Кино - это сказка. А о жизни мы смотрим новости

22 Март 2014 543

Известный российский кинорежиссёр не скрывает, что любит Крым. Да это и без слов ясно, потому как часто приезжает на наш полуостров. Наша первая встреча состоялась аж в прошлом веке - в 1997 году на Ялтинском кинофестивале, в программе которого была картина «Из ада в ад», как тогда показалось, с необычной для режиссёра популярных фильмов «Всё будет хорошо» и «Ты у меня одна» темой еврейского геноцида в годы Великой Отечественной войны. В веке нынешнем известный театральный и кинорежиссёр прочно прописался в Севастополе: в театре им. Луначарского с большим успехом идёт несколько его спектаклей.

- Дмитрий, как вас, успешного столичного мэтра, угораздило увлечься провинцией?
- Ну Севастополь театральной провинцией никак не назовешь. Когда я увидел на здешней сцене спектакль в постановке Григория Лифанова «Любовный хоровод», признаюсь, был поражён. Вообще-то мне редко что нравится, поставленное другими. А это была такая крепкая режиссёрская и актёрская работа, очень выразительная, что я не удержался от похвалы. И когда мне буквально через полгода выделили грант на постановку спектакля в одном из русских театров за границей, выбрал крымский город. Спектакль «Леди на день» имел большой успех у зрителей, скажу без ложной скромности. И после этого руководство театра предложило сотрудничество, от которого не отказался, поставил «Семейную идиллию» и «Удалого молодца - гордость Запада». Надеюсь, роман с Крымом не оборвётся.
- Вы ведь начинали именно как театральный режиссёр, работали со многими знаменитостями.
- Было дело. Всё шло до поры до времени по классической схеме. Начинал в Свердловском театре юного зрителя, дослужился до главного режиссёра. Потом отправился в Питер, к Товстоногову в БДТ. В послужном списке - должность художественного руководителя театра комедии им. Н. Акимова. Карьера складывалась успешно. А тут меня вдруг угораздило снять художественный фильм. И понеслось: «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Четвёртая планета».
И уже трудно было отдавать предпочтение чему-то одному. Теперь и кино бросать не хочу, и с театром прощаться жаль.
- Наверное, уже приходилось отвечать на вопрос, почему после «сказок нашей жизни», как называли ваши первые картины, взялись за трагическую тему?
- Я сказками свои картины не считаю, в отличие от критиков, которым надо же что-то писать. Пересмотрите их, увидите, как эти ленты непросты, как много в них глубины. Я бы даже сказал, философского осмысления того, что происходило в те годы, когда рушилась привычная жизнь, шло обнищание так называемого среднего класса.
- Ваш фильм «Изыди» раскрывает больную национальную тему через еврейские погромы.
- «Изыди» была первой картиной на эту тему в то время, когда национальный вопрос стоял особенно остро. В 1989 году вражда между народами не просто витала в воздухе: в Баку начались межнациональные столкновения, ожидались еврейские погромы.
В тот момент было важно не сказать, а прокричать, что для нормального человека национальная вражда - явление совершенно чуждое, омерзительное, позорное. Хочу, чтобы все осознали, что любое деление по национальному признаку исходит прежде всего от государства, а не от простых людей.
- На телекинофоруме «Вместе» вам вручили диплом «За талант и умение слышать голоса детства». Так была отмечена ваша работа в проекте второго Национального канала Белоруссии «Я пою». После окончания церемонии награждения случайно услышала из уст одного из присутствовавших на ней: «Смотрю передачу «Я пою» - и слёзы наворачиваются. Впервые увидел Дмитрия Астрахана в таком качестве. И был поражён: он о каждой грустной истории говорит так оптимистично... А щёки у него при этом мокрые...». Почему при огромной занятости решили участвовать в этом проекте?
- Вот потому и решил, что щёки мокрые... Я вообще люблю детей, был пятым в семье, у самого шестеро подрастают. Отказаться от предложения вести «Я пою» не смог, узнав, что она для детей, воспитывающихся далеко не в тепличных условиях - из детских домов, многодетных и неполных семей, и получив уверения, что не будет «своих» - блатных.
- Что новенького приготовили для зрителей?
- Фильм «Деточки» - историю драматичную и остросоциальную.
-Для вас важнее мнение именитых критиков или обычных зрителей?
- Не буду кривить душой - отзывы критиков небезразличны. Но по большому счёту меня волнует мнение зрителей. После недавнего фильма «Ночной таверны огонёк» получил письмо: «Наконец-то среди всех этих сладких мелодрам РТР показал фильм, где есть мысль, серьёзные проблемы, а не только слезливо-драматическое повидло». Я, как и большинство, люблю похвалу. Но в то же время радуюсь, поверьте, когда среди большого количества положительных отзывов приходит два-три отрицательных, особенно - гневных. Потому что, если между зрителем и режиссёром возникает идеологический спор, значит, фильм сделан качественно.
- Вас называют «народным режиссёром». Значит ли это, что интеллигенция с прохладцей относится к творчеству Дмитрия Астрахана?
- Что касается отзывов интеллигенции... Помню, как хорошо приняли картину и очень толково написали об этом писатели Дмитрий Быков и Владимир Соловьёв. Татьяна Устинова при встрече сказала: «Дмитрий, заранее извиняюсь, говорить буду долго, может быть, час. Возможно, буду плакать». И рассказала, как моё творчество повлияло на неё, как искала видеозаписи моих первых фильмов. Чем не гимн? Представителя интеллигенции, заметьте. Остаётся только пожалеть, что не записал столь пылкую речь на видеокамеру или диктофон: было бы что дать послушать детям, чтобы знали, что об их отце говорит популярная писательница. Шучу, конечно. Они и так меня любят и почитают.

Досье

Дмитрий Астрахан родился в 1957 году в Ленинграде в семье историков. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. Поставил более 40 спектаклей в разных театрах. Снял 24 фильма. Среди самых известных: «Изыди!» (номинирован на премию «Оскар» от России), «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Зал ожидания», «Жёлтый карлик», «Из ада в ад» (фильм был выдвинут на соискание премии «Золотой глобус» от Германии), «Подари мне лунный свет». Заслуженный деятель искусств РФ. Призёр «Кинотавра» и телекинофорума «Вместе».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.