Ажиотаж перемелется, мука будет

19 Февраль 2011 642
Аналитики спорят, а продавцы уже подняли цены.
Аналитики спорят, а продавцы уже подняли цены. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

На смену гречневому ажиотажу пришёл мучной: с торговых прилавков крымских магазинов стала исчезать дешёвая мука высшего сорта. Причин несколько: власти запрещают поднимать цены на этот социальный продукт, мукомольные комбинаты не хотят работать в убыток, а потребители, поддавшись панике, скупают муку мешками. На руку такой круговорот только спекулянтам, которые получают густой навар на искусственном дефиците.

Волна «мучной лихорадки» уже охватила Запорожскую, часть Николаевской области и докатилась до Крыма. Обойдя симферопольские магазины, мы убедились: найти развесную муку высшего сорта по цене 3,5 гривны за килограмм - уже проблема. Покупателям предлагают тот же товар, но в бумажной упаковке и на гривну дороже - по 4,40-4,70 гривны за килограмм. Но и это, по заверениям продавцов, - дешёвые остатки завезённых ранее партий муки, а следующая поставка может быть гораздо дороже.

По словам аналитика консалтинговой компании «ААА» Марии Колесник, муки стало меньше потому, что после повышения цен на продовольственное зерно с 1400 до 2000 гривен за тонну производителям стало невыгодно производить высококачественную муку и реализовывать её по старым ценам. В то же время украинское правительство регулирует цены на муку и социальные сорта хлеба и не позволяет привести их в соответствие с экономическим обоснованием. Поэтому мукомолы перешли на производство товара худшего качества, а высокосортная мука исчезает из розницы.

- Муку ждёт то же, что и гречку: если производителям не позволят поднять цену хотя бы на гривну за килограмм, она исчезнет с прилавков, - считает аналитик.

Другой эксперт продовольственного рынка, директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий, уверен, что ажиотаж создан искусственно.

- Государство не допустит дефицита муки, ведь это не гречка, которую можно заменить рисом или макаронами. Но объективно мука должна подорожать, потому что урожай продовольственного зерна в прошлом году собрали небольшой, и сейчас тонна пшеницы стоит около двух тысяч гривен. Значит, килограмм муки в рознице должен стоить на 30-40% больше, чем сейчас, или более 5 гривен, - пояснил Верницкий.

По словам эксперта, подорожание будет постепенным и составит не более 1-2% в месяц (около 10 копеек). Но взамен правительство должно позволить мукомольным предприятиям компенсировать убытки за счёт круп, в частности манной и пшеничной, цены на которые могут вырасти в полтора-два раза.

Как уже писала наша газета, в Кабинете министров готовы справиться с «мучной лихорадкой» одним ударом: интервенцией ржаной и пшеничной муки из Аграрного фонда. Как сообщил пресс-секретарь премьер-министра Виталий Лукьяненко, правительство не допустит даже минимального повышения цен на муку и социальные сорта хлеба: «Если цена пойдёт вверх, правительство тут же организует массовые продажи муки из Госрезерва и зерна мукомольным предприятиям из Аграрного фонда, и цены тут же упадут».

Напомним, подобная ситуация была в Крыму в мае прошлого года: из-за резкого подорожания зерна (до 2000-2200 гривен за тонну) хлебопёки начали взвинчивать цены на весь ассортимент хлеба. Тогда интервенция дешёвой муки из государственных закромов помогла продержаться два с лишним месяца до получения нового урожая. Нынче ждать до жатвы гораздо дольше.

В Аграрный фонд закупили обычные объёмы зерна - около 1,6 миллиона тонн. Чтобы этого запаса хватило для обеспечения продовольственной безопасности страны в течение пяти месяцев, резерв нужно расходовать рационально, то есть потребители не должны закупать муку мешками «про запас», а брать её столько, сколько необходимо. Например, среднестатистическая семья использует в месяц не более двух килограммов муки.

А вот существенно снизить цену на муку, крупы и другие фасованные товары можно за счёт регулирования стоимости пакетирования продуктов: как отметили в крымском правительстве, сейчас эта услуга обходится потребителю от одной до 4,5 гривны на каждом килограммовом пакете.

Наталия ГОНЧАРОВА.