильно протекающую трубу. - Вы такого больше нигде не увидите. Эта километровая труба имеет в диаметре полметра. Она была сделана российскими бондарями из дерева в 1917 году и до сих пор служит. Скоро будем столетний юбилей справлять. Конечно, приходится её латать, но ничего лучше пока нет. Рапа - очень агрессивная среда. Металлические и пластиковые трубы за 2-3 года полностью приходят в негодность.
По словам Валерия Стародубцева, скоро всё изменится. Появится новая техника и оборудование. Сольпром будет реанимирован.

Урок истории

В советские годы в Крыму работало около 15 небольших солепромыслов. Сейчас остался один - тот, что принадлежит производственному кооперативу «Галит». Косвенные данные свидетельствуют о том, что соль на территории старого сакского солепромысла добывали ещё 2,5 тысячи лет назад. Но основное развитие сольпром получил в 1853 году. Тогда граф Балашов выкупил у царя эти земли, нанял немецкого инженера Гофмана, и на участке земли между озером Сасык-Сиваш и Чёрным морем вырос солепромысел площадью 362 гектара. Тогда здесь всё делалось вручную, и на работах по добыче соли было задействовано от 10 до 12 тысяч человек. Сейчас на сольпроме трудится около 40 работников.
- В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, вся соль до последнего килограмма отправлялась в Германию, - проводит ликбез Валерий Стародубцев, поглядывая в окно на солевые бассейны, волнующиеся под холодными степными ветрами. - В военные годы это был очень ценный ресурс. Дело в том, что по своему химическому составу морская соль близка к составу человеческой крови, поэтому её часто использовали как физраствор.
В своё время она спасла очень много раненых. Зная это, становится понятно, почему, отступая из Евпатории в 1944 году, немцы хотели уничтожить сольпром. Они сбросили на него три бомбы, но промысел уцелел. На следующий день после освобождения Евпатории была собрана бригада, и солепромысел начал опять развиваться.
В советские годы сакский солевой промысел переживал расцвет. Предприятие развивалось, и в 1976 году был добыт рекордный урожай - 56 тысяч тонн соли.
С распадом СССР всё изменилось, имущество начали расхищать, а работа не остановилась только благодаря энтузиазму работников сольпрома. Последние 20 лет развитием солепромысла не занимались. Добывали и продавали царскую соль как техническую. После прошлогоднего референдума производство едва не погибло. Бывший владелец, уроженец Западной Украины, решил поступить, как отступающие в 1944 году фашисты: приказал разрушить солевые бассейны. Промысел спасли рабочие.

Взгляд в будущее

После воссоединения Крыма с Россией у предприятия появился новый владелец - предприниматель из Ставропольского края Георгий Делибалтов. Работники солепромысла уверяют, что с его приходом работа здесь закипела.
- Сегодня мы приобретаем китайскую линию для фасовки соли. А раньше на Украину мы нашу соль отдавали за гроши как сырьё. Теперь мы хотим получить конечный продукт, то есть пищевую морскую соль трёх помолов. Мы уже сейчас начали производить соль мелкого, среднего и крупного помола. Конечно, пока что объёмы небольшие, но с появлением фасовочной линии объёмы существенно увеличатся, а себестоимость производства снизится. Пока вот такая 800-граммовая коробочка соли стоит
25 рублей. В Европе, кстати, такая же коробочка морской соли обойдётся в переводе на наши деньги примерно в 180 рублей, - рассказывает Валерий Стародубцев.
Спрос на сакскую соль, по его словам, есть. Налажены поставки с Ростовом, Москвой, Адыгеей, Ставропольским и Краснодарским краями, Пермью и Ижевском. Ведутся переговоры с торговыми представителями из Китая. Да и крымские дилеры местной продукцией заинтересовались. Царская розовая соль уже появилась в некоторых крымских магазинах.
Кроме того, уже в этом году может увеличиться и добыча соли. Сейчас из 362 гектаров солепромысла используется гектаров 200. После того, как будет освоена незадействованная часть сольпрома, добыча может увеличится до
37 тысяч тонн. Этого хватит сполна для того, чтобы обеспечить пищевой солью не только Крым, но и всю Россию.

Крымская соль скоро появится и на кухнях крымчан.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.