Жаркие объятия Крыма

19 Июнь 2011 830

Знакомство гостей с Крымом всегда начинается с вокзала. Своя, ни на что не похожая жизнь кипит на железнодорожном вокзале днём и ночью в любое время года, но особенно - летом, в разгар курортного сезона. «Крымская правда» неоднократно рассказывала о проблемах отдыхающих и о том, что делают местные власти, чтобы эти проблемы решить. После недавнего заявления первого заместителя министра курортов и туризма Крыма Александра Лиева о рекордном за все годы украинской независимости количестве организованных отдыхающих, уже прибывших на полуостров, мы решили убедиться собственными глазами, как именно Крым встречает гостей сегодня. Свидетельствуем: порядка на симферопольском вокзале не меньше, а пожалуй, и больше, чем на столичном - киевском. Есть и нечто иное, что делает наш курортный сервис непохожим на другие.

Главные ворота Крыма

Первое, что бросается в глаза: указатели исключительно на «державной мове», часть которых выглядит экзотично даже для местных жителей, переживших два десятка лет украинской независимости. Приезжим из России, на благосклонность которых очень рассчитывают крымские власти и предприниматели, придётся некоторое время привыкать. Но это не патриотизм администрации вокзала, а единая государственная политика. Гораздо важнее для путешествующих, что в кассах есть билеты, а к заветным окошкам практически нет очередей. В здании вокзала относительно прохладно даже в полдень. Похожая картина и у пригородных касс - билеты есть, очередей не видно. Всю стихийную торговлю на территории вокзала давно «зачистили», однако качество шаурмы и прочих блюд, предлагаемых путешественникам только легальными торговыми точками, мы всё-таки проверять не рискнули.

Ещё одна деталь - доллары в привокзальных обменниках принимают копеек на пять дешевле, чем в центре Симферополя. Но это уже традиция.

У троллейбусных касс ажиотажа не наблюдается, люди толпятся разве что при посадке в троллейбус. Новых экологически чистых машин пока немного.
В основном туристов к южнобережным пляжам возят сделанные в социалистической Чехословакии троллейбусы. Те же, что и четверть века назад.

Настоящее кипение жизни можно наблюдать у автобусных касс автостанции «Курортная». Очередь движется быстро, работают все кассы, но постоять на солнцепёке в ожидании билета всё-таки придётся. Приятный женский голос из громкоговорителя каждые несколько минут сообщает путешественникам стоимость проезда до городов Крыма и призывает «не доверять свою жизнь случайным перевозчикам». Но «случайные перевозчики», называемые проще «карпалами» или «бомбилами», не сдаются.

«Карпалы» не сдаются

Понятие «частник» вошло в наш обиход задолго до перестройки. Советское государство тех, кто занимался «частным извозом», мягко говоря, не жаловало. Сегодняшнего «частника» тоже баловнем судьбы не назовёшь.

Серьёзные мужчины за сорок с быстрым, профессионально изучающим каждый движущийся объект взглядом. Особое внимание - тем, кто с поклажей.

- Ехать, ребята? Алушта, Николаевка, по городу?

- Нет, спасибо.

- Адик, вот люди, семьсот до Керчи.

Адик чинно направляется к семейству из четырёх человек, нагруженному рюкзаками и сумками.

- Какие 750?! Мужчина, даже не приставайте ко мне! На «Ланосе» я вообще не поеду! И не надо мне рассказывать, что это «нижняя» цена, я - местная, понимаете? Местная!

Немного дальше возле информационного стенда - группа молодёжи из Юго-Восточной Азии внимательно слушает седого «бомбилу» пенсионного возраста.

- Такая цена до автовокзала только. А я же вас ещё по городу повезу до места. Вот поэтому пятьдесят.

Атлет с напоминающим «лихие девяностые» выражением лица выходит, расставив руки, на пешеходный переход: «Люди! Тридцать до Ялты!». В голосе - нотки отчаяния.

Заработать «частнику» нелегко. Знакомый платит круглый год за место на вокзале, чтобы пользоваться им неполные три месяца. Кому платит, не говорит. Тому, кто распоряжается. Не государству.

Легализация с логотипом

Как сообщил начальник управления транспорта и связи исполкома Симферопольского горсовета Нариман Мусаев, проблему так называемых «карпал» может решить открытие городскими властями единого диспетчерского пункта для всех перевозчиков. Власти города также планируют утвердить фиксированные тарифы на перевозку пассажиров по городским, пригородным и междугородным маршрутам. Тарифы будут рассчитаны для пассажиров бизнес- и эконом-класса. На следующей неделе городское управление транспорта, транспортная инспекция Симферополя, ГАИ проведут рабочее совещание на территории вокзала с представителями перевозчиков. По словам Мусаева, власти постараются учесть интересы «частников». Те из них, кто согласится работать легально, такую возможность обязательно получат, пообещал Мусаев. А оставшимися «нелегалами» займутся компетентные органы.

Единый диспетчерский пункт автомобильных перевозок, по словам Мусаева, будет создан как отдельное предприятие, а на машины легальных автоперевозчиков будет нанесён специальный логотип.

- К нам уже обратились два автотранспортных предприятия, желающие принять участие в проекте, - сказал Нариман Мусаев. - Но мы не закрываем двери ни для кого и ждём, что подключатся и другие перевозчики.

Информатизация - путь к цивилизованности

В аэропорту «Симферополь» «карпалам» ещё труднее: на небольшой территории постоянно дежурит ГАИ, движение автотранспорта строго регламентировано. Но «частники» каким-то невероятным образом умудряются выживать и там. Правда, «разводить» приезжих, пользуясь их незнанием, теперь стало почти невозможно. С 15 июня на территории ОАО «Международный аэропорт «Симферополь» начал работу туристический информационный центр, в котором гости полуострова могут бесплатно получить справочную информацию о достопримечательностях Крыма, отелях и санаториях, туристических маршрутах, а также о тарифах на такси и автобусные перевозки. Центр работает с шести утра и до прилёта последнего рейса. Информация предоставляется на трёх языках - русском, английском, украинском.

- Основная задача центра - сделать всё, чтобы человек, впервые приехавший на отдых в Крым, вернулся сюда с удовольствием, - сказал вице-премьер - министр курортов и туризма АРК Георгий Псарёв. - Параллельно центр будет заниматься проведением маркетинговых исследований.

По словам председателя постоянной комиссии Верховного Совета АРК по санаторно-курортному комплексу и туризму Рустама Темиргалиева, «Крым становится на путь цивилизованного курорта».

- Наши «воздушные ворота» приобретают вполне цивилизованный европейский характер, - уверен президент ассоциации туроператоров Крыма Борис Зелинский. - Мы в этом плане опережаем другие регионы Украины. К примеру, в аэропорту «Борисполь» такого центра до сих пор нет.

По информации Министерства курортов и туризма Крыма, подобные туристические информационные центры уже работают в Ялте, Алуште, Евпатории и Бахчисарайском районе.

Россия становится ближе

По результатам опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, в этом курортном сезоне 10-13% россиян хотели бы провести отпуск в Крыму. При этом четверть опрошенных хотела бы поехать на лечение в санаторий или профилакторий.

- Это свидетельствует, что, как и в предыдущие годы, Крым остаётся одним из самых популярных направлений среди российских туристов. Ведь крымский курорт способен предложить не только комфортный отдых, но и уникальные оздоровительные и лечебные программы, насыщенную событийную программу и многое другое, - считает Псарёв. - Крупнейшие российские туроператоры прогнозируют значительный рост турпотока из России в Крым в этом году.

По мнению вице-премьера, росту количества туристов из России будет способствовать и увеличение авиарейсов Москва -Симферополь. Кроме того, в перспективе планируется наладить авиасообщение с Новосибирском, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом и Самарой. В частности о начале полётов в Симферополь в четверг сообщило крымским журналистам руководство российской лоу-кост авиакомпании «Авианова». В тот же день в Симферополь прибыл первый авиарейс из Москвы, организованный этой компанией.

Миллионный турист прибудет во вторник

По официальным данным, к 15 июня в Крыму отдохнули 880 тысяч человек, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Мы прогнозируем, что на следующей неделе количество туристов достигнет миллиона, и в этой связи во вторник планируем торжественную встречу миллионного туриста в аэропорту «Симферополь», - сказал первый заместитель министра курортов и туризма Крыма Александр Лиев.

По его словам, количество организованно отдохнувших туристов в Крыму стало рекордным за все годы независимости Украины: рост по сравнению с прошлым годом составил 10,6%.

- Рост обеспечен за счёт увеличения коммерческих продаж путёвок туроператорами и базами размещения, - пояснил чиновник.

Он сообщил, что с начала года в Крыму отдохнули почти 160 тысяч россиян, но первенство по количеству отдыхающих по-прежнему остаётся за гражданами Украины.

Крым популярнее Сочи

По информации курортно-информационного центра АРК, с начала летнего сезона Российские железные дороги (РЖД) отмечают рост пассажиропотока на южнобережные направления, в том числе в Крым. Как сообщил руководитель РЖД Владимир Якунин, в целом рост пассажирских перевозок в сравнении с двумя предыдущими годами увеличился на 4%. При этом на Северо-Кавказской железной дороге роста пассажиропотока не отмечается. Якунин объясняет это активными строительными работами в Сочи, куда «россияне пока не стремятся на отдых».

По словам Лиева, рост пассажиропотока свидетельствует о растущей популярности крымских курортов среди россиян.
В июне начнут курсировать чартерные поезда по направлениям Москва - Евпатория и Москва -Феодосия, которые будут формироваться туроператорами.

- Поезда будут следовать практически без остановок, поэтому туристы смогут добраться в Крым намного быстрее и комфортнее, - сказал первый замминистра.

По его мнению, налаживание более эффективного партнёрства между перевозчиками и туроператорами позволит увеличить железнодорожный пассажиропоток на 12-15%.

Немного статистики

По данным курортно-информационного центра АРК, за январь-май текущего года в сводный бюджет от курортной отрасли Крыма поступило 92 миллиона гривен налогов и сборов, в том числе поступления в государственный бюджет составили 31,5 миллиона гривен, в местные бюджеты - 60,5 миллиона гривен.

По данным пресс-службы Государственной налоговой администрации в АРК, предприятия, работающие в курортной отрасли, увеличили платежи на 8,6 миллиона гривен по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. При этом в общем объёме поступлений в госбюджет удельный вес налогов и сборов от отрасли составляет 3,9%, хотя в прошлые годы она доходила до 7-9%.

Николай ФИЛИППОВ.