Сладкая жизнь по-венски

20 Май 2011 930
Легендарный венский торт «Захер».
Легендарный венский торт «Захер». Фото автора.

А вы знали, что единственная кухня в мире, которая названа по имени города, а не страны, - это венская кухня? Мы об этом как-то не задумывались, поэтому, только оказавшись в Вене, поняли, что попали в настоящий рай для сладкоежек. Здесь есть не только все сладости на свете, но даже те, которых нет больше нигде в мире. Например, засахаренные лепестки фиалок - правда, стоят они примерно как засахаренное золото!

Наш гид с придыханием рассказывает о легендарном торте с благозвучным названием «Захер» и о его создателе - молодом поварёнке Франце Захере, который в 1832 году служил при дворе канцлера фон Меттернаха и в один прекрасный день должен был заменить внезапно заболевшего любимого герцогского кондитера. Вот тогда-то в качестве десерта к званому ужину и был впервые подан удивительно вкусный торт с абрикосовым джемом и шоколадной глазурью. С того дня никому не известный поварёнок стал просто нарасхват у австрийских аристократов и сумел заработать достаточно средств, чтобы открыть собственный кондитерский магазин.

Способ приготовления фамильного торта хранился в строжайшей тайне до тех пор, пока в 1934 году поссорившийся с родными сын кондитера Эдуард Захер не отправился прямо к конкурентам из не менее известной династии венских кондитеров по фамилии Демель и не сообщил им рецепт уникального торта. «Кондитерская война» длилась аж до 1963 года: никак не могли выяснить, чей торт должен считаться подлинным. И в конце концов пришли к согласию: торт, который подают в кафе «Захер», сохранил за собой звание «original» - настоящий. А торты из кондитерской Демеля с тех пор украшаются скромной шоколадной медалью с именем Эдуарда Захера.

Чтобы попасть в кафе «Захер», расположенное в одноимённом и очень дорогом отеле, нам приходится подождать несколько минут: все места уже заняты. Впрочем, милая девушка в строгой униформе на безупречном английском языке обещает, что долго ждать нам не придётся, и оказывается права. Нас впускают внутрь и провожают к нашему столику, что оказывается очень кстати: мы с таким увлечением рассматривали старинный интерьер кафе, что вполне могли заблудиться.

Старинные люстры, живые цветы в огромных вазах, меню на удобных костяных ручках, официантки в накрахмаленных кружевных передничках, с ума сводящий запах кофе и пирожных - тут даже самый сытый человек может проголодаться! Мы заказываем кофе и, конечно, торт «Захер», который приносят на тарелке вместе с цветком из взбитых сливок - настоящих, а не из баллончика! Торт и вправду замечательный, не приторный и не жирный, даже слегка кисловатый благодаря щедрой абрикосовой прослойке. И сидеть, попивая умопомрачительно пахнущий напиток, здесь можно сколько угодно, хоть несколько часов - никто не станет демонстративно убирать со стола чашку с недопитым кофе.

Но если вы уже слопали торт за обе щеки, выпили кофе и готовы продолжить путешествие по миру сладкоежек, то можете заглянуть в кондитерскую «Демель» и тоже обнаружить там немало интересного. Ведь именно династия Демель была поставщиком сладостей для императорского дворца, и дорогущие засахаренные лепестки фиалок - ноу-хау именно этой кондитерской семьи! Говорят, это лакомство обожала австрийская императрица Елизавета Баварская. А жители Вены любят местные марципаны, конфеты ручной работы, кексы с изюмом и ароматными пряностями - штоллены - и всегда дарят друг другу подарки, купленные в этой кондитерской.

Туристы же любят заказывать кофе, садиться за столик для некурящих и зачарованно наблюдать, как за стеклянной прозрачной стеной работают кондитеры. Да и местный музей марципана, расположенный в подвале кондитерской, считается одним из самых известных в мире. Тут вам и марципановые яйца Фаберже, и огромный сладкий гамбургер, и свадебный торт умопомрачительной красоты, и даже фигуры австрийских политиков! Автографы известных людей, которые посещали этот музей, кажется, единственное, что тут сделано не из марципана.

Ну и, конечно, кофе по-венски - его можно попробовать в любой кофейне, которые здесь на каждом шагу и за каждым углом. Все они красивы и уютны, а отличаются друг от друга разве что своей историей - например, в кофейне «Landtmann», где кофе подают исключительно на серебряных подносах, в своё время бывали Зигмунд Фрейд, Марлен Дитрих, Хиллари Клинтон, Пол Маккартни и другие богатые и знаменитые. Может быть, кто-то из них пил «Kaffee Maria Theresia» - мокко с апельсиновым ликёром и сливками, кто-то - кофе «Gold» («Золото»), такой слабый, что его цвет был не чёрным, а золотистым. А кто-то наверняка заказывал обыкновенный капуччино - хотя слово «обыкновенный» по отношению к венскому кофе вполне может считаться кощунством. Так что заказать в венской кофейне «просто кофе» - всё равно что в дорогом винном магазине попросить «просто бутылку вина». В лучшем случае вас не поймут, в худшем - обидятся не на шутку!