Геморрой и наркомания рулю не помеха

5 Февраль 2011 706
Очереди ушли в глубокое прошлое.
Очереди ушли в глубокое прошлое. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

На днях Кабинет министров Украины пересмотрел список документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра транспорта, и изъял из него медицинскую справку о состоянии здоровья владельца авто. Через неделю норма вступит в действие и за руль смогут сесть все, кому раньше это запрещалось: люди с нарушениями психики, со слабым зрением и хроническими заболеваниями, сопровождающимися приступами, а также алкоголики и наркоманы.

31 января в Кабмине решили отменить медицинскую справку, которую раньше приходилось обновлять каждые пять лет, затем раз в три года, а в последнее время - через два года, к моменту прохождения государственного техосмотра машины. Теперь медицинское освидетельствование или шофёрскую медкомиссию человеку нужно будет пройти только один раз - перед получением водительских прав.

Как пояснила руководитель пресс-центра Минздрава Украины Людмила Гордон, премьер-министр страны Николай Азаров поручил ведомствам в кратчайшие сроки внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, и новшество начнёт действовать уже к 10 февраля.

- Мы за отмену справки, - сказала Л. Гордон, - потому что это формальность: часто по документам машиной владеет один человек, а ездит на ней по доверенности другой. Но медицинская справка остаётся обязательной при получении водительских прав.

Известный в кругу автомобилистов адвокат Вадим Володарский успел прокомментировать новшество. По его словам, «медсправка - это 80% коррупции при техосмотре». По мнению эксперта, получить её несложно в Киеве и крупных городах, где есть клиники, которые в течение часа за 150-170 гривен могут выдать соответствующий документ. А в глубинке на получение справки нужно потратить несколько дней, обойти в районной поликлинике врачей-специалистов, которые ведут приём один-два раза в неделю. В таком случае, по мнению Володарского, автомобилисту проще купить справку у знакомых медиков.

Кроме того, эксперты уверяют, что перечень медицинских противопоказаний для управления автомобилем устарел: в нём со времён СССР запрещается садиться за руль диабетикам, тем, кто перенёс инфаркт, и даже больным с геморроем, а сейчас наличие таких заболеваний вообще не проверяют. Геморрой в новом веке научились лечить, а на смену ему пришли болезни глаз и наркомания, которые несовместимы с вождением.

Как рассказала нашей газете врач, работающая в одной из симферопольских шофёрских комиссий, новость повергла специалистов в шок, ведь отмена медицинского освидетельствования чревата полным хаосом на дорогах. По статистике, к сорока-пятидесяти годам стопроцентное зрение у крымчан - исключительная редкость, хотя в двадцатилетнем возрасте, когда они получали права, все были здоровы. Превратиться из обычного человека в законченного наркомана или алкоголика с неадекватным поведением и заторможенной реакцией можно ещё быстрее - за год-два. Трудно представить, что такой человек будет управлять пассажирским автобусом, прикрываясь медицинской справкой десятилетней давности.

Не обрадовались подобной перспективе и в Госавтоинспекции: департамент ГАИ обратился с просьбой оставить в действии медсправки, которые не позволяют садиться за руль дальтоникам, психически больным, наркоманам и пьяницам. Гаишники согласились на одно послабление: обновлять справки можно не через два, а через пять лет, как это было раньше. Чаще проходить медицинское освидетельствование, по их мнению, нужно только пенсионерам и инвалидам, здоровье которых может резко ухудшиться.

У остальных водителей появился реальный шанс сэкономить при прохождении планового техосмотра некоторую сумму. Напомним, только в Симферополе сейчас работает десять медицинских комиссий, которые в зависимости от своей затратной части берут за справку от 150 до 170 гривен. Ещё пятьдесят-семьдесят гривен понадобится на сертификаты нарколога и психиатра. Чтобы получить справку вне очереди, приходится переплачивать от 50 до 100 гривен. Получается, что отмена справки должна сделать техосмотр на 200-340 гривен дешевле, но этого не случится.

Дело в том, что в теме об изменениях в процедуре техосмотра появляются всё новые «повороты». Помимо ключевой идеи отобрать ТО у ГАИ и передать его частным станциям техобслуживания, выдвинутой Госкомпредпринимательства, в правительстве рассматриваются предложения других заинтересованных структур. В частности Всеукраинская ассоциация автомобильных импортёров и дилеров (ВААИД) предлагает освободить от осмотра новые машины, которым не исполнилось трёх лет. Для «взрослых» автомобилей от 3 до 15 лет планируется оставить техосмотр как есть, один раз в два года, а «старичков» старше 15 лет заставят проходить диагностику ежегодно.

Если учесть, что стоимость диагностики установят сами сертифицированные автоцентры, то ни на снисхождение, ни на какую экономию рассчитывать не приходится. Скорее, речь идёт о пресловутом перераспределении поборов с владельцев транспортных средств. Оно не было бы столь заметным, если бы в борьбе за дополнительные доходы не открыли «зелёную улицу» будущим виновникам дорожных трагедий.

Наталия ГОНЧАРОВА.