Виктор и его Екатерина

12 Февраль 2011 575
Виктор и Екатерина Баженовы. Фото из семейного архива Баженовых.
Виктор и Екатерина Баженовы. Фото из семейного архива Баженовых.

А может, наоборот, Екатерина и её Виктор. Для них не это важно, а то, что вместе. Вот уже шесть десятков лет. Симферопольцы Виктор Павлович и Екатерина Ильинична Баженовы отмечают бриллиантовую свадьбу.

Он и Она

Они - сталинградцы. Вместе учились в школе, правда, в разных классах, жили неподалёку. Но, как сами признаются, внимания друг на друга не обращали, юные были, у каждого своя компания.

- Я мечтал об авиации, - признаётся Виктор Павлович. - Окончил семилетку и поступил в 7-ю Сталинградскую специальную школу Военно-воздушных сил. Когда началась война, нашу школу сразу эвакуировали на Урал. А моя будущая жена оставалась в городе до самого начала Сталинградской битвы.

- Нашу школу отдали под госпиталь, - вспоминает Екатерина Ильинична, - а мы учились в подвале, до сих пор вспоминаю тусклую лампочку под потолком и лёд под партами зимой. К счастью, в 42-м нам с мамой и сестрой всё-таки удалось эвакуироваться, иначе погибли бы, как и соседи. Когда вернулись через год, узнали и о гибели на фронте отца, и о том, что от нашего дома остались лишь руины. До самых холодов жили на улице, потом перебрались во времянку.

Екатерина Ильинична закончила десятилетку, поступила в Сталинградский мединститут, а Виктор Павлович, за день до Победы ставший военнообязанным Северокавказского военного округа, - лётную школу, военно-авиационное училище в Оренбурге. Он мечтал стать лётчиком, но «после войны столько лётчиков не надо было, перевели в училище штурманов».

- Окончил, стал штурманом корабля, направили в Полоцк (Белорусская ССР), - рассказывает глава семьи. - А до этого, когда приезжал в Сталинград, по-новому взглянул на бывшую соученицу. Мы оказались в одной компании - мои товарищи по училищу были одноклассниками Екатерины Ильиничны. Наверное, это была любовь с первого взгляда. Но жизнь развела: я уехал служить в свой 369-й Ясский Краснознамённый транспортный авиаполк, кстати, прослужил всё время в одном полку. Она же уехала работать в больницу в Петровск-Забайкальский, город в Забайкалье, где отбывали каторгу декабристы. Однако я ей часто писал.

- А потом приехал жениться, - улыбается Екатерина Ильинична. - Расписались мы тайком, так как я готовилась к поступлению на спецкурсы, чтобы получить специализацию хирурга, больница ведь у нас была хирургическая. Если бы узнали, что могу в любой момент уехать к мужу, на курсы могли не взять. Кстати, на самом деле расписали нас 13 февраля, но сотрудница загса, видимо, была суеверная и записала 12.

Вместе

Супруги суеверий не боялись, и, даже сразу расставшись (он улетел служить, она осталась работать), знали, что будут вместе. Признаются, что свадьбы как таковой у них не было, зато через два года, когда уже воссоединились, было настоящее свадебное путешествие - по только недавно открытому Волго-Донскому каналу.

- Потом начались обычные будни офицерской семьи, - продолжает Екатерина Ильинична. - Виктор Павлович служил сначала штурманом корабля, потом штурманом эскадрильи, полка по самолётовождению. Я работала хирургом в больницах в Полоцке, Кривом Роге, Джанкое - куда бы ни переводили полк, как верная жена всюду следовала за мужем.

- Многое вынесла моя Екатерина Ильинична, - говорит супруг. - Жить пришлось и в коммуналках на несколько семей, и на частных квартирах. Я служил, часто не бывал дома, а она, работая, умудрялась устраивать быт, растить нашего сына Владимира. И, конечно, переживала за меня, ведь задачи у полка были очень ответственные. Во время Карибского кризиса довелось перебрасывать под Уссурийск новую военную технику, готовы были вылететь во Вьетнам, где шла война. В Чехословакию, когда там начались волнения, военно-транспортные самолёты полка доставляли наших солдат и танки. Мне довелось разрабатывать все документы на вылет. Да многое было, но знал, дома меня всегда ждут жена и сын.

Сына супругов Баженовых, Владимира, знают многие крымчане. Он работал на заводе «Фиолент» и в столичном горисполкоме, до недавнего времени возглавлял Министерство жилищно-коммунального хозяйства автономии. «Сейчас, правда, уехал Владимир работать в Киев, - вздыхают родители, - но ничего, есть телефон, приезжает он к нам».

Виктор Павлович демобилизовался в 1973 году в звании майора. Но и «на гражданке» не сидит без дела: председатель Джанкойского, Симферопольского горкомов ДОСААФ, руководитель Крымской федерации авиаспорта, председатель Симферопольской общественной организации «Военно-научное общество» - всех должностей и не перечислишь. А ещё автор множества статей и книг по истории авиации, о Великой Отечественной войне, о героях и полководцах. Почётный ветеран полка, более 20 лет был председателем совета ветеранов, создавал музей 369-го Ясского Краснознамённого. Он жалеет: не смог уберечь музей от разорения в годы развала страны и верит, что выполнит поручение и создаст в возрождённом храме Александра Невского в Симферополе комнату-музей воинской славы полуострова.

- Очень настойчивый, - рассказывает о муже Екатерина Ильинична, - любое начатое дело привык доводить до конца. Если пишет книгу, то отдаётся делу со всей ответственностью, если делает что-то по дому, то всё сам - мастер. Он скромный, мой военный штурман 1-го класса, между прочим, кавалер ордена Красной Звезды за освоение новой техники.

- А супруга у меня красивая и умная, - отвечает Виктор Павлович. - Отличник здравоохранения, 20 лет проработала хирургом, потом ещё столько же физиотерапевтом, заведовала уже в Симферополе физиотерапевтическим отделением в Луговской больнице. Возглавляла совет ветеранов больницы. Нам повезло друг с другом.

Виктор Павлович и Екатерина Ильинична перебирают семейные фото, вспоминают о прожитом, гордятся сыном, очень любят внучку Елену. И на вопрос о секрете долгой совместной жизни искренне удивляются: «Разве может или должно быть иначе?».