«Чёрные» сотки

Почти половина крымских земель остаётся за пределами рынка

6 Май 2011 1009
Участники общественных слушаний.
Участники общественных слушаний. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Мораторий на продажу земель сельхозназначения выводит из рыночного оборота более миллиона гектаров, или 43% площади полуострова. Об этом было заявлено в ходе состоявшихся в Симферополе общественных слушаний о законе о рынке земли и судьбе моратория. В ответ на опасения фермеров, что в результате отмены запрета они могут лишиться земли, чиновники правительства и депутаты парламента автономии заверили, что с принятием закона контроль со стороны государства над функционированием земельного рынка усилится и массовая «теневая» скупка участков станет невозможной.

Рычаг аграрного сектора

По данным Рескомитета по земельным ресурсам Крыма, более 200 тысяч собственников земельных паёв, оформивших на них государственные акты, не могут реализовать земельные участки из-за моратория на продажу земель сельхозназначения. При этом большая часть этих земель сконцентрирована в собственности пенсионеров и людей предпенсионного возраста, у которых нет необходимых профессиональных знаний, финансовых и физических возможностей для обработки земли. Часть земельных участков перешла по наследству лицам, проживающим в городах. И, судя по тому, сколько земель в автономии зарастает бурьяном, наследники не торопятся заниматься сельскохозяйственным производством.

Как сообщили в ведомстве, из-за нерационального землепользования и вкрапления частных участков в массивы земель хозяйств блокируется создание крупнотоварных производств рыночного типа. А это ведёт к снижению конкурентоспособности сельского хозяйства на мировом рынке и инвестиционной привлекательности аграрного сектора из-за отсутствия ипотечного кредитования под залог земельных участков.

«Разрулить» ситуацию должен закон о рынке земли. Главная его цель - внедрение регулируемого рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также предупреждение обезземеливания селян, повышение ценности земли, установление порядка в проведении земельных торгов, создание земельного банка. Проект предполагает юридическое определение статуса участников и объектов рынка земли и основных принципов его организации, связанных с прогнозированием ситуации, предоставлением консалтинговых услуг, правил оборота земельных участков, в том числе предназначенных для ведения товарного сельхозпроизводства.

«Латифундий» не будет?

Механизм регулирования оборота сельхозземель предусматривает создание Кабмином Украины специализированного государственного учреждения по управлению землями сельхозназначения госсобственности. Однако фермеры и арендаторы опасаются, что работать с государственной структурой будет сложнее, чем с крестьянами, сдающими землю в аренду. Кроме того, арендаторов беспокоит опасность расторжения договоров аренды земельных участков, заключённых до вступления в силу закона о рынке земли, а фермеров - опасность массовой скупки земли.

Как пояснил председатель Рескомзема автономии Александр Чабанов, законопроект не предусматривает расторжение ранее заключённых договоров. А для предотвращения возможной скупки больших площадей финансово-промышленными группами, что может привести к обезземеливанию крестьян и образованию «латифундий» с наёмными рабочими, он содержит ряд ограничений.

Так, например, земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут приобретать в собственность только граждане Украины, имеющие профильное образование или занимающиеся товарным сельскохозяйственным производством. На это имеет право вышеназванное государственное учреждение или территориальные громады в лице местных органов власти. Иностранные граждане этим правом не наделены.

Определяются и максимальные площади земельных участков, которые могут пребывать в частной собственности одного лица для ведения сельхозпроизводства. Для степной зоны это 2100 гектаров, для крымской горной области - 1100 гектаров. Предусмотрен барьер на пути спекулянтов, вознамерившихся скупать участки для перепродажи по более высокой цене, что может привести к росту стоимости аграрной продукции и инфляции. Проект закона предполагает введение повышенных ставок госпошлины при перепродаже участков. Её размер может достигать 60% от нормативной денежной оценки земли при перепродаже на пятый год со дня заключения договора купли-продажи, до 100% - при перепродаже участка в первый же год.

Председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по земельным, аграрным вопросам, экологии и местному самоуправлению Николай Янаки предложил сельчанам после ознакомления с документом обращаться в центр законодательных инициатив при крымском парламенте. Предложения крестьян будут направлены в Министерство аграрной политики Украины для внесения поправок в законопроект.

Алексей ЕРМОЛИН.