1929 год. «Красный Крым»

16 Март 2017 1597
Бойцы РККА на КВЖД. В ходе боестолкновений наша армия потеряла убитыми 281 солдата. Ещё 729 бойцов получили ранения различной степени тяжести.
Бойцы РККА на КВЖД. В ходе боестолкновений наша армия потеряла убитыми 281 солдата. Ещё 729 бойцов получили ранения различной степени тяжести.

Процесс становления Советского государства был сопряжён со множеством трудностей. Каждый год был похож на суровое испытание. Старые уклады ломались силой. Со скрипом приживались новые порядки. Многое делалось впервые. Год 1929 был непростым и насыщенным. Первая пятилетка, первые соцсоревнования, появляются первые машинно-тракторные станции, продолжается массовая принудительная коллективизация села. Этот год Сталин объявил переломным. Был ли он действительно переломным для Крыма, сказать сложно. В архивах сохранился всего один номер «Красного Крыма», датированный 1929 годом. Информации в этом субботнем номере от 2 ноября не так уж и много, но её вполне достаточно для того, чтобы добавить фактуры в сухие исторические сводки.

Первая пятилетка
Несмотря на то, что начало первой пятилетки номинально датировано первым октября 1928 года, официально о ней заявили на XVI конференции ВКП(б), прошедшей в апреле 1929 года. Месяцем позже первый пятилетний план утвердили на V съезде Советов СССР.
В его основу была положена идея оптимального сочетания тяжёлой и лёгкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. По мнению большинства экономистов, план этот был сбалансированным и реальным. Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье Иосифа Сталина «Год великого перелома», которая была опубликована и в нашей газете.
В своей статье Иосиф Виссарионович объяснял, что такая политика обусловлена необходимостью быстрого развития экономики, и особенно её оборонных отраслей. «Подхлёстывание» развития экономики подогревалось ещё и тем обстоятельством, что во второй половине 1929 года разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.
В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Однако к концу года стало ясно, что выполнить их будет крайне сложно. Несмотря на мотивирующие лозунги, призывающие выполнить пятилетку за три года, темпы роста производства оставляли желать лучшего. Подстегнуть их решили с помощью соцсоревнования.
Соцсоревнование
Что такое социалистическое соревнование, сейчас знают далеко не все. До 1929 года картина была аналогичной. Большинство рабочих о соцсоревнованиях и слыхом не слыхивали. Всё изменилось после того, как на заводе «Красный выборжец» обрубщиками трубного цеха был заключён первый в истории «Договор о социалистическом соревновании».
Текст его гласил: «Мы, обрубщики по алюминию, вызываем на социалистическое соревнование по поднятию производительности труда и снижению себестоимости следующие разработки: чистоделов, обрубку красной меди, шабровку и разработку трамвайных дуг. Мы со своей стороны добровольно снижаем на
10 процентов расценки по обрубке и примем все меры для повышения производительности труда на 10 процентов. Мы призываем вас принять наш вызов и заключить с нами договор. Обрубщики алюминия: Путин, Мокин, Оглоблин, Круглов.»
Таким образом, можно утверждать, что социалистическое соревнование родилось именно на «Красном выборжце», а его вдохновителем являлся бригадир обрубщиков Михаил Елисеевич Путин.
Этот вид трудового соревнования стремительно набирал популярность и уже к концу 1929 года стал делом широко распространённым. Наверняка и на крымских производственных предприятиях заключались аналогичные договоры. В сохранившемся номере «Красного Крыма» упоминаний о соцсоревнованиях нет, однако с полной уверенностью можно утверждать, что на страницах газеты нередко публиковались материалы о рабочих, бросающих трудовой вызов своим коллегам.
Коллективизация
Впрочем, думать, что все вокруг были готовы работать на благо социализма, не жалея своих сил, было бы наивно.
К концу 1929 года власти страны начали всерьёз опасаться нового народного восстания. Всему виной массовая принудительная коллективизация в сельском хозяйстве, которая была начата вопреки принятым раньше решениям.
Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учётом и мирового опыта, и достижений отечественной науки. Однако трудности с заготовкой зерна, возникшие в 1927 году, показали неспособность такой модели обеспечить возрастающие потребности страны в сельхозпродукции. Властями был взят курс на форсирование социалистического переустройства села.
В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 года удельная доля крестьянских хозяйств, вовлечённых в колхозы, равнялась 0,8%, то уже через несколько месяцев после начала массовой коллективизации она составила свыше 50%.
Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооружённых столкновениях.
Более всего сельчан нервировала чрезмерная ретивость исполнителей, заходивших во дворы и конфисковывающих в пользу государства едва ли не всё, что было нажито тяжким трудом: уводилась скотина, куры, выносилось зерно и припасы, нередко изымался и сельскохозяйственный инвентарь.
Собственно, именно поэтому наибольшее сопротивление идеям коллективизации продемонстрировали крестьяне-середняки и зажиточные. Бедняки весьма охотно вступали в колхозы. Принуждать их к этому не требовалось.
Борьба с кулачеством
Само собой, полным ходом шла борьба с кулачеством. Собственно, борьба против кулаков как эксплуататоров началась ещё в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 году их насчитывалось около 900 тысяч. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 года политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи.
На борьбу с кулачеством также были брошены все силы советской агитации. В единственном сохранившемся номере «Красного Крыма» за 1929 год этой теме выделена добрая треть всей газетной площади.
«Плоды кулацко-сектанского обмана», «Против кулацко-религиозных верховодов», «Пособники кулаков!» - с такими кричащими заголовками вышел этот субботний номер.
В одной из статей автор рассказывает о том, как против  кулацко-религиозных верховодов поднимают свой голос беднота и середняки немецкого села. Отдельное слово даётся немецкому учительству Крыма, которое, конечно же, поддерживает политику партии, призывает всех вступать в колхозы и не верить вранью разномастных контрреволюционеров.
Первые МТС
5 июня 1929 года принимается крайне важное для развития сельского хозяйства постановление Совета труда и обороны об организации машинно-тракторных станций.
В этот же год первая МТС появилась и в Крыму, после чего сеть станций начала расширяться.
Эффект от деятельности МТС трудно переоценить - миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации - крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства.
Взаимодействие колхозов и МТС было, по существу, межхозяйственным производственным сотрудничеством, особой формой соединения города с деревней. Причём с самого начала советское руководство возлагало на МТС задачи не одного лишь технического обслуживания, но и обустройства всего хозяйства колхозов.
В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров - благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10-20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
«Великая депрессия»
Вообще, 1929 год оказался, мягко говоря, сложным не только для Советского Союза. Октябрь стал точкой отсчёта начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.
Кризис этот, впоследствии названный «Великой депрессией», по сути, был кризисом перепроизводства. Из-за того, что произведённая товарная масса превысила спрос, возник кризис на многих предприятиях, что, в свою очередь, потянуло за собой кризис крупных и мелких банков. Нарушение процесса естественных экономических законов привело к разорению целых стран, но наиболее всего мировой кризис 1929 года ударил по Америке. Это отбросило страну на двадцать лет назад, когда о процветании ещё и не мечтали.
Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании - на 24%, в Германии - на 41%, во Франции - на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании - на 48%, в Германии - на 64%, во Франции - на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица.
На этом фоне советская власть организовала колоссальную пропагандистскую работу. В целом это было весьма выверенное решение. На фоне экономических проблем Европы и США даже скромные достижения Советского Союза казались очень весомыми.
Стрельба на границе
В военном отношении 1929 год также был неспокойным. Конфликт вспыхнул на границе с Китаем. После того как власть в этой стране в июне 1928 года перешла в руки партии Гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, нормальные дипломатические отношения c СССР были нарушены.
Предметом спора стала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) являвшаяся совместным советско-китайским предприятием. Китайские власти предприняли попытку захвата предприятия. 27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча работников Коминтерна были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.
В общей сложности весной 1929 года китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских граждан - рабочие и служащие КВЖД, сотрудники консульства в Харбине и другие.
Советское правительство, само собой, потребовало немедленно освободить всех арестованных советских граждан и вернуть КВЖД, на что правительство Гоминьдана ответило отказом. Тогда 17 июля СССР объявил о разрыве всех отношений с Китаем, отозвал своих дипломатических, консульских и торговых представителей, а также прекратил доставку грузов по магистрали КВЖД. На Дальнем Востоке была сформирована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА), командование которой было поручено В. Блюхеру, бывшему военному советнику при армии Гоминьдана, а потому хорошо знавшему специфику Китая. В октябре-ноябре 1929 года войска ОДВА пересекли советско-китайскую границу и провели три масштабные боевые операции, направленные на китайский город Фугдин
(в районе впадения реки Сунгари в реку Амур), город Хайлар (со стороны Забайкалья) и район Мишаньфун (из Приморья).
Китайское правительство отреагировало на советское вторжение в Маньчжурию заявлением о разрыве дипломатических отношений с СССР. Однако после того как советские войска нанесли ряд поражений гоминьдановской армии, китайцы вынуждены были пойти на переговоры. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Создание сети машинно-тракторных станций позволило вывести сельское хозяйство на новый, более высокий уровень.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.