Умный в гору не пойдёт. Наглый гору подгребёт

15 Июль 2011 1651
Заповедное плато Ай-Петри. Так оно выглядит сегодня.
Заповедное плато Ай-Петри. Так оно выглядит сегодня. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Под себя, конечно, подгребёт, под свои интересы. Даже если это не какой-то там пригорок, а целая гора - Ай-Петри. Для дикого стихийного бизнеса нет преград, нет непреодолимых вершин. Оставьте свои интеллигентские стенания о загубленной природе, о значении горы для всего крымского климата. Забудьте добытые когда-то сведения о том, что плодородный слой на плато очень тонок, и, если его потревожить, нарастать он будет не менее двухсот лет. Не вспоминайте о том, как у студентов сельхозинститута не принимали гербарии, если там были растения с плато Ай-Петри. Когда это было-то? При советской власти? И где та власть теперь? В ваших воспоминаниях. Пусть там и остаётся. Принцип сегодняшнего дня - здесь и сейчас. А потом хоть потоп.

Когда б вы знали, из какого сора…

Даже не сора, а, простите, дерьма, изготавливается бурда, именуемая вином, продаваемая на этом самом плато, вы бы никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах его не пили бы и не нюхали даже. Вы обошли бы десятой дорогой и внукам бы своим заказали. А впрочем, может быть, и нет. Вполне возможно, вы догадываетесь и даже знаете наверняка, что вот эти бочонки с экзотическими надписями «Чёрный полковник», «Чёрный доктор» и даже, прости Господи, «Мускат белый Красного камня» содержат в себе отнюдь не крымское вино. Но пьёте эту муть и слушаете бред продавцов о том, какие они знатные виноделы.
Это, наверное, такой экстрим - попробовать здешнее вино и остаться в живых. Можете ещё татуировку себе сделать такого содержания: «Я обедал на Ай-Петри». Если эта надпись украшает живое тело, значит, вы прошли испытание. Если она красуется на уже трупе…... Но кто ж надписи на мёртвых читает? Разве что санитары в морге.
А живым есть что почитать на плато. Названия всех этих шалманов, все эти зазывные
«У Алима», «Абалденные чебуреки» и даже «Торговый центр крымскотатарской кухни»….
И есть что послушать. Будто рыбы-прилипалы, сладкоречивые зазывалы тащат вас насильно в эти самые кафе, не к ночи будь помянуты. Предлагают прогулки на лошадях к пещерам. Зовут покататься на верблюдах, на квадроциклах. Умоляют сфотографироваться с птицами, зверями. Самыми экзотическими.
Здесь всё на продажу. Сувениры, вино, прогулки, обеды, маршрутки до Ялты и других населённых пунктов, вид со смотровой площадки, канатная дорога, горный воздух...… Впрочем, с воздухом, как и с фальшивым вином, надо бы поосторожнее. Его, чистого, горного, хрустального, целебного, уже нет. Ибо над всем этим торжищем - дым, чад, вонь.
У каждого шалмана - мангал, какое-то подобие костра, над ними - котлы, шампуры, чаны. В них - варево. Откуда дровишки? Из заповедника, вестимо. Там, в заповеднике, ещё остались дровишки. То есть деревья. Всё сплошь эндемики, заповедные, туда их, в костёр.
Какой-то ад. И давно уже. И у всех на виду. И все знают, что это безобразие. И борются. В меру сил, способностей и возможностей.

Миражи кругом, миражи

Тема Ай-Петри - благодатная. Можно на ней потоптаться, попиариться, можно разразиться праведным гневом и показать себя защитником природы и радетелем о народных интересах.
И ничего тебе за это не будет. Впрочем, результата тоже не будет. То есть для горы всё будет только хуже, а борцам за её чистоту - лишний пиар, который никогда не лишний.
С завидной регулярностью появляются сообщения о том, что, например, Совмин поручил властям Ялты разобраться со стихийной торговлей на плато Ай-Петри. Также Совмин обязал Ялтинский исполком принять меры по выявлению и пресечению деятельности субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги туристам на плато без наличия необходимых документов. Кроме того, власти Ялты должны организовать на верхней и нижней станциях канатной дороги бесперебойную работу зон ожидания для туристов, пользующихся услугами канатной дороги. Согласно постановлению указанные мероприятия должны быть проведены до 1 июня текущего года и входят в комплекс мероприятий по подготовке и проведению курортного сезона в Крыму в текущем году.
Какого конкретно года? Да любого. Постановлений таких принималось - не сосчитать. Не выполнялись ни разу. О проверке документов у «субъектов хозяйствования» - особый разговор. Документов у них нет. Проверять нечего. А деятельность есть. И весьма бурная. А как выписать штраф или направить предписание тому, кого нет? Никак. Их нет на бумаге, этих субъектов. Значит, и в природе нет. Они вам кажутся, снятся в кошмарном сне, являются миражами, маленькие шалманчики и большие гостиницы - всё это плод вашего больного воображения.
В крымском правительстве уже не берутся говорить о предполагаемых сроках освобождения плато из неволи. Начальник отдела регулирования пользования биоресурсами и заповедного дела Республиканского комитета Крыма по охране окружающей природной среды Ирина Макриди заявила: «В этом году мы из республиканского фонда выделяем деньги, чтобы решить эту проблему. Готовим научно-исследовательскую работу по охране подземных вод и ликвидации источников загрязнения на горе Ай-Петри». Она считает, что решающее слово остаётся за местными Советами: «Совмин пытается отменить договорные обязательства, которые даны фирме «Шарм», но особых успехов нет: это же не весь заповедник, это территория населённого пункта. Мы пытались вернуть её заповеднику, потом предложили Ливадийскому поссовету сделать там регулируемую зону. Нам тоже отказали. Так что без решения органов местного самоуправления здесь не обойтись».

Гора родила мышь. А мыши съели гору

Конечно, местные власти - это очень важно. Но ждать, что они добровольно решат проблему, всё равно, что надеяться на борьбу пчёл против мёда. Когда-то крымские парламентарии узаконили создание посёлка Охотничье рядом с территорией заповедника. Потом депутаты следующего созыва одумались и решили исправить «ошибку» предшественников, отменив село, расширив границы заповедника. Но оказалось, что создать село они могут, а «закрыть» - нет. Нужно постановление Киева. А там не спешат.
Ещё в январе 2007 года крымские депутаты провели совещание по ситуации, сложившейся на Ай-Петринской яйле, на котором было принято решение либо освободить плато Ай-Петри от незаконной застройки, либо включить его в границы Ялтинского горнолесного заповедника. В июле 2007 года Совмин прекратил право фирмы «Шарм» на пользование земельным участком площадью 2,8 гектара на плато, поскольку он использовался не по целевому назначению. Договор аренды на 49 лет был заключён с «Шармом» в 2002 году. Фирма получила землю под строительство и обслуживание туристического комплекса. Вместо реализации проекта «Шарм» отдал землю в субаренду торговцам, одновременно взяв в аренду их торговые палатки, тем самым фактически узаконил предпринимательскую деятельность на плато. По информации налоговой администрации, только за 2006 год фирма «Шарм» получила доход от субаренды в миллион гривен.
В июне 2008 года Совет министров Крыма решил избавиться от торговых павильонов на плато Ай-Петри, сократив границы посёлка Охотничье Ливадийского поссовета, изъяв у посёлка 13,5 гектара. Парламент Крыма изменил границы посёлка, чтобы отдать эту территорию под горнолыжный курорт. Однако спустя год Ливадийский поссовет вернул контроль над торговлей на Ай-Петри, добившись в суде отмены постановления, согласно которому территория плато перешла в подчинение Совета министров Крыма.
В прошлом году Рескомприроды Крыма предлагал придать заповедный статус плато Ай-Петри, соответствующий проект постановления комитет внёс на рассмотрение Верховного Совета Крыма.
Постановлений, решений, мнений, способов решить проблему - гора размером с Ай-Петри. Но на выходе что? Даже не мышь. Ничего. Мыши продолжают гору грызть. Скоро сточат до основания.

Если гора не идёт к Магомету, на неё лезут все кому не лень

С 2007 года в СМИ фигурирует информация о том, что контролирует нелегальные торговые точки на яйле бахчисарайский меджлис. Наверное, эти слухи имеют под собой основание.
И, наверное, это очень удобно - перевести всю проблему в плоскость межнациональных отношений. Потому что эти самые отношения у нас проблема, которой нет. Считается по умолчанию, что её нельзя решить в принципе. Потому что будут такие последствия!
6 ноября 2007 года госисполнители при поддержке тысячи сотрудников МВД снесли по решению суда семь капитальных строений, возведённых крымскими татарами на территории плато Ай-Петри, относящейся к Ялтинскому горно-лесному природному заповеднику. При этом около 50 татар пытались оказать сопротивление и угрожали взорвать газовые баллоны, обложенные канистрами с бензином. В ходе операции более двух десятков татар были задержаны после стычки с бойцами спецподразделений милиции.
В памяти крымчан ещё свежи эти кадры хроники: бойцы спецназа пытаются сносить шалманы, владельцы которых сопротивляются до последнего. Крики, шантаж, ужас. Уже к следующему сезону всё оставалось, как было. То есть шалманов стало даже больше. И появились новые капитальные строения. Спрятались они все за национальной проблемой, которую решать нельзя. На самом деле бригада там работает вполне интернациональная. У бизнеса, тем более незаконного, национальности нет. Есть жажда стяжательства. Есть интересы капитала, наживаемого неправедным путём. И есть «крыша» в виде национальной проблемы. А кто под этой крышей живёт - поди разбери.

Что же за всем этим будет?

Снести не получилось. Значит, нужно узаконить? Можно доказать, что ничего страшного и нет. Комментируя соблюдение противопожарной безопасности в нелегальных отелях и кафе на Ай-Петри в курортный сезон, вице-премьер Крыма Георгий Псарёв отметил, что незаконная торговля не угрожает заповеднику. «Пожары возникают не там, где идёт незаконная торговля, а там, где есть незаконные группы или законные идут по незаконному маршруту», - подчеркнул Псарёв. «Что касается плато Ай-Петри, то там большое скопление людей, - согласился вице-премьер. - Сейчас по незаконным строениям проводится инвентаризация, если нет отвода земли, то документы будут подаваться в органы прокуратуры, органы внутренних дел для дальнейшей подачи в суд и дальнейшего их сноса».
Главный санврач Крыма Наталья Пеньковская заявила на совещании в Совете министров Крыма по вопросу внедрения механизмов ликвидации стихийной торговли: «Одна из важных проблем - стихийная торговля на плато Ай-Петри. Cегодня земля на плато используется не по целевому назначению, и не допустить завоза туда пищевых продуктов, воды гораздо проще, чем потом бороться с существующими там проблемами». Пеньковская сообщила, что за последние семь лет у верхней станции канатной дороги Мисхор - Ай-Петри незаконно выстроено 30 объектов и ещё 11 - у метеостанции. В кафе и барах еда готовится в антисанитарных условиях, а сами повара работают без медицинских книжек. Сегодня те строения, которые есть, все работают незаконно.
Прокурор Крыма Степан Молицкий заявил, что плато Ай-Петри должно быть очищено от шалманов: «Сейчас мы проводим работу, чтобы прекратить незаконную торговлю на плато. Выданы поручения контролирующим органам».
Если наконец-то начнётся борьба с незаконной торговлей (а законной на плато нет), то можно надеяться, что она увенчается победой. Если начнут сносить незаконные строения (а разрешений на строительство там нет ни у кого), то можно надеяться, что плато очистится. Но что-то слишком много «если» и слишком слабы надежды.
Планов по освоению Ай-Петри по-прежнему много. Совмин утвердил техническую документацию по установлению границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника. При этом зарезервировал 10 гектаров земли на Ай-Петри для строительства там солнечной электростанции.
Бахчисарайская районная государственная администрация собирается приступить к строительству горнолыжного комплекса на склоне плато Ай-Петри. По расчётам администрации, проект стоимостью 1,5 миллиона долларов позволит создать новые рабочие места и принесёт дополнительный доход в местный бюджет. Превратить Ай-Петринскую яйлу в «крымские Альпы» планируют и власти Ялты, а заповедный статус плато не станет преградой для развития горно-лыжного курорта. Власти Ялты выступают за модернизацию самостроев в районе верхней станции канатной дороги Мисхор - Ай-Петри. По их мнению, нужно избавиться от всех старых кафе, саун и торговых рядов и начать планомерную программу развития плато Ай-Петри.
Снова строить, осваивать, модернизировать. А гора-то - заповедная. Значит, ей повредит любое вмешательство, ей не нужны никакие «нашлёпки» на плато, пусть и будут называться красиво «местным курортом», «горно-лыжным» или как-то ещё. На то и заповедник, чтобы в нём не было ничего и никого лишнего.
Какой выход? Убрать всё. Вообще всё: строения, зверей, людей, шалманы, точки, костры, гостиницы, дачи. Если уж нельзя закрыть канатную дорогу, то оставить у верхней станции небольшую смотровую площадку, запретив выход за её пределы. Тогда, может быть, лет через двести и нарастёт новый плодородный слой на плато, и появятся эндемики. Только кто ж на это пойдёт? При девизе «здесь и сейчас» на двести лет вперёд никто не смотрит.

Рай фальшивовинщиков - ад потребителей.

Мнение

В комментарии нашей газете вице-премьер Крыма Георгий Псарёв заявил, что в правительстве Крыма сейчас разрабатываются две программы по Ай-Петри. Одна из них направлена на то, чтобы выяснить экологическое влияние ситуации на плато на всё Южнобережье. Уже выделены средства на эту программу, она будет завершена до конца года. Вторая программа предполагает признание плато Ай-Петри курортом местного значения. И тогда территория будет развиваться как курорт.

Ни на одно из этих капитальных строений документов нет.

Компетентно

Учёные и экологи Крыма настаивают на придании плато Ай-Петри заповедного статуса. Крымская академия наук обратилась к президенту Украины с просьбой издать указ о расширении границ Ялтинского горно-лесного заповедника с включением в него территории Ай-Петринской яйлы. По данным экологов, антропогенное воздействие на яйлу уничтожает её как водосборник. Мелеют южнобережные реки, исчезают источники, а в результате - засыхают знаменитые реликтовые леса на южном склоне горы, что в свою очередь ведёт к эрозии почвы и необратимым оползневым процессам. В результате активного «осваивания» плато туристическим и игорно-развлекательным бизнесом Южный берег Крыма утратит свою рекреационную привлекательность, поскольку климат перестанет быть целебным.

Наталья АСТАХОВА.