Юрий Башмет: Мы строим империю музыки

14 Ноябрь 2014 478
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Знаменитый музыкант в сентябре выступил в Симферополе и в Севастополе с оркестром «Новая Россия» и дал мастер-класс. В начале ноября приехал с созданным два года назад Всероссийским юношеским симфоническим оркестром «Молодые дарования России».

-Юрий Абрамович, Крым - пристрастие вашей души?

- Крым всегда считал своим. И то, что он вернулся в Россию, для меня совершенно естественное событие. Честно сказать, давненько я не был в ваших дивных краях. В детстве мама часто возила меня к морю, потом я уже самостоятельно бывал здесь. Каждый приезд - радость и удовольствие. Особые - выступить здесь в День народного единства.

- В истории России ведь никогда ещё не было такого оркестра?

- Да, мы в этом - первооткрыватели. Особую гордость испытываю от того, что создан он не по связям, не по прослушиваниям по плёнкам, а после посещения детских музыкальных учебных заведений в провинции. В первый состав оркестра вошли 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из разных регионов России, победители Всероссийского конкурса исполнителей классической музыки.

- И где прошло «крещение» оркестрантов?

- Первые концерты коллектива состоялись в ноябре 2012 года в Сочи. Потом выступили в Большом зале Московской консерватории, гастролировали в Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге, в Брюсселе, Женеве, Западном Берлине. Ребята играли с такой отдачей, что авторитетные критики признались: «Закроешь глаза - такое впечатление, что играет шикарный профессиональный оркестр».

- В каких городах созданы образовательные центры, занимающиеся поддержкой юных талантов, потенциальных кандидатов в оркестр?

- В Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, в подмосковном Жуковском.
А началось всё с маленького городка Новокуйбышевска Самарской области.

- В школе, которая носит имя Юрия Башмета? Какие чувства испытали, узнав о присвоении учебному заведению вашего имени?

- Сначала смутился. Потом - ответственность. И начал действовать. Сначала помог купить новый рояль, смычки, сделать ремонт. После этого облагородили перрон на вокзале, чтобы горожанам не было стыдно перед приезжающими из столицы и из-за рубежа музыкантами, да и перед всеми гостями. Теперь на основе этой школы создана детская академия.

- С сентября нынешнего года возможность развить свой дар и влиться в оркестр появилась и у крымчан. Кого-то уже присмотрели?

- В нынешнем составе оркестра играет ваш земляк Максим Минеев - ударник.

- Когда речь идёт о детях, важно не только развить их дарования и привить музыкальную исполнительскую культуру, но и научить ценить общечеловеческие ценности.

- Безусловно! Говорим с ребятами не только о музыке. Вот мы играем «Ромео и Джульетту», я спрашиваю: а кто не знает, кто это такие? Оказалось, все знают. А кто написал, когда? Отвечают правильно. Значит, тема любви волнует, как и в шекспировские времена. И это прекрасно! Будет меньше любви, будет меньше жизни. А вообще, не будет любви - и жизни не будет. Мы ответственны не только за профессионализм своих юных коллег, но и за их патриотизм. Практически перед нами стоит сверхзадача - выстроить империю музыки внутри большой России. Это значит, что талантливым людям надо создавать условия выгодные, интересные для них настолько, чтобы не прельщаться зарубежьем.

- У молодых - прекрасный пример великих музыкантов современности, которые родились в провинции, дошли до столицы, покорили весь мир, но не покинули Россию. Такая возможность есть и у юных оркестрантов, которым вы открываете широкую дорогу в профессию.

- Это действительно так. Давид Ойстрах родился в Одессе, Святослав Рихтер - в Житомире. Ростропович - в Баку. И более молодое поколение Олег Коган и Гидеон Кремер - в Риге. Виктор Третьяков - в Красноярске, Владимир Спиваков - в Уфе. Оказавшись в Москве, провинциалы сформировали цельный музыкальный мир. Опыт в оркестре помогает стать на ноги. Если судьбой предначертано быть следующим Коганом, Ойстрахом, это произойдёт. Оркестр - это потрясающая школа. И не только музыкальной игры, но общения с выдающимися музыкантами, такими, как, скажем, Третьяков. В прошлую, четвёртую сессию оркестра он у нас солировал. Представляете, что это для ребят - легенда живая с ними играет! Это то, чего долгие годы не хватало, что было упущено. Когда я учился в Московской консерватории, встречал в коридоре и Ойстраха, и Ростроповича, с которым потом меня очень тесно связала судьба. А сегодня в консерватории прекрасно преподают ассистенты Ойстраха, Когана, других великих музыкантов, но Третьякова там не встретить, не получить приглашение прийти в его класс, как у меня было с Ростроповичем.
А мы даём возможность учиться у выдающихся музыкантов, приглашая их выступить с оркестром. Они обучают нашу молодёжь основам самой великой русской музыкальной школы, которая до сих пор остаётся лучшей в мире. Многие, увы, не понимают, а я это почувствовал на себе: когда ты собираешь за рубежом полные залы, а потом уезжаешь на Родину, тебя очень уважают. Потому что у тебя есть свой дом. И ты не занимаешь ничьё место. А занять место в оркестре любой страны мира хорошо обученному российскому музыканту ничего не стоит. Там уже осознали это, и далеко не на каждый конкурс, фестиваль допускают русских участников. Потому что наш выйдет - и будет на три головы выше. Вот почему в Венской филармонии сегодня работает всего лишь один российский музыкант. Не без гордости должен сказать, что это мой ученик.

- Вы сказали, что в Крым, как в другие созданные вами центры, будут приезжать с мастер-классами не только отечественные, но и зарубежные музыканты. Если у нас лучшая школа, зачем приглашать представителей других музыкальных школ?

- Есть некоторые вещи, которые были упущены в советское время, а в Европе они развивались. Когда многое стало доступно, началось хулиганство - а, теперь всё можно… Чтобы это поправить, расширить наш кругозор, и нужны зарубежные учителя. Но и у нас появляются музыканты, которые способны и хотят в этом плане что-то сделать. Например, выпускник Московской музыкальной школы имени Гнесиных Дмитрий Булгаков окончил высшую школу музыки в Детмольде, в Германии, и теперь успешно совмещает концертную и преподавательскую деятельность. У нас в оркестре играет на гобое его ученица.

- У вас - музыкальная семья: и жена, и дочь, и сын, и внук играют на разных инструментах. Выступаете вместе с ними?

- С дочерью Ксюшей, она пианистка, с большим удовольствием выхожу на сцену. Стоял за дирижёрским пультом, когда в Большом зале Московской консерватории играл мой внук Грант, которому сейчас восемь лет. Он, как и его бабушка, моя жена Наталья, - скрипач. У нас только сын Александр не музыкант, а экономист, хотя освоил рояль и флейту.
Закончив короткие гастроли, Юрий Башмет не попрощался с крымчанами, а сказал нам: до свидания. И мы будем жить в предвкушении очередного сюрприза, который он непременно преподнесёт.

Досье

Досье. Выдающийся советский и российский альтист, дирижёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и четырёх Государственных премий РФ Юрий Башмет после окончания Московской консерватории занимается активной концертной деятельностью, преподаёт, проводит мастер-классы в разных странах мира. С 2002 года - художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В качестве солиста и дирижёра выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.