Гоша Куценко: На театральной сцене испытываю счастье

1 Март 2014 578

Как правило, человек, испытывающий это всепоглощающее чувство, старается поделиться им с другими. Поэтому не пренебрегает антрепризой. Летом прошлого года у крымчан была возможность оценить игру артиста на театральной сцене в спектакле «Скамейка», где он играет с давней и, как сам признаётся, любимой партнёршей.

В это же время на экраны вышла комедия режиссёра Виктора Шамирова по пьесе французского драматурга Филиппа Леллуша. Фильм продюсировал Тимур Бекмамбетов. А в сентябре Гоша Куценко представил картину на закрытии фестиваля «Кино-Ялта. Неделя российского кино». Фильм снят благодаря продюсеру Тимуру Бекмамбетову. Посмотрев спектакль, который уже несколько лет не выходит из репертуара театра имени Моссовета, он решил продлить ему жизнь - перенести на экран с теми же актёрами.
То же самое, кстати, было сделано год назад со спектаклем Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном».
Сюжет «Игры в правду», сначала простой и незамысловатый, делает вдруг неожиданный поворот. В маленьком провинциальном городке живут три друга, двадцать лет назад бывшие однокашниками в институте. Герой Гоши Анатолий пьёт горькую, а в перерывах между запоями преподаёт в институте. Марк (Дмитрий Марьянов) занимается собственным бизнесом, ссорится с женой и снимает производственный и бытовой стресс в компании девушек легковатого поведения. Геннадий (Константин Юшкевич) - примерный семьянин, отец двух детей, менеджер в автоцентре.
В молодости они были влюблены в самую красивую девушку на курсе Майю (Ирина Апексимова). Неожиданное появление подруги юности в инвалидной коляске не только пробуждает воспоминания в каждом из троицы, регулярно встречающейся за бутылочкой для разговоров ни о чём, но и заставляет переоценить себя, свои отношения с близкими.
- Герои фильма пытаются вывернуть душу наизнанку. А как по-вашему: можно в жизни быть предельно правдивым?
- Трудный вопрос. Ведь правда бывает страшнее острого ножа. С героев картины что взять: выпивши были, ошарашенные неожиданным видом той, в которую были в юности влюблены. Думаю, в жизни с правдой надо быть острожным, не всегда рубить её, что называется, с плеча. И говорить её в лицо. Это обязательно. Остальное - донос в стиле правды.
- А насколько вы сами правдивы?
- Насколько, сказать сложно, это же не математика. На сцене устами героев часто произношу правильные слова. Надеюсь, убедительно. Потому что всегда помню Станиславского: «Верю. Не верю»». В жизни, в отношениях с окружающими стараюсь быть честным. По мере сил и обстоятельств. Ну по крайней мере, когда лгу, то отдаю себе отчёт, что лгу. Знаю точно, почему я это делаю и зачем. Ситуацию контролирую, стараюсь не перевирать и не завираться без веского повода.
- Вы не первый раз играете героя, испытывающего кризис среднего возраста. Об этом жизненном периоде много споров. Есть мнение, что это вообще придумка для оправдания людям. То ли боящимся ответственности, то ли опасающимся той самой правды о несостоявшейся жизни. Вы с этим согласны?
- Не согласен! Кризис среднего возраста существует, и я о нём знаю не понаслышке. Кризис среднего возраста - это начало старения: тело дряхлеет, память подводит. Мыслить начинаешь иначе, чем в молодости. Ощущать увядание страшно. Как только ты его почувствуешь и признаешься себе в этом, могут возникнуть какие-то психологические проблемы, которые начинают довлеть. От этого никому не уйти. Главное - что-то важное успеть сделать к этому времени. А вот это уж от каждого зависит. Остановить остывание собственного «ядерного реактора» невозможно. Это естественно, как смерть близких. У меня уже довольно давно нет родителей, а я до сих пор не знаю, как это пережить. Пытаюсь защититься какими-то иллюзиями. Мне кажется, что без иллюзий вообще нельзя. Это такие игры разума. Думаю даже, что в рай попадает тот человек, которому удаётся протащить на тот свет свои иллюзии.
- Иллюзии вам только помогают, не мешают нисколько?
- И помогают, и мешают. Но, когда лишался иллюзий, меня очень сильно накрывало. Как, скажите, жить артисту вне иллюзии собственного обаяния, таланта? Если ты настолько умён, что тебе не хватает глупости поверить в себя, ты не будешь артистом. Поэтому артисты, повзрослев, остаются немножко детьми, способными на глупые поступки. Я в свою звезду верю. Без этой веры не было бы смелости убедить других, что та глупость, которую ты натворил, есть умный поступок. Вера - это то, что помогает засыпать с удовольствием и просыпаться в радости.
- Новую картину стремятся представить в конкурсной программе какого-нибудь престижного фестиваля, а то и нескольких. Вы показали только во внеконкурсных программах Одесского и Московского кинофестивалей. Почему?
- С «Игрой в правду» мы смело могли идти на Московский кинофестиваль, на «Кинотавр». Но не стали этого делать: не хотели слышать чужого мнения. Это прежде всего - позиция режиссёра. Виктор Шамиров - человек бескомпромиссный, он всегда делает только то, что хочет, и так, как считает нужным. Он и съёмочной группе сразу дал понять, что это его кино.
- И как работалось после этого?
- Как в аду. Особенно мне было несладко, ведь меня он пригласил в соавторы сценария. Плакала не только Ира Апексимова, мы, мужики, не всегда могли сдержаться. Но мы сделали это кино. На показе во внеконкурсной программе Московского фестиваля присутствовали критики, журналисты и кинорежиссёры. На титрах зал встал, повернулся в сторону съёмочной группы и устроил нам овацию. Это было потрясающе!
- А как складывается прокатная судьба картины?
- Да никак. Копий сделали много - 600 штук, но фильм вышел на экраны в июле, когда у наших основных зрителей - людей от 30 и старше - отпуска и они разъезжаются из столицы и больших городов кто куда.
- В Крым приезжаете только по делу и на съёмки?
- Не только. Меня сюда вообще тянет. Снимался в Крыму так много и часто, что впору записаться в крымчане, но скромно называю себя «крымским». К тому же у меня здесь куча родственников, брат здесь живёт.
- Какие места больше любите? Хотели бы где-то поселиться хотя бы временно?
- Люблю Балаклаву и Севастополь. Мама мечтала жить в Ялте. Меня вполне устраивают приезды на время, жизнь в отеле. Могу взять палатку и уйти в горы. Я такой человек, которому дом не нужен - всегда в дороге. Дом в Подмосковье завёл, а теперь уже пять лет пытаюсь его продать, потому что я - городской житель.
- Вы ведь и стихи, сценарии пишете. Над чем сейчас работаете?
- Начал сценарий о враче-нейрохирурге. Даже сейчас в самолёте по пути в Крым писал. Это история из жизни моей мамы, которая была врачом. Сверхчеловеческая быль о том, что находится выше жизни и смерти. Главную роль хочу сам сыграть.
- Вот с чем вы ещё не приезжали к нам, так это с концертами.
А ведь в других местах выступаете. И довольно успешно.
- Да, вчера в Виннице на рок-фестивале получил «Летающего слона» - награда такая. Приятно было вдвойне, потому что это земля, на которой родилась моя мама. Там был грандиозный концерт. Моя группа играла тяжёлую музыку. Со стороны, наверное, дико смотрелось - известный актёр прыгает по сцене. А почему бы и нет? Что, только Кустурице можно выходить на сцену и что-то там отчаянно «фигачить»?
- К какой музыке душа больше лежит?
- К разной. Три года назад выпустил дебютный альбом «Май ворлд», в котором объединил несколько музыкальных направлений - арт-рок, фанк, эйсид-джаз и рэп.
- Ваша дочь Полина пошла по стопам родителей, поступила в театральный вуз. Одобрили?
- Зная, что это каторжный труд - актёрство, нет, конечно. Да кто ж в этом деле родителей спрашивает? Но Полина говорит, что засыпает теперь абсолютно счастливой. Дай Бог, чтобы сохранила это ощущение хотя бы лет на сорок.

Досье

Заслуженный артист России, певец, режиссёр, сценарист, продюсер Гоша Куценко (настоящее имя - Юрий Георгиевич) родился 20 мая 1967 года в Запорожье. Известность ему принесли роли в фильмах «Мама, не горюй», «Антикиллер», «Со мною вот что происходит», «Любовь-морковь», «Дикари», «Дерзкие дни», «Всё могут короли», «Упражнения в прекрасном», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Криминальное танго», «Убойная сила-6», «Турецкий гамбит». Окончил Школу-студию МХАТ. Работает в театре им. Моссовета. Жена - Ирина Скриниченко, фотомодель агентства «Fashion Group», снималась в кино. Дочь Полина живёт с мамой, первой, неофициальной женой Куценко Марией Порошиной.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.