От реформы - к европейским стандартам

21 Сентябрь 2012 778

На днях в Симферополе состоялся семинар для государственных служащих на тему: «Реализация подготовительных мероприятий по обеспечению исполнения Закона Украины «О государственной службе». В нём принял участие председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Вяче-слав ТОЛКОВАНОВ, с которым позднее мы побеседовали о грядущих новациях в сфере госслужбы, основных направлениях реформы государственной службы и современном состоянии её реализации.

- Что вы можете сказать о современном состоянии реализации реформы государственной службы в контексте административной реформы на Украине, проводимой президентом Виктором Януковичем?

- Президент Украины как гарант Конституции определил эффективный инструмент устранения бюрократических препятствий на пути успешного проведения реформ, оставляя за исполнительной властью лишь её прямые функции. С целью внедрения системных изменений и модернизации модели государственного управления, которая сделает власть доступной, прозрачной и эффективной, в конце 2010 года на Украине началась административная реформа. Повышение эффективности государственного управления путём реформирования государственной службы и исполнительной власти является одним из направлений стратегических изменений, определённых президентской программой экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Поскольку подавляющее большинство экономических и социальных реформ проводится силами государственных служащих, начата и реформа самой государственной службы. Указом главы государства №769 от 18 июля прошлого года создано Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы как единый орган, который обеспечивает формирование и реализацию политики правительства в сфере государственной службы. В 2012 году проводится основной этап реформирования, базой для чего является новый закон «О государственной службе», подписанный президентом в январе этого года.

Действующее законодательство, которое регламентирует государственную службу, в частности закон «О государственной службе», не отвечает современному уровню развития украинского общества, европейским принципам функционирования публичной администрации. Необходимо отметить, что Янукович трижды вносил законопроект «О государственной службе» в парламент: в сентябре 2007 года как премьер-министр, в январе 2008-го как народный депутат и, наконец, в марте 2011-го уже как президент Украины.

- Каковы главные направления реформы государственной службы?

- Реформа госслужбы должна приблизить систему государственного управления к европейским стандартам, модернизировать её, а главное - подготовить к осуществлению масштабных реформ, инициированных президентом. Новая редакция закона «О государственной службе» призвана повысить социальный статус государственного служащего и внедрить адекватное материальное обеспечение его труда. Если такая связь будет обеспечена, каждый госслужащий будет заинтересован в своём профессиональном развитии. А от профессиональной компетенции работников государственной власти и органов местного самоуправления по большей части зависит успех преобразований, начатых в государстве.

- Какие новации содержатся в новом законе «О государственной службе», который вводится в действие с 1 января 2013 года?

- Цель нового закона - усовершенствовать правовое регулирование государственной службы в соответствии с европейскими принципами эффективного управления и в связи с системными реформами, начатыми президентом Украины. К основополагающим принципам государственной службы в отличие от предыдущей редакции закона отнесены также верховенство права, политическая непредубеждённость и прозрачность деятельности. Новый закон регулирует отношения, которые возникают в связи с поступлением на государственную службу, её прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.
В законе применён новый подход к классификации должностей. К нему принадлежат характер и объём должностных обязанностей, в частности выполнение руководящих функций и масштаб юрисдикции органа государственной власти, в котором работает должностное лицо (вся территория Украины, один или несколько районов и тому подобное). В нём также применён компетентный подход к оцениванию способности государственных служащих исполнять обязанности, определённые в должностной инструкции. Для разделения политической и управленческой деятельности законом предусмотрено в государственных органах ввести должность руководителя государственной службы, который будет осуществлять управление в органе государственной власти и отвечать перед руководителем соответствующего органа за функционирование государственной службы как в аппарате, так и в целом в системе органа государственной власти. Закон устанавливает новый подход к обучению госслужащих, а именно: повышение уровня профессиональной компетентности государственного служащего, которое проводится в соответствующих высших учебных заведениях путём подготовки, переподготовки и повышения квалификации, по профессиональным программам, по программам специальных курсов, тематических семинаров, тренингов, стажировки и т. д.

Особенностью дисциплинарной ответственности государственного служащего является тот факт, что в новом законе установлены такие категории, как определения служебной дисциплины, служебных обязанностей, и виды дисцип-линарных взысканий, которые являются дифференцированными с учётом степени вины. Новшеством является и то, что дифференцируется сама степень вины.

Андрей ПЕРЦОВ.