Уроки Гиренко

16 Март 2011 1277
Андрей Гиренко
Андрей Гиренко

Такое ощущение, что это было совсем недавно. А уже более двадцати лет длится дружба «Крымской правды» с Андреем Николаевичем Гиренко, которому сегодня исполняется 75 лет.

Трибуна - «Крымская правда»

Он стал первым секретарём Крымского обкома Компартии Украины летом 1987 года. В те годы взаимоотношения руководства обкома со своим печатным органом - газетой «Крымская правда» - строились, как у генералов с солдатами. А потому, следуя армейской заповеди, мы, журналисты, старались держаться подальше от начальства и не высовываться ни с какими вопросами. Неудивительно, что совсем иное отношение первого секретаря к газете и её журналистам мы поначалу встретили настороженно. Потом - с благодарностью. Так и подружились.

Андрей Николаевич как первое лицо Крыма не только сам был открыт для прессы, но и других наставлял: «На мой взгляд, более простыми, демократичными, дружелюбными должны быть отношения между руководящими работниками всех рангов и журналистами. Сложившаяся определённая дистанция между ними сейчас, в период демократических преобразований, явно ни к чему, только мешает делу...
Я их не пойму: пресса - ведь это высокая трибуна для откровенного разговора с самой широкой аудиторией. Боятся они, что ли, подняться на эту трибуну?».

Откровенность и искренность в общении с людьми. Правда, одна только правда - какая она ни есть. Это, пожалуй, его главные принципы, которым он никогда не изменяет, его убеждения. А ещё - прозорливость, умение всё просчитать наперёд и заглянуть в будущее.

Неудивительно, что в сложное перестроечное время, время разгула так называемой горбачёвской демократии, на альтернативной основе, с большим отрывом от соперников Андрея Николаевича избрали народным депутатом СССР от Крыма. А осенью того же 1989 года Гиренко избрали секретарём ЦК КПСС. Уезжая в Москву, он заверил, что не утратит связь с Крымом, выполнит все наказы избирателей, а кроме встреч в избирательном округе его депутатской «высокой трибуной» станет газета «Крымская правда».

Так оно и было. Самые острые вопросы для народного депутата СССР присылали в нашу газету крымчане. Мы эти вопросы не причёсывали, а, сгруппировав такими, как есть, в тематические блоки, посылали по спецсвязи (тогда ещё не было факсов и Интернета) в ЦК КПСС народному депутату А. Н. Гиренко. И Андрей Николаевич отвечал на них незамедлительно, подробно, обстоятельно.

С особым удовольствием, как мне кажется, он информировал своих избирателей о выполнении наказов. О том, что в Симфе-
рополе сданы в эксплуатацию
113-квартирный жилой дом, школа, отремонтированы улицы. Введены очистные сооружения Межгорного гидроузла, завершено сооружение газопровода Марьевка - Севастополь.... За год из 50 наказов избирателей народный депутат выполнил больше половины.

Наш товарищ секретарь

В Центральном Комитете партии секретарю ЦК КПСС Андрею Николаевичу Гиренко достался, пожалуй, самый горячий или даже горящий участок работы - межнациональные отношения. Процесс разрушения великой державы, явно инспирированный извне, умело подпитывался вспышками национализма, межнациональными конфликтами. «Разруливать» ситуацию в горячих точках чаще всего приходилось Гиренко со товарищи. В тот же Баку в разгар конфликта из-за Нагорного Карабаха в январе 1991 года генсек Михаил Сергеевич, которого ждали, направил вместо себя Андрея Николаевича.

Разумеется, далеко не всё, о чём знал секретарь ЦК по межнациональным отношениям, он мог и имел право рассказать публично. И вот что интересно. Перечитывая сейчас интервью А. Н. Гиренко «Крымской правде» двадцатилетней давности, вдруг видишь то, чего прежде не замечала. Он, оказывается, отчётливо представляя все последствия возможного обвального процесса, как тот ангел-хранитель, стремился защитить и уберечь Крым. Публично, со страниц нашей газеты («Крымская правда», 5 октября 1990 г.), он подталкивал тогдашнее руководство Крыма к принятию ясных и конкретных, а не половинчатых решений о воссоздании автономии: «Депутаты (областного Совета. - Авт.) совершенно определённо заявили о необходимости отмены законодательных актов, связанных с ликвидацией автономной республики, и это, полагаю, - шаг вперёд. Хотя, сразу оговорюсь, что можно было сделать и более серьёзные шаги». «Ещё я хотел бы сказать, что не следует упускать время. В дебатах о том, каким быть Крыму, прошёл уже целый год». «Для рассмотрения вопроса о статусе Крыма необходимо решение на этот счёт областного Совета».

Наше последнее интервью с А. Н. Гиренко как секретарём ЦК и народным депутатом СССР состоялось за полтора месяца до так называемого путча летом 1991 года. Ничто не предвещало крах страны. В марте на всесоюзном референдуме большинство граждан СССР, в том числе и жителей Украины, высказалось за создание обновлённого федеративного союзного государства. Субъектом этого обновлённого государства и участником подписания Союзного договора наряду с Украиной должен был стать и Крым. Мы обсуждали тогда процесс становления государственности Крыма. В том числе и вопрос о языках.

Кто бы мог подумать, что через 20 лет проблема языков ещё сильнее обострится и усугубится? А ведь вот оно, готовое решение (привожу отрывок из интервью).

- Как вы считаете, нужен ли нам государственный язык и каким он должен быть?

- У каждого государства есть гимн, герб и, конечно, язык. Сомнений на этот счёт нет. А вот - один ли государственный язык должен быть в Крыму - это вопрос. Я думаю, что надо учесть исторические особенности Крыма.
А они подсказывают, что таких языков должно быть несколько.
И в этом нет ничего необычного. Страны, где государственными считаются несколько языков, всем известны. Несомненно только то, что жители Крыма будут говорить на русском языке. И потому что русских тут большинство, и потому что он является языком общения для тех, кто приезжает на курорты. И логично, что он будет государственным языком. Нельзя не учитывать и то, что Крым находится в составе Украины, где в качестве государственного уже определён украинский язык.

- Для Крыма он тоже обязателен?

- Над этим надо подумать. Видимо, категорически заявить, что обязателен, нельзя. Но, с другой стороны, почему и нет? Ведь нельзя игнорировать язык той республики, в составе которой находишься. Исторически важно, на мой взгляд, признать государственный и язык крымскотатарский как язык народа, для которого Крым - историческая родина. Тем более что прежде он был одним из государственных языков Крымской АССР.

- Действительно есть основание так говорить. Но кое-что надо подуточнить. На Украине в качестве государственного принят украинский язык. И сразу же всех в срочном порядке стали обязывать говорить по-украински, вести документацию на этом языке и т. д. А если в Крыму будут три государственных языка, то любой документ должен быть издан на трёх языках. И, стало быть, всё население должно знать их в равной степени. Возможно ли это практически?

- А почему население должно знать три языка?

- Украина требует, чтобы все говорили по-украински. Значит, надо ещё и по-крымскотатарски, уж коль скоро мы говорим о равенстве.

- Вы употребили слово «требует». А в сфере национальных отношений, в том числе и в языковой сфере, оно совершенно неприемлемо. Тут всё должно быть по-другому. Даже в определении национальности того или иного человека. До сих пор у нас национальность определялась по национальности одного из родителей. А это, в общем-то, совершенно не обязательно. Если человек живёт среди группы людей и считает себя частью её, то он вправе считать себя одним из них и выбрать себе их национальность. Вы улыбаетесь, потому что вам это непривычно. Но это одно из неотъемлемых прав человека. Так же и в отношении языка. Человек должен говорить на том, какой его больше устраивает. И от этого не должны зависеть ни место его работы, ни выбор профессии. А то это сейчас ставится в прямую зависимость не только на Украине, но и в Прибалтике, в Молдавии и именно теми людьми, которые провозгласили себя демократами, гуманистами, правозащитниками.

Другое дело, нужно ли изучать эти языки? Я убеждён, что чем человек больше знает языков, тем он более развит, образован. И хорошо бы помочь каждому юноше и девушке узнать языки людей, с которыми им приходится общаться, а также иностранные языки. Поверьте, общество от этого только бы выиграло. Но при этом строжайшим образом должна соблюдаться добровольность. Отвечая на прямо поставленный вами вопрос, скажу, что вовсе не обязательно изучать язык только потому, что он государственный.

- Таким образом, может быть, можно и документацию издавать на одном из трёх языков?

- Нет. Всё-таки надо издавать на всех трёх для того, чтобы человек, который лучше владеет тем или иным языком, имел возможность в любом государственном органе получить ответ на своём родном языке.

- Тогда, значит, работники этих государственных органов обязательно должны владеть всеми тремя языками. Если, например, к председателю Верховного Совета пришёл крымский татарин и обратился к нему на родном языке, то он просто обязан ответить на нём же.

- Хотел бы вас покритиковать за то, что вы всё время употребляете слово «обязан». А никто не обязан.

- Но как же тогда быть в такой ситуации?

- Выход всегда можно найти. В конце концов есть переводчики.

Как это всё случилось

Следующая встреча состоялась осенью 1992 года в Москве. Конечно же, мне очень хотелось узнать его оценку того, что случилось с партией.

Андрей Николаевич, как всегда, отвечал сдержанно, не выставляя напоказ свои эмоции: «Партию разгромили. Партию разгромили силы, которые в общем можно назвать как антикоммунистические. И разгромили совершенно осознанно. Это силы, которые так или иначе выражают националистические интересы. Совершенно определённо было понятно, что на пути к разрушению СССР оставалась одна структура - КПСС. Которая и в силу своего интернационального характера, и в силу организационных принципов построения была во всех республиках единой партией. Конечно же, она оказывала очень серьёзное сопротивление процессам разрушения единого государства».

- А где вы были в августе девяносто первого и как всё это восприняли?

- Я находился на больничном после небольшой операции, процесс выздоровления затянулся.
И когда по телевизору услышал эти документы, которые зачитывались, лично мне сразу стало понятно, что это - авантюра. Как партийный секретарь я совершенно отчётливо понимал, что, заявив накануне, за несколько дней до этих событий, новую программу, в первых строках которой подчёркнуто, что партия не приемлет никаких насильственных путей решения проблем общества и призывает к этому другие политические силы, - никак не могла она поддержать то, что было предложено ГКЧП. КПСС не поддержала ГКЧП. И ссылка на телеграмму секретариата - это крайне слабая ссылка. Была бы телеграмма из секретариата ЦК КПСС или не было бы её, удар по партии был нанесён в силу тех причин и мотивов, о которых я уже говорил.

Его богатство

Многие из его тогдашних соратников по ЦК КПСС неплохо устроились в новой жизни. Открыли свои фонды, стали публичными политиками за рубежом. Выступая там с лекциями на потребу публике, они прилично зарабатывают на безбедную жизнь для себя и своих близких. Гиренко никогда, ни при каких обстоятельствах не смог бы пойти таким путём. Он никогда ни под кого не подстраивается, не изменяет своим принципам. А честность, порядочность, верность дружбе, умение работать - они ведь всегда в цене и всегда востребованы.

С 1992 года Андрей Николаевич является заместителем сопредседателя-координатора Международного конгресса промышленников и предпринимателей. Знания и опыт, как он скромно выразился, позволяют ему «быть полезным людям, которые занимаются материальным производством».

У Гиренко очень много друзей, всегда готовых поддержать и помочь. Это - его главное достояние. Сегодня многие из них, а также родные и близкие приедут в Москву, чтобы поздравить Андрея Николаевича с юбилеем. «Крымская правда» присоединяется к этим поздравлениям. Мы очень гордимся дружбой с вами, Андрей Николаевич. Спасибо вам за уроки.

Гиренко Андрей Николаевич

Заместитель сопредседателя-координатора Международного конгресса промышленников и предпринимателей (г. Москва) с 1992 г.; родился в 1936 г. в г. Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР; окончил Криворожский горнорудный институт в 1958 г., ВПШ при ЦК КПСС в 1971 г.; работал бригадиром электромонтажников, инженером, старшим инженером, механиком шахты рудоуправления им. Дзержинского в г. Кривой Рог; с 1962 г. находился на комсомольской работе: секретарь комитета комсомола рудоуправления, первый секретарь Криворожского горкома, первый секретарь Днепропетровского обкома комсомола; с 1970 г. - второй, первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины; с 1975 г. - на партийной работе: инспектор ЦК Компартии Украины, второй, затем первый секретарь Херсонского обкома партии, 1987-1989 гг. - первый секретарь Крымского обкома Компартии Украины; избирался кандидатом в члены ЦК КПСС (1981-1989), членом ЦК КПСС (1989-1991), секретарём ЦК КПСС (1989-1991); 1989-1991 гг. - народный депутат СССР.

Татьяна РЯБЧИКОВА.