• Культура
Не заплутать в литературном бурьяне
Не заплутать в литературном бурьяне
Юрий Ковальский. / Фото: Автора.

Найти среди чертополоха полезное душе, уму и сердцу помогают с самого их первого появления на свет толстые литературные журналы, сотрудников которых главный редактор единственного на Украине русскоязычного журнала художественной литературы и общественной мысли «Радуга» Юрий Ковальский называет золотоискателями и рассказывает о том, как находят с коллегами «сокровища» и извлекают их на свет Божий.

Интеллектуальный ориентир

- Говорят, толстые журналы - мамонты, обречённые на вымирание: век их прошёл. Вы живёте в предчувствии гибели, Юрий Владиславович?
- Да Бог с вами! Никакие мы не мамонты, а золотоискатели, которые всегда нужны, потому что истинные таланты, которых открывают толстые журналы, - стратегический запас страны, без которого никуда. Роль толстых журналов в обществе всегда была очень велика. Именно они во многом предопределили в своё время отмену крепостного права, а в шестидесятые годы прошлого столетия были инициаторами оттепели, предоставляя свои страницы передовым писателям и поднимая самые злободневные, острые вопросы. А разве не толстые журналы первыми показали в конце восьмидесятых - начале девяностых, что мы живём не так, как следует жить? Нет, журналы не мастодонты из прошлого, а ориентир в дебрях безвкусицы.
- Но согласитесь: интерес к журналам упал, их «переиграли» коммерческие издательства, «жёлтая» пресса.
- Отчасти это так, но лишь временно. Коммерческие издательства позволяют литературным журналам подняться на прежнюю высоту.
- Каким образом?
- В 2008 году два крупнейших российских издательства «АСТ» и «Эксмо» выпустили двадцать тысяч наименований книг. На следующий год - уже на 25-30% меньше, но тем не менее остались в лидерах. Около пятнадцати тысяч наименований книг выпустили только два издательства.
А цель коммерческих - выпускать как можно больше книг, все эти книги продавать, объявлять каждую книгу самой лучшей. Нередко читателей обманывают, каждая книга преподносится как что-то необыкновенное. Вот в этом океане книг и того, что можно с натяжкой назвать книгами, читателю не просто разобраться самостоятельно. И думающий читатель ищет собеседника. Находит его в лице толстого литературного журнала, потому что именно в нём можно прочитать серьёзные критические материалы, наиболее интересные, яркие произведения современных писателей.
- Если журнал неангажирован, честен, выбирает действительно достойные произведения.
- Это так, конечно. И я могу без бахвальства сказать, что «Радуга» этим высоким критериям отвечает. Мы, что называется, бедные, но гордые, принципам профессиональной чести не изменяем. Выбираем из моря присланных рукописей именно то, что порадует читателя, приведёт к нему писателей, мимо которых нельзя пройти человеку думающему, не мыслящему своей жизни без литературы. Из нашей «лоции» читатель запоминает имена понравившихся авторов и, придя в книжные магазины, вспомнит этих авторов, и это поможет ему выбрать наиболее интересные книги.

Потеряешь - не найдёшь

- Так-то оно так, да понятие «интересный» у каждого своё: кому-то Прилепин и Забужко по душе, а кому-то Маринину и Донцову подавай…...
- Вы правы. Часто становится востребованным то, что на слуху. Писателя должно поднимать на должную высоту государство, а не коммерческие издательства, которые ищут авторов, чтобы выпустить и продать. Поэтому они объявляют лучшими писателей, таковыми не являющихся. А государство присоединяется, выдаёт премии и награды. И образуются дутые величины. В результате теряется вкус к хорошему слову. И это отнюдь не безобидная потеря конкретных людей. Это утрата интереса к русскому языку, яркому, образному, умению владеть им. Коммерческие издательства губят литературу. Читатель покупает то, что они издают, и думает, что литература измельчала. А по-настоящему талантливых писателей достаточно. Вот их мы и стараемся поддерживать, выполняя главное предназначение журнала - быть ориентиром, открывать новые имена. Мы первыми напечатали Андрея Куркова, Марину и Сергея Дьяченко, которых теперь знают далеко за пределами Украины. Публикации в «Радуге» принесли им первые международные премии и пробудили к ним интерес читателей.
- Почти в каждом номере печатаются и крымские писатели.
 - Мы давно дружим с крымчанами, активно печатали Анатолия Домбровского, Марию Глушко, очень талантливых, востребованных литераторов. Их произведения надо издавать, чтобы молодёжь воспитывалась на подлинной литературе. В советские времена ялтинец Станислав Славич был известен во всей большой стране, его печатали все толстые литературные московские журналы. К сожалению, как все талантливые люди, он писатель непробивной, что называется. Но это поистине удивительный человек, он не перестаёт радовать, лучшие произведения написал, когда ему было уже за семьдесят. В его книгах - история человека в небольшом городе во время перестройки и после неё. Написано очень живо, интересно, талантливо. Мы мечтаем издать это отдельными книгами. Раньше многие могли благодаря гонорару заниматься только литературным трудом. Теперь положение изменилось: чтобы прокормить семью, надо отрываться от письменного стола. Приходится совмещать любимое дело с денежной работой. Так вынужден делать хороший писатель Владимир Бушняк, который пишет теперь не так много, как хотелось бы. Роман, который мы первыми опубликовали, «Стамбульский зазывала», получил несколько литературных международных премий. Есть очень талантливые крымчане, которые выстреливают каким-то одним интересным произведением, несколькими, а потом уходят в тень. Это обидно. Прекрасный писатель, которого мы открыли, опубликовав первыми его роман «Покорение Крыма», Леонид Ефанов. Потом его стали печатать в Москве, дали республиканскую премию. С удовольствием печатаем севастопольскую писательницу Валентину Фролову, стихи и прозу симферопольца Александра Загорулько, который стал лауреатом международной премии имени Юрия Долгорукова за напечатанное в «Радуге» произведение - роман «Гора и мышь». Всегда рады тому, что присылает севастопольский поэт и прозаик Тамара Дьяченко, симферополец Вячеслав Килеса, севастопольский прозаик Людмила Пивень. Один из открытых нами крымских писателей - Евгений Никифоров, эссе которого читаются, что называется, на одном дыхании. Недавно открыли талантливого автора в Крыму. Это уже взрослый, состоявшийся человек, который в молодости увлекался литературным трудом, потом занялся другим делом, писать продолжал, но никому не показывал, поделился с одним нашим автором, тот посоветовал послать нам рукопись. И мы получили хорошие рассказы, интересные, о детстве, о предпринимательстве. Это известный в республике человек, банкир Борис Финкельштейн. Мы даже не знали, кто он, когда решили напечатать.

Обрести свободу и помогать другим

- Журнал родился, как раньше модно было говорить, на заре советской власти. Он, наверное, менял названия, ориентацию?
- Появился журнал в 1927 году в Харькове, тогдашней столице Украины, назывался «Красное слово». Был литературно-художественным. Просуществовал до приснопамятного 37-го. За этот год нам не удалось найти ни одного номера, знаем только о постановлении ЦК ВКП(б) о закрытии по той причине, что публиковались произведения, «в которых излишне возвеличивалась роль отдельных исторических деятелей». Стал выходить уже в пятидесятые годы под новым названием «Литературная Украина», потом «Советская Украина», и наконец - «Радуга».
- В последние годы он стал журналом для украинского читателя, представляющего авторов, пишущих на русском языке?
- Совершенно верно. Писатели по-разному себя называют: кто-то украинскими писателями, пишущими на русском языке, кто-то русскими писателями, живущими на Украине. Мы ни с кем не спорим.
Все эти писатели - русские.
И сполна вкусили всё, что с этим связано. Что касается русской литературы Украины или украинской литературы на русском языке, она мне представляется неким островом между Россией и Украиной. Островом, на который не претендуют ни Россия, ни Украина. На Украине говорят: «Это не наши писатели, это русские писатели», что касается России, она считает нас провинцией, где всё вторично, и, увы, должного интереса не проявляет к украинской литературе на русском языке.
И это очень несправедливо. Хороших писателей всегда было очень мало, но тем не менее на Украине таланты не перевелись. Очень обидно, что их мало знают.
- Тиража «Радуги» не хватает, чтобы сделать их широко популярными?
- Дело не в тираже, он не такой уж маленький по сравнению с другими толстыми литературными журналами: он у нас такой же, как у нынешней «Дружбы народов». К сожалению, люди отвыкли подписываться на газеты и журналы, а тиражи журналов формировались главным образом за счёт подписки. У библиотек нет денег на подписку, а их всё-таки несколько десятков тысяч, не подписывают журналы.
- Знаю, что многим крымским писателям, организациям и библиотекам редакция бесплатно высылает журнал. Это ведь накладно: вы не коммерческая организация, которая может позволить себе такую благотворительность.
- Наверное, потому что не коммерческая, и делаем это. Нам не хочется терять друзей, далеко не каждый из которых может себе позволить годовую подписку.
К тому же у нас много помощников среди авторов, которые помогают открыть новые имена.
- Вы ведь были коллективным членом Национального Союза писателей Украины. Почему вышли?
- Сделали это по примеру «Нового мира», чтобы быть журналом независимым. Оставаться писательским журналом, но никому не подчиняться и не печатать только членов Союза писателей. Зная это, к нам приходит много авторов, в год получаем около двух тысяч рукописей. Несмотря на все сложности, желание творить сохранилось. Лучшее печатаем и даже гонорар выплачиваем. Рады, что являемся учредителями ряда литературных премий. Вместе с фондом международного сотрудничества имени Юрия Долгорукова вручаем премию имени Юрия Долгорукова, вместе с национальным Союзом писателей Украины учредили Гоголевскую премию для русских писателей Украины. Они предусматривают серьёзное денежное вознаграждение, что немаловажно. Лауреат премии им. Долгорукова получает четыре тысячи долларов, Гоголевской - две тысячи долларов. Для поэтов есть премия «Круг родства», у которой нет денежной составляющей, но произведения лауреатов мы издаём за свой счёт.
- Вы сами зарабатываете на гонорары, чем?
- Находим разные способы, в том числе и состоятельных людей, которые поддерживают. Вот уже два года выпускаем книжную серию «Библиотечка журнала «Радуга», благодаря которой продолжается жизнь произведений, напечатанных в журнале. В прошлом году семь книжек выпустили таких авторов как Анатолий Крым, Евгений Черняховский, Елена Ставрояни. Некоторые - с дисками. Издаём книги по заказу министерств и ведомств, иногда выпускаем книги на средства спонсора-автора. Создали при журнале попечительский совет. Благодарны людям, которые в него вошли. Их не очень много, они не очень денежные, зато не диктуют нам свою волю. Это просто люди, которые имеют достаток и любят литературу, начинали как филологи. Они ежегодно вносят попечительский взнос, который позволяет и выплачивать гонорары, и выпускать книги. Мы благодарны российскому посольству, которое оформило подписки на наш журнал постоянным участникам Крымского форума русистов Украины. Это позволяет увеличить тираж. Благодарны всем, кто протягивает нам руку помощи.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

   

Комментариев

0
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
Комментариев нет, оставьте первый
ОПРОС

9 Декабря

Стоит ли нашим спортсменам выступать на Олимпиаде в Южной Корее?

  • Участвовать и побеждать.

  • Нет. Это унизительно.

  • Пусть каждый спортсмен решит это сам.

  • Меня это не интересует.

Предыдущий опрос

Минтранспорта и Минэкономразвития Крыма высказались за строительство одновременно с трассой «Таврида» железной дороги из Керчи через Белогорск на Симферополь. А вы как считаете - нужна такая дорога?

94%

Очень нужна.

3%

Не нужна.

3%

Не знаю.

0%

Я езжу на машине.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПОПУЛЯРНОЕ
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK