Как Ковач штраф платил

115 лет назад на крымских дорогах появился первый автомобиль

16 Февраль 2016 363
Автомобиль у гостиницы «Европейская» в Симферополе, переулок Фабра (ныне улица Ушинского).
Автомобиль у гостиницы «Европейская» в Симферополе, переулок Фабра (ныне улица Ушинского).

Автомобили уже давно стали не роскошью. Мы изучаем географию России по номерным знакам, мучаемся в пробках на городских улицах, ежедневно слышим и читаем о дорожно-транспортных происшествиях и даже не представляем, как можно жить без машин. А всего 115 лет назад крымчане с удивлением глазели на «самокат» и осаждали Ялтинский суд, где впервые в истории полуострова слушалось невиданное дело - о происшествии с автоматическим и конным экипажами.

Ялтинское ЧП

Первым городом на полуострове, которому довелось увидеть нечто самоходное на «четырёх колёсах и без лошади», стала Ялта. Именно сюда 19 сентября 1901 года прибыл из Одессы пароход, привёзший обычного венгерского туриста - инженера Гёза Ковача. А вот «багаж» у него был необычный - путешествовал инженер с собственным автомобилем. На нём и  выехал турист прямо на городскую набережную, вызвав изумление, восторги и страхи окружающих. Автомобиль у венгра был четырёхместный, и некоторым крымским ребятишкам - смелости хватило только у детворы - удалось знаками упросить иностранца прокатить. Скорость, с которой мог разгоняться «самокат», была немыслимая по тем временам - 50 вёрст в час, то есть более 53 км/ч.
«Благодаря» Ковачу крымчане впервые узнали, что такое автомобильная авария. Неподалёку от Гурзуфа рокот венгерской машины до того напугал лошадь, впряжённую в двигавшийся навстречу экипаж, что та, резко рванув, попросту опрокинула экипаж вместе с пассажирами. К счастью, обошлось без погибших, но туристу из Европы пришлось выложить 120 рублей в качестве компенсации морального и материального ущерба пострадавшим. От случившегося добропорядочный автомобилист не отказывался, место аварии не покидал и очень удивлялся массе народа, окружившей здание суда, где слушалось дело. Кстати, спустя 13 лет, когда автомобили в Крыму стали уже обыденной роскошью, произошло ещё одно занимательное и, к счастью, нетяжёлое ДТП. 31 июля 1914 года в Симферополе на улице Пушкинской автомобиль №11, принадлежащий некоему Колоскову, переехал Исаака Мандельштама. Пострадавшему повезло: скорость машины была маленькой - менее 12 км/ч (ограничение для городских улиц), и тяжёлых травм не случилось. А причиной аварии вновь стала техническая новинка - появившийся в городе трамвай, на который засмотрелись и водитель авто, и пешеход.

Опасения губернатора и императора

Справедливости ради надо сказать, что появиться автомобили в Крыму могли гораздо раньше, ещё даже до туриста из Венгрии. Дело в том, что в 1895 году техническо-торговый дом Еленковского подал прошение на имя Таврического губернатора Петра Лазарева об организации автомобильного сообщения между городами полуострова: «Организовать движение пассажиров и багажа в дилижансах с керосиновыми двигателями по двум шоссейным дорогам, ведущим от Ялты в сторону Симферополя и Севастополя». Даже дилижанс в Париже заказали - восьмиместный экипаж «боец №1, не производящий дыма, пара, резкого шума, достаточно мобильный, имеющий задний ход и два механических тормоза. Скорость движения экипажа не превышала 16 вёрст в час, что не помешало бы гужевым экипажам». Но губернатор добро не дал: по согласованию с местными жителями и на основании личного страха перед «самодвижущимися экипажами» прошение передано «на рассмотрение министру внутренних дел, по основанию отсутствия каких-либо правил на предмет пользования механическими двигателями для самодвижущихся без рельсового пути экипажей». В общем, не появились в конце XIX века автомобильные перевозки на полуострове, да и после визита венгерского инженера транспортная история развивалась медленно: в январе 1902-го некий офицер Ялтинского конного полка привёз в город машину, но чтобы пользоваться ей, надо было получить разрешение у самого императора. С подобной просьбой к Николаю Второму и обратился министр императорского двора граф Фредерикс, но получил отказ: «Пока живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму». Не доверял император «самокатам», но потом в Санкт-Петербурге император ощутил, что такое «технический прогресс», и вскоре в Ливадии появился императорский гараж на 25 автомобилей, а «самокаты» зажиточных крымчан стали колесить по крымским дорогам.
В крымской столице даже было организовано регулярное транспортное сообщение: с ходатайством перед городской управой о выдаче разрешения на устройство автомобильного сообщения выступил потомственный почётный гражданин города Илья Черкес. В марте 1902 года после долгих обсуждений городская управа и техническая комиссия разрешили «сообщение на самокатах» и установили плату «за проезд от дома Христофорова (сейчас площадь Куйбышева) до дома Бухштаба (угол проспекта Кирова и улицы Карла Маркса) - 5 копеек. От центра до вокзала - 10 копеек». Для сравнения, за
5 копеек можно было купить килограммовую буханку хлеба, а за 12 копеек - полтора литра молока.

Межгород за 5 кг осетрины

А регулярные международные перевозки на полуострове появились уже в 1904 году. Одессит Вольдемар-Георг Трепке получил патент на перевозку пассажиров по маршрутам Севастополь - Симферополь, Севастополь - Ялта, Алушта - Симферополь. Правда, регулярным движение не было: ездили по мере необходимости, как приходили желающие. Через года два появилось регулярное автосообщение между Симферополем и Евпаторией: первым перевозчиком с одним автомобилем стал купец Сеферов. Стоимость проезда - 6 рублей - почти пять килограммов осетрины на базаре. Вдвое меньше стоила поездка из Симферополя в Карасубазар (Белогорск) на автобусе - двенадцатиместный, он начал регулярно курсировать между населёнными пунктами в 1909 году.
Скорость междугородных перевозок была ограничена 15 верстами в час (верста - 1,0668 км). Впрочем, такая скорость не помешала появлению злостных нарушителей. В 1907 году крымские газеты рассказали о том, что «живущий в Севастополе Миклошевский имеет автомобиль, на котором возит пассажиров между Севастополем и Ялтой. 13-го числа сего ноября означенный автомобиль наскочил и разбил станционное ландо, в котором ехал из Ялты в Севастополь редактор «Московского листка» господин Пастухов. К счастью, и Пастухов, и кучер отделались только тем, что вынуждены были восемь вёрст пройти пешком до станции. 15-го числа тот же автомобиль наскочил на станционный мальпост и своей осью сломал ногу у пристяжной лошади.
И вообще ни одна встреча с автомобилем Миклошевского не обходится без столкновений».
Очевидно, чтобы ограничить количество столкновений, в Крыму разработали в 1908 году первые правила дорожного движения: ограничение скорости до 5 вёрст в час, запрет «езды в перегонки», допуск к управлению автоматическими экипажами лишь выдержавших специальное испытание. А чтобы автомобилисты не зазнавались, в Симферополе бюджетная комиссия городской Думы установила на 1909 год сбор в пользу города. По 1 рублю с каждой силы автоматических экипажей, а так как в крымских машинах было до 15 «лошадок», то бюджет города в год пополнялся максимум на 210 рублей - автомобилей-то в Симферополе было тогда всего 14.

Наталья ПУПКОВА.