Чума на экспорт и другие проблемы

2 Март 2011 834
На Керченской переправе.
На Керченской переправе. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

«А на таможне не отберут?» - часто слышим мы от граждан, упаковывающих в чемодан что-то ценное. Поди, мол, пойми, какие у таможенников нынче правила. Вдруг что-то снова ввозить или вывозить нельзя? Ещё люди живо интересуются адресами магазинов таможенного конфиската, где товары дешевле, и спрашивают, не подорожают ли китайские товары из-за того, что наша таможня теперь активно отслеживает весь тамошний импорт. На эти и другие вечные темы мы беседовали с сотрудниками Государственной таможенной службы Украины.

Было - ваше, стало - общее

Один из животрепещущих вопросов для каждого, проходящего таможенный контроль: изымут ли у него то, что он с собой привёз или хочет вывезти?
И если для вас старинная икона, которой благословляли на супружество прабабушку, - семейная реликвия, для таможни это - предмет, представляющий историческую и культурную ценность.

- Чтобы вывезти с Украины какую-то старинную вещь, необходимо получить в Министерстве культуры справку о том, что она исторической и культурной ценности не представляет. В Крыму такие справки выдают в Севастополе, - поясняет директор департамента организации таможенного контроля и работы таможенных посредников Анатолий Сербайло. - Но есть вещи, которые гражданин при всём желании, даже выезжая на ПМЖ, забрать с собой не сможет, потому что предмет, представляющий историческую или культурную ценность - это уже достояние государства. Их придётся оставить на родине.

По словам таможенников, чаще всего пытаются тайно вывезти книги, иконы, монеты, часы, самовары. Хотя нарушений всё равно больше при ввозе.

- Чаще всего пытаются что-то незаконно провезти самолётом, - сообщил нашему корреспонденту заместитель директора департамента борьбы с контрабандой Александр Попивяк. - Рейсом Симферополь - Стамбул прибывают граждане, скрытно везущие изделия из драгоценных металлов, выдавая их за бижутерию. В Евпатории добавляет головной боли паром из Турции - эта страна стоит на пути перемещения героина из Афганистана, Пакистана и Ирана. Если не отслеживать грузы, через Крым наладится наркотрафик.

Что касается ввоза и вывоза алкоголя, драгоценностей и денег, узнать о таможенных правилах можно на сайте ведомства, адрес: www.customs.gov.ua или по телефону (044) 522-81-69, это таможенная справка. Но учтите, что звонки платные. Позвонив на «горячую линию» (044) 247-27-19, можно пожаловаться на незаконные действия таможенников совершенно бесплатно.

В Керченском проливе движение, как на Крещатике

Неизвестно, какой из двух пунктов пропуска - Симферополь или Керчь - для таможенников «горячее». Жители приграничных районов Кубани и Керченского полуострова привыкли к добрососедским отношениям и отвыкать не собираются. Пересекают границу не с пустыми руками: с Кубани испокон веков привозили сало, кур, яйца и молочные продукты. Теперь же у гостей из Тамани гостинцы изымают и у них же на глазах сжигают в специальной печи. Мы попросили таможенников разъяснить, почему.

- Весь юг России заражён африканской чумой, - поясняет Сербайло. - На Кубани не осталось ни одного поросёнка, болезнь страшная! Белорусы, у которых свиней больше, чем на Украине, стоят перед нами на коленях и просят: не пропустите эту чуму дальше! На днях мы встречались с представителями главного ветеринарного врача Украины и вместе решили, что контроль надо ещё ужесточить. Внесены изменения в постановление о запрете ввоза на Украину продуктов для личного питания, так что, если они не в заводской упаковке, даже не везите.

Правда, есть и хорошая новость: вскоре будет разработан порядок ведения приграничной торговли, чтобы наши таманские соседи могли привозить и продавать свои товары, а мы могли ездить с той же целью к ним на Кубань. Подобным делом мы уже занимались с Белоруссией, но тогда товары привозили юридические лица, а теперь это смогут делать лица физические, то есть частники. Соответствующий закон планируется разработать до конца этого года.

Что касается дополнительных паромов, то украинские таможенники не очень поддерживают идею запустить ещё один, российский.

- В Керченском проливе и так движение, как на Крещатике. Как ещё один паром будет его пересекать? - говорит Сербайло. - В этом году открыли катерное сообщение с Таманью, на морвокзале поставили пункт пропуска, но он не пользуется особенной популярностью. И нам, и россиянам надо строить морские вокзалы, потому что инфраструктуры почти нет.

Миф о конфискате

Все мы знаем и любим магазины таможенного конфиската.
А между прочим интересно: по какой же схеме в эти магазины попадает продукция, кто устанавливает на неё стоимость и почему не видно аналогичных продуктовых магазинов?

- Таможня сама почти ничего не реализует, - улыбается Сербайло. - Государственные исполнительные службы у нас после решения суда товары забирают и занимаются их реализацией.
У них есть договоры с торговыми сетями. А название магазина «Таможенный кофискат» может быть и рекламным ходом. Что касается скоропортящихся продуктов, мы, изымая их, за счёт бюджета нанимаем морозильники и храним до решения суда. Не знаю, куда они идут потом. В любом случае конфискованной рыбой мы возле лодок не торгуем.

А турки - против!

Функции оперативно-розыскной деятельности есть почти у всех таможенных служб бывшего СНГ. Нашим тоже позарез такая нужна, при этом за честными гражданами таможенники обещают не шпионить. Оперативно-розыскные подразделения им необходимы, чтобы получать упреждающую информацию о готовящейся контрабанде, то есть ещё до того, как контрабандист появится в пункте пропуска через границу.

Как и ожидалось, китайский ширпотреб после того, как украинская таможня заключила договор об обмене информацией с китайской, несколько подорожал: ведомство стало лучше отслеживать товарные потоки и реальные цены. По словам директора департамента таможенной статистики Натальи Овдиенко, в этом году Украина подписала аналогичные договоры с Сирией и Вьетнамом, подписаны договоры со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана, с Венгрией, Чехией, Болгарией. А вот с Турцией, чей ширпотреб после появления китайского у нас стали считать едва ли не элитным товаром (хотя, бесспорно, бывает и элитный), заключить договор не удаётся - турки не хотят.

- Мы в мировом товарообороте первых мест не занимаем, - поясняет Овдиенко. - Поэтому нам заключить с ними договор было бы интересно, а им - нет. Эти договоры интересны странам, которые хотят отслеживать эффективность своей экономики и определять наиболее важные товары.

Хотя, как знать, может, и хорошо, что Турция такая незаинтересованная...