«Адмирал» вернулся в Севастополь

16 Март 2016 425
Корабль, названный в честь последнего морского министра империи./Фото yaostrov.ru
Корабль, названный в честь последнего морского министра империи./Фото yaostrov.ru

Он пока ещё на переходе в Севастополь из Калининграда - головной сторожевой корабль «Адмирал Григорович», на котором в минувшую пятницу поднят Андреевский флаг. Корабль, построенный на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», вошёл в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Ему суждено служить там, где 110 лет назад был начальником штаба флота Иван Григорович, чьё имя и носит фрегат.

Возрождение флота
Этот корабль с самым современным вооружением может уничтожать надводные и подводные цели, отражать средства воздушного нападения, вести огневую поддержку морских десантов. В те годы, когда на флоте служил Иван Григорович, о таких кораблях только мечтали. Впрочем, Иван Константинович в своё время сделал всё, чтобы российский военный флот возродился.
После Русско-японской вой­ны наш флот, до того считавшийся третьим в мире (после британского и французского), потерял былую мощь. Новые корабли не строились, исключением стали разве что минные крейсеры на Балтике, да и те созданы на добровольные народные пожертвования. В мире уже возводили линкоры, а российское Министерство финансов не видело «целесообразности заказа». Изменить ситуацию и убедить императора Николая Второго в необходимости возрождать славу российского флота удалось только Ивану Григоровичу, ставшему морским министром весной 1911 года. Он убеждал императора и депутатов Государственной Думы, что «русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта», добился принятия закона о флоте и судостроительных программ. Стали вступать в строй новые корабли для Черноморского и Балтийского флотов: 18 линкоров, 14 крейсеров, 100 эсминцев, 58 подводных лодок. Благодаря Григоровичу созданы лучшие в мире эсминцы типа «Новик», линкоры типа «Севастополь», первый в мире подводный минный заградитель.
Он не любил работать в кабинетах - часто адмирала можно было видеть на флотах, судостроительных заводах, он контролировал ход постройки кораблей, создание портов, мастерских, подготовку моряков. И о людях не забывал: добился принятия Думой положений по улучшению жизни моряков. Его уважали и на флотах, называя «беспокойным адмиралом», и во власти. Сохранились воспоминания помощника управляющего делами Совета министров Александра Яхонтова: «Иван Константинович Григорович с первого взгляда привлекал к себе симпатии. Это был «морской волк» в лучшем значении слова. Высокий, статный, с белоснежными густыми волосами, широкоплечий, крепко скроенный, с раскачивающейся походкою, он выделялся среди окружающих своей незаурядной внешностью, исполненной достоинства и благородства. Вся его фигура дышала моральною и физическою мощью».
Служба Отечеству
Страсть к морю и флоту заложена с детства. Родился 26 января 1853 года в Санкт-Петербурге в семье Марии Егоровны и потомственного моряка, капитана I ранга (затем - контр-адмирала) Константина Ивановича Григоровичей. Иного пути, чем служить Отечеству и флоту, у выпускника Морского кадетского корпуса не было. Начинал службу на Балтийском флоте, когда шла Русско-турецкая война 1877-1878 годов, участвовал на клипере «Забияка» в Цимбрийской экспедиции в США, чтобы пройти по торговым путям английского флота и отвлечь Британию от войны. Затем - служба флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана, командиром крейсеров, военно-морским атташе в Лондоне и морским агентом во Франции, командование только что построенным броненосцем «Цесаревич» Тихоокеанской эскадры. И первое испытание корабля: ночью 27 января 1904 года во время внезапного нападения японских миноносцев подрыв на рейде Порт-Артура. Корабль имел крен в 17 градусов, но сражался, благодаря решительности командира, контуженного, однако сумевшего личным примером убедить матросов и офицеров. За мужество и решительность Ивана Григоровича произвели в контр-адмиралы, назначив главным командиром Порт-Артура. Тогда, к слову, порт не только отражал все атаки врага, но и не прекращал работу мастерских, возвращая в строй раненые корабли и создав подводную лодку.
В 1905 году Ивана Григоровича перевели начальником штаба Черноморского флота и портов Чёрного моря. Менее чем через год он получил вторую контузию - 14 мая 1906 года при взрыве бомбы, брошенной террористами на параде в Севастополе. Но службу не оставил: после гибели комфлота Григория Чухнина некоторое время командовал Черноморским флотом, сумев сдержать своим авторитетом беспокойные силы революционных матросов. Потом вновь Балтика, военные порты в Кронштадте и Либаве, где создал мощную судоремонтную базу и сформировал первый в России учебный отряд подводного плавания. В 1909 году назначен заместителем морского министра, а спустя два года, 19 марта 1911-го, - министром. Примечательно, что указ о присвоении Ивану Григоровичу звания адмирала император Николай Второй подписывал в сентябре 1911-го у нас в Крыму, в Ливадии.
Родине не изменил
Морским министром Иван Григорович прослужил 6 лет и три дня: после Февральской революции его вечный оппонент, противник новшеств на флоте Александр Гучков добился, чтобы Ивана Константиновича отстранили от должности, а назначили его. Пытались даже проверку устроить, чтобы выявить «злоупотребления властью», но ничего не нашли: Иван Григорович был честен перед Отечеством и совестью. Вопреки ожиданиям не покинул Россию после Октябрьской революции: здесь оставались могилы родителей, жены Марии Николаевны, здесь дочери Мария и Наталья, здесь был его флот. Владимир Ленин называл Григоровича «единственным дельным царским министром», ему сохранили жизнь и выделили продуктовый паёк за работу в составе «Морской исторической комиссии по обобщению опыта Первой мировой войны и боевых действий на море» и написанные по её заданию мемуары. Не скопившему состояние адмиралу довелось зарабатывать на хлеб и колкой дров, и работой архивариусом Морского архива, преподавателем в Высшей школе водного транспорта. Не забывали и матросы, часто делившиеся с «беспокойным адмиралом» картошкой и сухарями. «Имея от роду 66 лет, не получал никакой пенсии за бывшую 46-летнюю службу во флоте, - писал адмирал в «Воспоминаниях бывшего морского министра». - Не имея работы, живу рисованием картинок, продажею имущества, помощью друзей, к тому и моё здоровье совсем расшаталось…».
В 1924 году гражданину СССР Ивану Григоровичу разрешили выехать во Францию, где ему удалили опухоль мозга. После операции остался жить в небольшом городке Ментон.
К слову, Советское правительство не возражало по этому поводу. Да и Иван Григорович Родине не изменял. Помимо наград Российской Империи, в том числе и ордена Святого Александра Невского, он был полным кавалером орденов Французского легиона, но отказался от положенной ему во Франции пенсии «по принципиальным соображениям». Отказался и от предложения английского правительства о назначении пенсии «в вознаграждение заслуг Русского флота перед Британским в эпоху Великой войны». Он не участвовал в эмигрантских движениях, жил тем, что рисовал и продавал морские пейзажи.
Ивана Григоровича не стало 3 марта 1930 года. На его могиле в Ментоне была надпись: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…». Иван Константинович завещал, чтобы когда-нибудь его прах был похоронен в Петербурге рядом с могилой жены. Это свершилось в июле 2005 года: гвардейский ракетный крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота доставили из Ментона в Новороссийск урну с прахом адмирала. Когда гроб, накрытый точной копией штандарта морского министра Российской Империи, установили на артиллерийский лафет, с борта «Москвы» прогремели 19 пушечных залпов. Моряки Балтийского флота доставили урну в Санкт-Петербург: траурный кортеж прошёл перед зданием Адмиралтейства - последнего места службы Ивана Григоровича. После панихиды в Александро-Невской лавре прах адмирала похоронили на Никольском кладбище в семейном склепе, отреставрированном на средства меценатов и Военно-Морского флота.

Адмирал Иван Григорович.

Наталья ПУПКОВА.