О гейшах и кадетах в крымских интернатах

17 Март 2011 1274
Екатерина Герасименко.
Екатерина Герасименко. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

«Новая метла по-новому метёт» - эту поговорку мы вспоминаем после каждого пришествия новых властей. Власти проводят реформы, меняют подходы и обеспечивают разнообразные нововведения во всех сферах нашей жизни. Пожалуй, особенно важны реформы, которые имеют прямое отношение к жизни детей, например, грядущая оптимизация сети республиканских интернатных учебных заведений, в процессе которой учреждения изменят не только свой статус, но и подход к обучению и воспитанию детей.

Оптимизация с оптимизмом

- Мы начнём усиленную оптимизацию только тех интернатных учебных заведений, где дети просто пребывают, не получая ни нужного воспитания, ни образования, - говорит министр образования, науки, молодёжи и спорта Крыма Виталина Дзоз. - Я лично убедилась в том, что в некоторых интернатах дети чувствуют себя некомфортно и лишены простых жизненных радостей.

В числе тех, где, по мнению министра, дети «просто пребывают», оказались четыре школы-интерната: Симферопольская, Керченская, Черноморская и Соколинская. 1 марта было принято постановление Совета министров Крыма, в соответствии с которым все четыре заведения с нового учебного года будут работать в новом статусе.

Так, в Керченский интернат №1, который в процессе оптимизации станет учебным заведением со спортивно-техническим профилем обучения, планируется направить мальчиков с нормой интеллекта. Там их ждут усиленная военная подготовка и приобретение профессионально-технический умений, необходимых для поступления в лучшие вузы Крыма и Украины.

Черноморская и Соколинская спецшколы будут превращены в республиканские детские оздоровительные учреждения «Черноморье» и «Сокол», где создадут все условия для отдыха и лечения детей-сирот и детей с нарушениями двигательной активности. Причём «Сокол» будет работать в основном как детский туристический центр, дети из интернатов будут приезжать для участия в походах по Крымским горам и долинам.

По словам министра, детей, у которых есть определённые проблемы с интеллектом, больше, чем ребят с «нормой интеллекта», и о них, разумеется, тоже никто не забудет. Детей с нарушением умственного развития направят в Чеботарскую и Гвардейскую специальные общеобразовательные школы. В первом учебном заведении будут учиться только девочки, во втором - только мальчики. Их будут обучать рабочим профессиям, которые дадут ребятам возможность нормально себя чувствовать во взрослой жизни.

По словам Виталины Дзоз, в ходе оптимизации интернатных заведений ни одно из них не будет ликвидировано. А вот обновления педагогическим коллективам интернатных учреждений не избежать, причём в Минобразования делают ставку на молодых специалистов. Как сообщила министр, «педагогов, которым уже далеко за семьдесят, мы не всегда сможем взять на работу».

Пока на этот проект выделено всего четыре миллиона гривен из бюджета республики - по одному миллиону на каждое из четырёх учреждений, которые будут работать в новом статусе.

Как воспитать благородных девиц

Этот новый статус получила и Симферопольская специальная общеобразовательная школа-интернат. Здесь в соответствии с планами крымского министерства появится своего рода «институт благородных девиц» с углублённым изучением иностранного языка, где будут обучаться только девочки с нормой интеллекта.

- Мы не учим в вузах главному: как жить в семье, как сохранить отношения, как перераспределяются роли при рождении ребёнка, что такое гражданский брак - хорошо или плохо, - говорит Виталина Дзоз. - Единственный в мире вуз, где девушек в течение пяти лет учат быть профессиональными мамами и профессиональными жёнами, есть в Японии. Так вот самые востребованные барышни - выпускницы этого вуза, их разбирают замуж, как горячие пирожки.

По словам министра, крымские чиновники уже налаживают контакты с японским вузом, и тамошние педагоги готовы поделиться опытом с симферопольскими коллегами. Однако не все крымчане обрадовались радужным планам министерства: в Интернете немедленно появились сообщения, что в «Крыму будут воспитывать гейш» и комментарии вроде «Вот именно что гейш. А почему именно из интернатовских? Потому что на них всем наплевать, они вне закона? Можно будет преподавать там что угодно, никто за них не заступится. Это пробный камень, а потом такую систему перенесут на школы». Возможно, пересуды прекратятся после того, как начнёт работать интернат, а возможно, только после первого выпуска «благородных девиц». Не мудрено, раз уж даже руководство Симферопольской специальной общеобразовательной школы-интерната имеет очень отдалённое представление о том, какой будет обновлённая школа.

Поживём - увидим?

- Поживём - увидим, - торопливо говорит директор симферопольского интерната №1 Екатерина Герасименко, встретив меня у ворот. - Знаю, что всё здесь полностью изменится, в том числе и руководство. Может, это и хорошо - «стоячая вода», сами понимаете, а если будет какое-то движение, то, может, что-то и изменится. Вот идёт человек из министерства......

Появление «человека из министерства» по имени Елена Олеговна стало для нас сюрпризом. Чиновница присутствовала при нашей беседе, иногда уточняла некоторые моменты, но больше молчала. Откровенного разговора не получилось.

Мы поинтересовались, когда директору стало известно о грядущей оптимизации.

- По-моему, месяца два назад или больше, - задумывается Екатерина Ивановна. - Сразу после Нового года, а может, и до. Точно не вчера и не позавчера. Какие-то разговоры были - и на телевидении, и на общих собраниях. Мы слышали и понимали, что оптимизация грянула.

- Вы остаётесь на своём рабочем месте?

- Я не знаю, - после паузы говорит Екатерина Ивановна, которая отдала интернату тридцать лет жизни. - Мне ничего не было сказано. Может быть, здесь появятся молодые кадры, главное, чтобы они хорошо знали специфику нашей работы и не боялись трудностей. Честно говоря, то, что ждёт директора во время реорганизации, кошмарная работа. Ведь нужно будет обновлять все документы, разрабатывать новые программы и положения. Я никакой работы не боюсь, конечно. Много было сделано коллективом за эти годы, как-то находили в себе силы и решали и материальные, и другие проблемы.

Директор рассказывает, что сейчас в интернате обучаются сто детей и работают пятьдесят семь сотрудников. Что ни у одного из её подопечных нет родителей, а если и есть, то давно не дают о себе знать. Что с 21 марта здесь будет работать специальная комиссия, которая станет осматривать каждого ребёнка и решать, может ли он остаться в интернате после его реформирования. Что, на её взгляд, здесь вполне могут остаться около тридцати процентов ребятишек. И в общем-то хорошо, что интернат меняет статус, поскольку раньше даже на вывеске было указано, что интернат этот - для детей с задержкой психического развития. Сейчас этих слов на вывеске уже нет, а проблемы, связанные с отношением окружающих к этим деткам, остались.

- Я думаю, что-то здесь будут перестраивать, - говорит Екатерина Ивановна. - Мне сказали, будут ремонтировать спальни....

- И на это уйдет миллион гривен?

- Миллион? - удивляется директор. - Его тут, извините, ни на что не хватит. У нас запланировано 980 тысяч гривен на ремонт, а вы говорите, что кроме этого ещё миллион запланирован.... Но всё равно этого мало. Если ремонтировать спальни, значит, надо менять всю отопительную систему, электричество, полы, окна, двери.... Надо быть волшебником. Думаю, если тут затевать масштабную реконструкцию, то и пяти миллионов будет мало.

А в целом, говорит директор, она не против оптимизации и за то, чтобы дети выходили из интернатов без всяких обидных ярлыков.

- Если тут будет интернат первой-третьей ступеней, значит, детки отсюда смогут поступать в высшие учебные заведения, - говорит она. - Все они заслуживают того, чтобы жить и учиться в нормальных условиях. Если что-то изменится в лучшую сторону, это будет здорово. Но для этого, наверное, понадобятся не год и не два.

Мы в свою очередь будем следить за ситуацией и через год, и через два. И расскажем нашим читателям о том, что жизнь детей в обновлённых интернатах стала намного лучше и интереснее. Впрочем, если случится наоборот, расскажем и об этом.

Статистика

Сегодня в автономии работают двадцать два интернатных учебных заведения, в которых учатся и проживают 3635 детей, из них 882 - дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения.

Из двадцати двух интернатов работают:

- семь интернатных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения;

- четыре санаторные школы-интернаты различных профилей, где созданы условия для лечения и реабилитации детей школьного возраста;

- семь специальных интернатов для детей с нарушениями умственного и физического развития;

- три интернатных учебных заведения для одарённых и способных детей: интернат-лицей с усиленной военно-физической подготовкой, учебно-воспитательный комплекс-лицей искусств; гимназия-интернат для одарённых детей;

- одна школа-интернат для детей из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей.