С бензином и запасом прочности

В России крымчане забудут о топливных проблемах

25 Март 2014 495

Крымчане достойно пережили мартовское подорожание топлива, завязанное на майдановском падении курса гривны. Теперь мы ждём - не дождёмся российских поставок бензина и солярки, цены на которые обещают быть по-настоящему щадящими. К каким цифрам на ценниках АЗС следует готовиться рядовому потребителю, пытался разобраться наш корреспондент.

Двойная зависимость

Не секрет, что в годы украинской независимости Крым плёлся в хвосте аутсайдеров по многим позициям, когда речь заходила обо всём, что должна давать своим гражданам страна. Не было исключением и топливо: традиционно наш полуостров отличался самыми высокими ценами на бензин, которые соизмерялись только с показателями Киева с его гораздо более высоким уровнем жизни. Трейдеры поясняли ситуацию сложностями доставки топлива в республику и соответствующими транспортными накрутками. При этом розничные цены частенько обгоняли биржевые котировки нефти на мировом рынке: как только там, за океаном, слегка дорожал баррель, заправщики мгновенно начинали распродавать свои запасы с соответствующим «наваром».
Так поступать им удавалось по двум причинам: во-первых, из шести нефтеперерабатывающих заводов Украины реально работали только один-два. Поэтому львиную долю необходимого топлива в страну завозили из Белоруссии (около 50%), Литвы, Румынии, Польши или Венгрии (ориентировочно по 10%). Во-вторых, как мы уже отмечали, Антимонопольный комитет, обязанный пресекать любой сговор дилеров бизнеса нефтепереработки, или закрывал глаза на происходящее, или в лучшем случае выставлял сетям заправок штрафные санкции с опозданием в несколько месяцев, когда они уже положили в карман хороший куш.

Без оков

Россия в отличие от Украины полностью обеспечивает собственным топливом свои потребности и даже продаёт его за рубеж. Страна обладает богатейшими в мире природными запасами нефти и газа, имеет полный цикл их добычи и переработки. Потому цены на бензин и газ для российских потребителей никоим образом не зависят от колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам. Кроме того, жителям РФ не приходится жить в страхе возникновения дефицита топлива, к примеру, в разгар посевной или уборочной кампании.
В отличие от украинских аграриев, которые не могут себе позволить сделать запас топлива по более низкой цене и вынуждены работать, как говорится, с колёс, российские обеспечены топливом в полном объёме загодя.
Скептики уверяют, что разницу между дешёвым российским и гораздо более дорогим импортным топливом при его поставке в Крым съест дорога и цены на топливо для крымчан снова окажутся в привычных пределах от 11 до 13 гривен за литр. Таким «экспертам» остаётся лишь посоветовать поднатореть в арифметике. Сначала взять карту и сопоставить расстояния, к примеру, от Польши до Крымского полуострова и от того же Краснодарского края до наших садовых и виноградных плантаций. А затем остаётся лишь сопоставить стоимость литра российского топлива и его аналога из Евросоюза в одной валюте, к примеру, в американских долларах. Тогда сразу станет понятно, что разницу в более чем полтора раза ни на какую доставку списать не удастся.

Кстати

По действующему законодательству сельхозпроизводители РФ (как коллективные хозяйства, так и фермеры и индивидуальные предприниматели) имеют право закупать ГСМ по самым низким ценам. Кроме того, возможна поставка горючего в кредит под будущий урожай. Также государство нередко выступает гарантом как обеспечения селян топливом, так и реализации выращенной ими продукции.

Наталия ГОНЧАРОВА.