Николай Добрынин: Я хотел работать в милиции

14 Март 2016 362
Николай Добрынин.
Николай Добрынин.

В прошлом году Николай Добрынин участвовал в Международном ялтинском телекинофоруме. А незадолго до этого снимался в Севастополе в сериале «Дети трущоб».

- Николай Николаевич, вы ведь не впервые за свою насыщенную творческую жизнь снимаетесь в Крыму?
- До этого были фильмы «Мины в фарватере» и «Сеть», которые снимались в Севастополе. И вот теперь - картина «Дети трущоб», которую снимают режиссёр Влад Фурман и оператор Кирилл Мошкович, с которыми я работал в картине «Террористка Иванова». Влада зрители хорошо знают по остросюжетным картинам «Бандитский Петербург», «Телохранитель», «Личные обстоятельства». Наш минисериал наверняка напомнит старшему поколению фильм 1971 года американского режиссёра Холла Бартлетта по роману бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка». Наша картина - трюковая остросюжетная молодёжная мелодрама, в центре которой - судьбы детей из обеспеченных семей Маши и Егора. Маша в 12 лет попадает в компанию беспризорников, ведущих авантюрно-воровскую жизнь, а Егор уезжает на учёбу за границу. Встречаются они уже совершеннолетними. Маша, которая живёт с воришками-беспризорниками, и благополучный Егор встречаются, когда он в компании спортсменов-трейсеров приезжает в это горное местечко за «экстримом». Снимаем крутой замес из паркура, горных прыжков с парашютами, мастерского ограбления бандитского казино.
- Кого вы играете?
- Я согласился на небольшую роль одессита дяди Яши, написанную специально для меня. Такое не часто бывает. Это очень яркий, колоритный персонаж, изъясняющийся на типично одесском сленге. Меня трудно будет узнать: режиссёру мало было сделать мне жёлтые прокуренные зубы, ещё и «ожабили» по его воле - приделали на нос две сморщенные родинки, как у Дуремара. Такой вот внешне не очень симпатичный образ. А роль из тех, что душу греет.
- Театралам памятны ваши приезды со спектаклем театра Романа Виктюка «Служанки». Как работалось с режиссёром, творчество которого всегда вызывало споры, неоднозначное восприятие?
- Для меня Рома, с которым я проработал 17 лет, - великий человек. Высший пилотаж.
У нас был прочный творческий союз, потому что мы одной группы крови. Мы нашли друг друга в творчестве. Это мой режиссёр на все времена. После него трудно с кем-то ещё работать. И в том, и в том театре могу работать, но это уже совсем другое…
- «Служанки» были откровением не только для зрителей, но и для вас?
- Конечно. Это ведь по большому счёту переломный спектакль в театральной жизни России, который вошёл в учебник по театральной истории. Зрителей всерьёз «пробило», что главных героинь играют четыре мужика. Да и коллег наших тоже. Трудно сказать, кто из старых мастеров не побывал у меня в гримёрке после просмотра, кто не расписался у нас на обоях. И дядя Женя Евстигнеев, и Савелий Крамаров, когда наведывался из Америки. Я знаю, что многие смотрели эту постановку по 300 раз.
Я перед Виктюком готов встать на колени: это он сделал из меня настоящего актёра. Где бы я ещё сыграл Ирода, Понтия Пилата, Мастера, Эдит Пиаф?
- А почему ушли от любимого режиссёра?
- Я не от режиссёра ушёл, а из театра. Потому что театр много гастролировал, пришлось выбирать между сценой и кино. Совмещать работу в театре и съёмки сразу в нескольких сериалах - «Амапола», «Шахматист», «Жизнь - поле для охоты» - было просто невозможно. А с Виктюком мы остались в прекрасных отношениях, я у него ещё потом играл.
- А как получилось, что стали танцевать?
- Руководитель театра «Независимая труппа», по сути первого в стране театра современного танца, Алла Сигалова была хореографом в «Сатириконе», ставила хореографию в «Служанках». Алла - замечательная танцовщица и хореограф, считается главным в России авторитетом в contemporary dance. Я принял её предложение поработать вместе и не пожалел. Мы с ней весь мир объездили. На балетном фестивале «Модерн» в Коста-Рике я получил гран-при за роль в «Отелло». Вторая постановка, в которой я был занят, «Пугачёв», была признана лучшим спектаклем 1993 года.
- Но всё же самым плодотворным для вас оказалось кино. Кого только вы ни играли: и киллеров, и подлецов, и мудрецов, людей жёстоких и добрых, губящих и спасающих. И трагедийных ролей хватает, и комедийных. А какой жанр вам ближе по естеству?
- Мне главное, чтобы яркий характер был. Часто бывает, что с первого фильма на тебя клеймо ставят какого-то одного типажа, и тогда пиши пропало. Надо мной тоже висел такой дамоклов меч после первой картины «Прощай, шпана замоскворецкая». Замечательный, дорогой для меня фильм. Все тогда решили, что не надо больше никого искать - есть шпана. Но я не позволил режиссёрам задвинуть меня в это амплуа. Сыграл в фильме «Русский регтайм» у Серёжи Урсуляка, которого сегодня все знают по «Ликвидации», трогательного еврея, мечтающего уехать в Штаты. Когда стало модным каратэ, снялся в советском боевике «Всё то, о чём так долго мечтали». В комедию меня до «Сватов» не приглашали. Митяй мне очень даже приглянулся - эдакий дед Щукарь. Такая роль раз в жизни даётся. Мне приятно сниматься в сериале, который пропитан человечностью и любовью. Он поистине народный. У меня сотни тысяч писем не только со всей страны, но из Америки, Австралии, Новой Зеландии. Люди пишут, что в каждом дворе есть свой Митяй - солнечный разнуздай, который вносит свой свет в жизнь простых людей. Специально под меня сценарист написал, а продюсер одобрил сериал «Байки Митяя».
- Но вы ведь на этом не зациклились?
 - Слава богу, приглашают и в другие проекты. В сериале «Орлов и Александров» сыграл своего любимого Леонида Утёсова. Очень серьёзная роль. Скоро выйдет «Алхимик. Эликсир Фауста», где играю Григория Распутина. Буду укротителем в сериале о великой дрессировщице Назаровой. Три месяца реально общался с тиграми на близком расстоянии. Это было очень страшно. Все роли дороги. Нет у меня любимого жанра, любимого амплуа. Только в безнравственных картинах никогда не буду играть.
- Трудно обойтись без вопроса о детских пристрастиях будущей знаменитости. Вы изначально мечтали о сцене или были какие-то другие планы?
- Как нормальный таганрогский пацан собирался после школы либо в милицию, по стопам отца, либо в мореходку. Но моим путеводителем по жизни был брат Александр.
У нас фамилии разные, потому что папы разные, а мамочка  - одна. Александр Науменко сейчас народный артист России, оперный солист Большого театра. Чтобы я не превратился в шпану, Сашка взял меня за «шкирман» и увёз в Москву. По его совету поступал в ГИТИС, но с первого раза не приняли из-за характерного южного гэканья. Поступил в Ростовское училище искусств. Год там позанимался, избавился от гэканья и снова в Москву, на этот раз в ГИТИСе ко двору пришёлся. С тех пор и лицедействую.

Досье

Заслуженный артист России Николай Добрынин родился 17 апреля 1963 года в городе Таганроге Ростовской области в семье следователя. В 1985 году окончил актёрский факультет ГИТИСа. Играл в московском театре «Сатирикон», был актёром независимой студии Аллы Сигаловой и театра Романа Виктюка. На театральной сцене известность получил после роли в постановках Виктюка «Служанки», «Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда». В кино дебютировал в фильмах «Нужные люди» и «Прощай, шпана замоскворецкая». Много снимается и в телесериалах, среди которых - рейтинговые «Семейные тайны», «Нина», «Дом с лилиями», «Людмила Гурченко», «Родина», «Орлова и Александров». Лауреат премии Москвы, призёр за лучшую мужскую роль IV МКФ «Восток & Запад. Классика и авангард» и XIX Фестиваля российского кино в Онфлере.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.