Когда противодействие не равно действию

17 Июнь 2011 634

На днях президент Украины Виктор Янукович подписал пакет антикоррупционных законов. Глава государства заверил, что в нём учтены предложения представителей международного сообщества и передовой мировой опыт, в частности он поблагодарил группу государств по противодействию коррупции Совета Европы (GRECO). При этом констатировал, что рекомендации международных организаций на Украине выполняются недостаточно.

Бремя «несогласованностей»

Пожалуй, центральным документом, призванным изменить ситуацию с коррупцией в стране, стал закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции на Украине», принятый Верховным Советом в целом ещё 7 апреля. Но 12 мая парламент внёс уточнение в документ, который не был направлен на подпись президенту, как тогда объяснили в парламенте, «из-за определённых несогласованностей». Несогласованным оказался в частности принцип заполнения деклараций. В них планировалось указывать расходы как на имущество, имеющееся в частной собственности, так и на имущество, находящееся в аренде. Кроме того, предусматривалось, что финансовые операции подлежат обязательному финмониторингу, если их сумма равна или превышает
50 тысяч гривен. Народные депутаты «усовершенствовали» эту статью и увеличили контролируемую сумму втрое - до 150 тысяч гривен. Спикер Владимир Литвин поспешил успокоить народ, заявив, что данная норма закона никоим образом не направлена против граждан. Он объяснил, что многие люди фактически всю жизнь собирали деньги на приобретение недвижимости или автомобиля, не пользуясь услугами финансовых учреждений.

- Если снизить эту сумму, у нас абсолютное большинство людей будет ходить под финансовым мониторингом, - сказал Литвин. - А заполнение государственным служащим налоговой декларации с указанием расходов позволит сопоставить их со стоимостью приобретённых домов или машин, подчеркнул спикер.

- Если станет понятно, что доходы не позволяли это сделать, то возникнет вопрос к государственным служащим, - пояснил он.

В свою очередь президент Института правовой политики, экс-министр юстиции Николай Онищук отметил, что со временем закон должен быть улучшен.

- Со дня вступления в силу закона будут реализованы положения Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией, Конвенции ООН против коррупции и Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией, которые были ратифицированы на Украине соответственно в 2005 и 2006 годах, - напомнил он.

По словам Онищука, несмотря на то, что конвенции были ратифицированы, в принятом законе не учтён ряд положений настоящих международных документов.

- В частности это касается рекомендации, по которой в системе антикоррупционных мер должна была бы предусматриваться ответственность юридических лиц частного права (Криминальная конвенция о борьбе с коррупцией), - уточнил он.

Что касается других любопытных моментов в законе, о котором Янукович сказал: «Это мой закон», то следует отметить, что документ предусматривает создание «специально уполномоченного органа по вопросам антикоррупционной политики», функции которого заключаются в полном контроле над всеми госорганами «по реализации антикоррупционной стратегии». Полномочия этой структуры, как и собственно стратегия, утверждаются президентским указом. В то же время ряд экспертов уже отметили, что эта норма не соответствует пункту 15 статьи 106 Конституции Украины, которая гласит, что президент не имеет права на создание такого органа без согласия правительства. Противоречия отметили и в главном юридическом управлении парламента, однако народные избранники их проигнорировали. Комментируя то, что закон наделяет президента такими полномочиями, руководитель контактной группы на Украине международной организации Transparency International Алексей Хмара выразил опасения, что единоличный контроль над всей антикоррупционной системой глава государства может использовать для влияния на властные круги.

В то же время группа государств по противодействию коррупции Совета Европы заявила, что Украина потерпела неудачу в борьбе с коррупцией. По результатам мониторинга GRECO, в 2009 году у Украины не было невыполненных рекомендаций - все были выполнены частично или находились в стадии решения. Через полтора года Украина стала первым государством - участником европейской антикоррупционной инициативы, которой эксперты снизили степень выполнения по трём рекомендациям GRECO. Одновременно GRECO увидело в действиях команды президента Виктора Януковича четыре положительных результата.
В частности - принятие закона «О судоустройстве и статусе судей», создание Высшей квалификационной комиссии судей, вступление в силу закона «О доступе к публичной информации», прогресс при принятии нового закона «О государственных закупках» 2010 года и закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём или при финансировании терроризма». Однако эти результаты GRECO не признало достаточным свидетельством эффективной антикоррупционной политики в стране. В организации отметили, что целый ряд важнейших антикоррупционных решений, которые уже были разработаны и утверждены на Украине, за последние полтора года оказались заблокированы и даже дезавуированы.

Прописные истины

Согласно закону «близкие лица» не могут находиться в непосредственном подчинении друг у друга. При этом такая норма распространяется и на руководителей госпредприятий. После увольнения со службы чиновникам в течение следующего года запрещается заключать трудовые договоры или совершать сделки с предприятиями и организациями, над которыми ранее они осуществляли госконтроль. Им запрещается раскрывать или использовать в своих целях информацию, полученную при выполнении служебных обязанностей. Кроме того, они не могут представлять чьи-либо интересы в суде в том случае, если другой стороной процесса является госорган, в котором ранее работал служащий.

Чиновники не имеют права получать подарки от подчинённых и граждан, которые зависят от деятельности госслужащего. От остальных лиц могут принять презент, «соответствующий общепринятым представлениям о гостеприимстве». При этом подарок не может быть дороже 50% размера минимальной заработной платы (480 гривен).

Закон предусматривает и то, что предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, их должностные лица и простые граждане обязаны принимать меры для пресечения коррупции. За непринятие мер по противодействию коррупции предлагается штрафовать на 850-2125 гривен. По оценкам экспертов, введение такой нормы как минимум обязывает граждан выполнять несвойственные им функции.

Остаётся пока неизвестным то, насколько эффективной окажется норма закона, предусматривающая обязательную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (НПА). Экспертизу должен проводить Минюст в соответствии с порядком, разработанным самим министерством. Также может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза проектов документов по инициативе физлиц, объединений граждан или юрлиц и за их счёт. Согласно законопроекту, результаты экспертиз подлежат «обязательному рассмотрению во время решения относительно выдачи (принятия) соответствующего НПА». Однако не исключено, что такие результаты не будут приниматься во внимание.

Кстати

Очень хочется напомнить слова президента: вследствие коррупции общество ежегодно теряет 20 млрд. грн. «Мы с вами хорошо знаем, что коррупция превратилась на Украине в способ существования бюрократического аппарата и является причиной масштабной тенизации экономики, несёт угрозу безопасности нашей страны. Разворовывание средств и стратегических ресурсов Украины, земли, недр - это стало постоянной новостью в нашем государстве», - сказал Янукович. Он высказал идею, чтобы при выявлении коррупционных действий лица, совершившие это преступление, отдали государству втрое больше. Власть будет работать в этом направлении, все инициативы будут учтены в новом Уголовном кодексе.

И ещё один важный фактор. Нельзя обойтись без цитирования президента: «Закон предоставляет главе государства право создать специальный уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики. Этот орган будет координировать реализацию органами исполнительной власти антикоррупционной стратегии, которую определит президент Украины. Пока же, до создания специального уполномоченного органа, его функции будет выполнять Министерство юстиции с привлечением возможностей Службы безопасности».