Ирина Кивико: Крым может стать бездотационным регионом через 7 лет

28 Март 2018 1146
Ирина Кивико.
Ирина Кивико.

После воссоединения Крыма с Россией в экономику нашей республики хлынул поток инвестиций. Государство вкладывает невиданные ранее средства в развитие и восстановление инфраструктуры, а частные инвесторы, видя такую активность, запускают на полуострове свои бизнес-проекты. Весь этот денежный поток так или иначе проходит через Министерство финансов Крыма. Пообщавшись с Ириной КИВИКО, успешно возглавляющей его с 2015 года, мы узнали, сколько зарабатывает рес­публика и на что тратятся бюджетные деньги, сможем ли мы прожить без средств, выделяемых в рамках ФЦП, исполнится ли давняя мечта о бездотационности региона и зачем крымчан обучают финансовой грамоте.

- Ирина Валерьевна, с этого года Крым начал жить по трёхлетнему бюджету. Какие возможности открывает перед нами переход на новую систему финансового планирования?

- Трёхлетнее планирование дало возможность заключать долговременные контракты и планировать расходы. Это главное его преимущество. На выездных приёмах граждан люди часто спрашивают: «Когда наш посёлок газифицируют?», «Когда отремонтируют школу?» и так далее. Раньше на подобные вопросы мы не могли дать внятного ответа. Теперь благодаря трёхлетнему планированию мы можем поднять документацию и увидеть, где, когда и какие работы будут профинансированы. Соответственно мы уже можем конкретизировать, что такое-то село будет газифицировано в 2020 году, а школа будет отремонтирована в 2019 году. Людей очень волнуют подобные вопросы. Кроме того, бюджетный процесс в целом стал более открытым и понятным.

- Если посмотреть на бюджет в разрезе этого года, на что будут расходоваться средства?

- В этом году мы запланировали расходы бюджета на уровне 169,9 миллиарда рублей. Это на 14% больше, чем в прошлом году. Из этой суммы на нацио­нальную экономику (развитие дорожного хозяйства, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, модернизацию водопроводно-канализационной сети и так далее) будет потрачено 73,1 миллиарда рублей. На образование выделено 31,5 миллиарда, на социальную политику - 23,9 миллиарда, на здравоохранение - 13 миллиардов, на жилищно-коммунальное хозяйство - 13,3 миллиарда, на культуру и кинематографию - 6,8 миллиарда, на общегосударственные вопросы - 3,5 миллиарда рублей. Это всё крупные статьи расходов.

- Суммы колоссальные, но для большинства людей они выглядят абстрактно. Не могли бы вы сравнить для наглядности,  скажем, прошлогодний бюджет с лучшим крымским бюджетом украинского периода?

- В украинскую бытность самый большой бюджет у нас был в 2013 году. Расходы тогда были запланированы на уровне 35,9 миллиарда рублей. В 2017 году расходы составили 161,7 миллиарда рублей. То есть рост произошёл более чем в четыре раза. Если при Украине на национальную экономику мы тратили 3,3 миллиарда, то в прошлом году уже 73,6 миллиарда. На образование выделялось 10,8 миллиарда, теперь - 30,7 миллиарда. На здравоохранение тратили 7,5 миллиарда, теперь - 13,7 миллиарда. На социальную политику было 8,8 миллиарда, стало 21,9 миллиарда. На жилищно-коммунальное хозяйство было 1,3 миллиарда, стало
7 миллиардов. На культуру и кинематографию было 1,4 миллиарда, стало 4,8 миллиарда. На общегосударственные вопросы было 2 миллиарда - стало 6,1 миллиарда рублей. Рост произошёл по всем статьям.

- А что с доходами? Они тоже выросли?

- Да. Почти в три раза. Если в 2013 году в консолидированный бюджет поступило 22,3 миллиарда рублей, то в 2017 уже 59,6 миллиарда.

- Благодаря чему произошёл такой скачок в доходной части?

- Благодаря значительному увеличению собственных доходов. Сейчас в бюджет поступает более 22 миллиардов рублей только за счёт налога на доходы физических лиц. Это прямо свидетельствует о росте заработной платы. Уплата налога на прибыль также очень выросла. То же самое с доходами от использования и продажи имущества. Кроме того, произошла детенизация рынка труда.

- Что способствовало детенизации рынка труда?

- Рост деловой активности и экономики в целом. По данным на 1 января, в Крыму зарегистрировано более 36 тысяч юридических лиц, хотя ещё на 1 января 2016 года их было 28 тысяч. То есть фактически прирост составил более 8 тысяч юрлиц. Если говорить об индивидуальных предпринимателях, то у нас их зарегистрировано уже более 90 тысяч. Это колоссальная цифра, потому что в украинский период у нас было всего 30 тысяч частных предпринимателей, которые уплачивали налоги. Малый бизнес у нас растёт и развивается очень успешно, и цифры увеличения поступлений по специальным налоговым режимам говорят об этом более чем красноречиво.

- А как насчёт Свободной экономической зоны (СЭЗ)? Действующие в ней налоговые преференции окупаются?

- Конечно! Сейчас в нашей СЭЗ зарегистрировано 1283 участника, которые суммарно проинвестировали более 34 миллиардов рублей в крымскую экономику и создали более 20 тысяч рабочих мест. Поступления в консолидированный бюджет от участников СЭЗ выросли уже до 9,4 миллиарда рублей. А если говорить об НДФЛ, то эти отчисления выросли на 33%. При этом в среднем рост НДФЛ по Крыму составил 12%.

- О чём это говорит?

- О том, что благодаря льготной ставке по всем налоговым и социальным взносам участники Свободной экономической зоны выводят зарплаты из тени. То, что раньше платили в конвертах, сейчас платят официально, поскольку у участников СЭЗ нет никакого смысла скрывать зарплаты своих сотрудников. Страховые взносы по ним и так в разы меньше. Также создание новых рабочих мест способствует увеличению поступлений налога на доходы физических лиц. Отсюда и рост налогов на доходы на 33%.

- Рассказывая о нашем нынешнем республиканском бюджете, вы назвали колоссальные суммы расходов. Думаю, всем понятно, что они напрямую связаны с масштабными стройками, которые ведутся в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма. Что будет, когда программа завершится и мы перестанем получать многомиллиардные трансферты из федерального бюджета? Сможем ли мы перестроиться и начать жить по средствам?

- Наши расходы сейчас действительно выше, чем доходы. Это, как вы правильно заметили, связано со строительством колоссальных объектов, каких в Крыму давно уже не строилось. Когда эти работы будут завершены, такие объёмы строительства нам будут уже не нужны. Наши расходы будут соответствовать доходам. Конечно, предстоит научиться более рачительно распоряжаться финансами. Каждому министерству придётся более чётко расставлять приоритеты в расходовании бюджетных средств. Не будем также забывать о том, что доходы наши растут год от года. И темпы этого роста будут возрастать в связи с тем, что скоро будет открыто движение по мосту: улучшится логистика, за счёт этого нашим предприятиям будет проще поставлять свои товары на материк.

- Давней мечте о бездотацион­ности Крыма, на ваш взгляд, суждено сбыться?

- Конечно. Но для этого мы должны построить много предприятий и заводов. Всё это будет, но нужно время!

- Сколько?

- Думаю, что нам понадобится ещё лет 7 для того, чтобы выйти на бездотационный уровень.

- На развитии какой отрасли экономики, по вашему мнению, стоит сделать акцент, чтобы обеспечить этот прорыв?

- Нельзя делать ставку на одну отрасль. Те, кто говорят, что Крым надо развивать исключительно как туристическую зону или делать упор на сельское хозяйство, не правы. Нельзя развивать туризм или сельское хозяйство в отрыве от остальных отраслей. Нам нужна и пищевая промышленность, и лёгкая, и машиностроение. Только так можно обеспечить комплексное развитие респуб­лики.

- Я заметил, что в последнее время ваше министерство уделяет много внимания воспитанию финансовой грамотности населения. Какого эффекта вы пытаетесь достичь?

- Мы хотим, чтобы крымчане стали более грамотными и защищёнными в финансовом плане. Сейчас стремительно появляются новые виды финансовых услуг, усложняются некоторые финансовые инструменты. Разобраться в них может далеко не каждый. Многие не знают элементарных вещей даже о простых потребительских кредитах. Недавно мы проводили опрос среди трудоспособного населения и выяснилось, что 20% респондентов уверены, что небольшая задержка по выплатам не страшна, 37% опрошенных считают, что необязательно возвращать взятый в банке кредит, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод и тому подобное). Это говорит о том, что даже у взрослых людей очень странные представления о кредитовании. Они не отдают себе отчёта в том, что в договоре чётко прописаны сроки погашения кредита, и если их не соблюдать, то банк может прибегнуть к штрафным санкциям. Также 22% опрошенных сообщили, что выплата по кредиту занимает у них более 30% доходов. А 68% отдаёт более 50% своих доходов на погашение кредитов. Так кредиты привлекать нельзя, это очень рискованно. Люди должны понимать, как устроена работа современных финансовых инструментов, и ни в коем случае не обращаться во все эти микрофинансовые организации, которые якобы дают займы под 1% годовых. Надеюсь, наши усилия, уроки, которые мы даём в школах и университете, дадут позитивный эффект и поднимут уровень финансовой культуры крымчан.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.