• Проиcшествия
Время собирать камни
Почему Крым не застрахован от камнепадов
Время собирать камни
Обвал на трассе Ялта - Севастополь: кроме подпорной стенки ничто не разрушено. Фото УГАИ в Севастополе.

В минувшую субботу на 112-м километре трассы Ялта - Севастополь, недалеко от поворота к турбазе «Ласпи», произошёл обвал камней. Несколько огромных глыб и мелкие камни обрушились на трассу, протаранив на своём пути бетонные подпорные стенки. Половину трассы завалило камнями и ветками, временно затруднив проезд автотранспорта. По счастливой случайности обошлось без жертв: камнепад произошёл в полночь, когда на здешнем участке не было машин. Под надзором прибывшего на место происшествия наряда ГАИ, обеспечивающего безопасность движения, работники управления дорожной службы за несколько часов расчистили дорогу и теперь прикидывают, как восстановить укрепления. Учитывая, что горные обвалы происходят в Крыму систематически, мы решили выяснить: занимается ли кто-то мониторингом и учётом потенциально опасных участков, где возможен камнепад.

- Слава Богу, что после обвала никто не пострадал. Но ясно одно: без присмотра такие вещи не должны оставаться. Хотя, я скажу, удивляться камнепадам в горах не приходится, ведь ничто не вечно, и горы тоже разрушаются. Сейчас, когда идут дожди, начинается таяние снега, снижается крепость горных пород. На полуострове постоянно наблюдаются подземные толчки, которых мы даже не ощущаем. Горы устроены так, что по их нижней части понемногу идёт движение, и всё это смещается, на южных скальных склонах иногда откалываются огромные блоки, но опять же - это естественный процесс. С одной стороны, воздействует море, штормы бьют, с другой - влияет увлажнение, и по большому счёту потихоньку ползёт вниз весь Южный берег Крыма. Конечно, должны быть службы, которые обязаны наблюдать и следить за этими процессами. Не знаю, как сейчас, но раньше за этим чётко следили сотрудники Крымского противооползневого управления. Если участок заметно двигался, проводили укрепительные работы и даже специально обрушивали камни, которые вот-вот могли свалиться на дорогу, - говорит доктор геолого-минералогических наук, председатель Крымской академии наук Виктор Тарасенко.

В Крымском противооползневом управлении также отметили сезонный характер камнепадов, но вежливо подчеркнули, что вопрос не совсем по адресу.

- Мы занимаемся главным образом берегоукрепительными сооружениями и противооползневыми мероприятиями. Что касается камнепадов, то это привычное явление при перепадах температур и в период повышенного выпадения осадков. В эти периоды всегда происходит падение камней и глыб.

Заметьте, несколько дней в Крыму стояли сильные морозы, сейчас наступила оттепель и пошли дожди. Если массив подготовленный, бывает, валуны и покрупнее падают, чем те, что обрушились в Севастополе. Безусловно, уследить за всеми горами очень сложно, нужно вести подробный мониторинг опасных участков. Но поскольку обвалы происходят над дорогами, вам следует лучше обратиться в службу автодорог. Дороги у них на балансе, - посоветовали в управлении.

Звонок начальнику Службы автомобильных дорог в Крыму Валентину Завойчинскому больше прояснил ситуацию. И подтвердил наши предположения: мониторингом опасных горных участков на полуострове специально никто не занимается.

- Где и когда произойдёт камнепад, предсказать абсолютно невозможно. Иногда глыбы падают в самых неожиданных местах: смотришь на месте, вроде там и скалы поблизости нет, а каменюка откуда-то на дороге валяется! По большому счёту, наблюдениями за опасными нависающими камнями должны заниматься собственники территорий, например, местные Советы или заповедники, - говорит Валентин Александрович. - Мы не обязаны обследовать горные склоны по километру от дороги на предмет выявления таких валунов, да и физически не в состоянии это делать. На Южном берегу земля на нашем балансе заканчивается на расстоянии метра за тротуаром и метра за подпорной стеной. А камни или селевые потоки на дорогах, так сказать, мы только принимаем. Работаем по факту: упал валун на дорогу, расчищаем её. Хорошо ещё, если камешек откололся и прикатился без особых последствий. А если валун снёс бетонную стенку, нам придётся её восстанавливать. В основном падают небольшие камни, хотя бывают и громадные «сюрпризы». Помню, в конце 90-х годов на ЮБК на середину дороги свалился валун весом 35 тонн. Хорошо, что дело было ночью, никто по трассе не ехал.

Немного утрируя, глава дорожного ведомства АРК добавил: чтобы избежать разрушительных последствий камнепадов, нужно свыше 2300 километров дорог горного Крыма оцепить специальными сетками, усиленными цементным раствором. Но на такие радикальные меры, разумеется, никто не пойдёт. Поэтому пока водителям можно только посоветовать: во время дождей быть осторожнее на горных дорогах.

Кстати

На территории Крыма от Керчи до посёлка Кача насчитывается 1376 кадастровых оползней. Согласно учёту проблемных в плане подвижности грунта участков, касающихся непосредственно автодорог, таковых в дорожной службе зафиксировано 282.

 

Максим ГОЛОВАНЬ.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Предыдущий опрос

Минтранспорта и Минэкономразвития Крыма высказались за строительство одновременно с трассой «Таврида» железной дороги из Керчи через Белогорск на Симферополь. А вы как считаете - нужна такая дорога?

94%

Очень нужна.

3%

Не нужна.

3%

Не знаю.

0%

Я езжу на машине.