1924 год. «Красный Крым»

1 Март 2017 2043
№1, 1 января 1924-го (№919 с возобновления выхода в 1920-м).
№1, 1 января 1924-го (№919 с возобновления выхода в 1920-м).

В нашей стране - частичная смена власти: после смерти Владимира Ленина председателем Совнаркома стал Алексей Рыков, а вот Иосиф Сталин на пост генерального секретаря РКП(б) (позже Всесоюзная Коммунистическая партия) переизбран, «завещание Ленина», где предлагалось его снять, не обнародовано. Проводится в СССР денежная реформа: совдензнаки начала 20-х изымаются из обращения после обмена по курсу 1 новый рубль за 50 тысяч старых. Великобритания, Италия, Австрия, Китай, Франция признают СССР. В Чили - военный переворот, в Великобритании бастуют портовые рабочие, в Турции отменён халифат. Петроград переименован в Ленинград, а Екатеринбург - в Свердловск. У СССР появляется окончательный вариант Конституции, общесоюзный орден Красного Знамени, собственные трактор и грузовики. Мы продолжаем отсчёт вековой истории, отражённой на страницах нашей газеты.

О газете
У редакции сразу два помещения в Симферополе. Контора, где принимали объявления -
«50 копеек за строку» - ненадолго осталась на Салгирной (проспект Кирова. - Ред.), 23 (позже там открылись магазины Крымполиграфтреста и Крымтабактреста), а коллектив во главе с ответственным редактором
Д. Нарановичем (позже Н. Елизаровым) перебрался на Карла Либкнехта, 6. Помещение во дворике стало домом «Красного Крыма» почти на 30 лет, отсюда наши коллеги уходили на фронт. Топонимическая загадка: адрес в январском номере - улица Карла Либкнехта (бывшая Екатерининская), в июньском - улица Троцкого (бывшая Екатерининская), на нынешних табличках в городе - Екатерининская (Карла Маркса) и Долгоруковская (Карла Либкнехта). Так на какой же улице дом редакции? Всё просто: улица Карла Маркса (так с
1928-го) с 30 мая 1924-го  - Троцкого, с 1923-го по начало 1924-го носила имя Карла Либкнехта, ранее - Екатерининская. Когда в мае началось глобальное переименование, решили центральную «отдать» всё ещё главе Реввоенсовета Льву Троцкому, а в память об убитом 5 лет назад немецком коммунисте Карле Либкнехте назвать соседнюю.
Стремится редакция к 10-тысячному тиражу (на 1 сентября - «чем больше тираж, тем дешевле газета»). К тому, чтобы на «1 мая 1925-го «Красный Крым» имелся в самых глухих уголках» и не осталось «ни одного грамотного рабочего, не являющегося читателем газеты», а все проводили коллективную подписку, ибо «без хорошо поставленной газеты немыслимо здоровое партийное и советское строительство». Газета выпускает приложения: «Крестьянский листок», «агрономического характера сведения для деревни», и иллюстрированное художественно-литературное. Кстати, иллюстраторы - известные график Василий Акулов и орнаменталист Амет Калафатов.
Большинство нынешних рубрик использовали ещё в двадцатых. К примеру, нынешний «Семейный юрист» назывался «Юридический отдел»: «даются ответы на все вопросы юридического характера читателей. Всякому обращающемуся необходимо подписаться и написать сверху «для юридического отдела». Или письма в редакцию, «Возвращаясь к напечатанному»: «в доме №3 по Госпитальной (Курчатова) улице находится 11 квартир, населения 100 человек, но на всё это число маленькая уборная, в 2,5 кв. аршина (1,7 кв. метра), во дворе постоянная грязь и очереди. Пора коммунхозу построить уборную»; «на заметку о базарных шулерах базарная милиция прислала в редакцию письмо, что шулера изобличены ею и привлечены к ответственности в нарсуде». И рубрика «Гость «Крымской правды» появилась тогда, причём, не с 1926-го, когда в редакции побывал поэт Владимир Маяковский, а 21 февраля 1924-го, когда на встречу с газетчиками пришёл «старший помощник прокурора Крыма т. Казьмин».
Редакция проводит обучение в школе «народных корреспондентов» - рабкоров, селькоров, военкоров. Но, с сожалением констатирует, что «женщина-работница, а тем более женщина-крестьянка, почти никакого участия в печати не принимает, газет не читает и не пишет, а рабочей печати нужны рабкорши».
О Ленине и политике
«Новый конь огневым копытом ударил о порог бытия;/ Мы минуты звёздные вплетаем в косматую гриву января», - в первом номере стихи Степана Щипачёва. «Помещики и капиталисты Запада будут праздновать наступление нового года своего кровавого пира на трупах расстрелянных революционеров Болгарии, Венгрии, Германии и других стран». «Трудящиеся СССР встречают в седьмой раз Новый год. Шесть январей как шесть красных полос, одна ярче другой легли в историю нашей Советской страны».
В новом году на Западе - «дух вон из дряблого капитализма», в СССР -  полное восстановление экономическое и политическое мощи, транспорта, фабрично-заводской промышленности, сельского хозяйства».
Успех Союза - очевиден, одна за другой страны признают наше государство, в газете даже карикатура - «мощный пролетарий СССР в кольце признаний мелких буржуев». «Все страны мира торгуют с нами. Товарищ Леонид Красин (нарком внешней торговли) сказал, что буржуазия долго саботировала нашу систему внешней торговли, однако нужда в нашем сырье и хлебе, а также жажда наживы заставили её пойти на уступки. Мы продиктовали буржуазии свою волю, свою монополию внешней торговли». Торжественно отмечают в стране
8 марта - «Все на манифестацию в Международный день работницы», 1 мая - «Всемирный праздник труда и борьбы» и
7 ноября «Советский Союз - наша кузница, Ленинизм - наши меха, мировой Октябрь - наша производственная программа. Выше производительность».
А 14 ноября в газете - воспоминания о событиях четырёхлетней давности и большой рисунок: красноармеец штыком сбрасывает «контру» из Крыма в Чёрное море.
1924-й начался грустно -
21 января не стало создателя Советского государства. «Сегодня мы опускаем в могилу тело нашего любимого вождя Владимира Ильича Ленина. Идеи его будут жить века в сердцах трудящихся», - в траурной рамке вышел «Красный Крым» 27 января. «Сегодня в момент опускания гроба Ульянова-Ленина ровно в 16 часов должен быть произведён одновременный салют на всей территории Союза ССР». По всем регионам - траурные митинги. В Ялте говорят, так и не дождались Ильича: «надеялись, что приедет он отдыхать на Южный берег Крыма, в Мухалатку - горную деревушку, окружённую соснами и кипарисами, что благодатный воздух юга укрепит его силы».
«Не плачьте, бойцы, над великой могилой, а теснее смыкайтесь и стройтесь в ряды./
И двиньтесь своею могучею силой в жизнь проводить его мыслей труды», призывает читатель газеты Давель. Теснее смыкают рабочие (резко возрастает число заявлений о приёме в партию), учащиеся 2-й Советской школы обещают «пойти по стопам великого и дорогого учителя», учащиеся татарской школы выпускают стенгазету памяти Ильича, а юные коммунары просят назвать их детдом «имени В. И. Ленина». Именем вождя решили назвать открываемую детскую амбулаторию Симферополя, новую радиостанцию в Феодосии, в Бахчисарае - разбить сквер имени Ленина с памятником. «Каслинским чугунно-литейным заводом (на Урале) должно быть выпущено 1000 памятников Ленину». «Красный Крым» выпускает иллюстрированное приложение, посвящённое памяти В. Ленина «с воспоминаниями». В день похорон Владимира Ильича в рабочих клубах выступали старые большевики: Юрий Гавен (уже зампредседателя КрымЦИК - собирался в Москву, и новым главой Крымской АССР стал Вели Ибраимов), Алексей Елагин. Спустя две недели Гавен опубликовал некролог уже на Елагина, «бойца ленинской гвардии, много работавшего в Евпатории и Симферополе».
О трудностях и быте
Добавились природные неприятности: в Туркестане  - землетрясение, а над югом страны в конце минувшего и начале нового года промчались мощные ураганы, «возле Геленд­жика взорвались 4 сорванные им мины, в Новороссийске ураганом сброшен в море полный состав товарного поезда, гружённый хлебом». Не миновал ураган и полуостров: «в Ялте - страшный ливень, перешедший в град и снег, на море - шторм. Ветер ревел, рвал и ломал всё на своём пути. Погибли вековые кипарисы, видевшие ещё Пушкина и Потёмкина; на улицах лежали сорванные со зданий крыши, рамы окон, вывески магазинов. В Никитском саду погибли до 50% субтропических древонасаждений. В Симферополе ливнем дороги размыты и разрушены. В деревне Битак (ныне район Симферопольского водохранилища) большинство огородов размыты ливнем, ураганом посрывало много крыш. В районе Байдар оторвалась огромная каменная глыба, перегородившая Севастопольское шоссе». Следом начались снегопады и паводки: с 25 января снежный покров в Симферополе достиг 40 сантиметров, затруднена по Крыму работа железной дороги, высота сугробов до 5 аршин
(3,5 метра), а 10 февраля началось таяние» - новые подтопления. Из-за оттепели затопило улицы Симферополя, а «уборка идёт черепашьими шагами». Новые враги накинулись и на сельское хозяйство: кровяная тля - на сады, филлоксера - на виноградники, мыши - на посевы, на городские насаждения - короеды. Но зато уменьшилось количество заболеваний: «по Симферополю 18 случаев скарлатины, по Севастополю - 32, по Бахчисарайскому району - 13, по Ялтинскому - 12. По сравнению с декабрём эпидемия идёт на убыль. Сыпной тиф дал всего несколько случаев. Число заболеваний гриппом уменьшилось в два раза».
И на бытовом уровне хорошего хватало: для «налаживания более быстрой регулярной почтовой связи в Крым от Наркомпочтели СССР переданы шесть автомобилей «Форд».
В селе Кокоз (Соколиное Бахчисарайского района) «крестьяне по собственному почину хотят электрифицировать деревню. Они уже приобрели динамо». В Севастополе вблизи Георгиевского монастыря «открыты остатки сооружений доэллинского периода -  открытие имеет мировое значение».
В деревне Украинка (микрорайон Симферополя) комсомольская ячейка «открыла избу-читальню, собираются ставить пьесу». В Ялте инвалидные объединения «открывают артели, завоёвывающие прочную клиентуру». В Мазанке просят открыть врачебный пункт (страдают от сифилиса), в Жигулиной Роще (в районе улицы Ракетной Симферополя) просят «отвести помещение под библиотеку-читальню», а в Бахчисарайском районе нуждаются в татарской литературе. В Симферополе «торжество города - пуск трамвая», не работавшего три года, пока из Ленинграда не привезли корабельный дизель.
Праздники люди устраивали сами: чествование в Симферополе профессора, доктора зоологии и сравнительной анатомии Карла Линдемана по «случаю 80-летнего юбилея». Октябрины для новорождённых - «Дочь Гильденбрандта называется именем Лена в память ленских событий (расстрел 417 рабочих в 1912-м в Бодайбо в районе реки Лена), дочь Помазана именем Марта в память Парижской коммуны, сын Каткоса называется именем Владилен (Владимир Ленин). Праздником были и кинофильмы - «Остров погибших кораблей» в «Баяне» (кинотеатр имени Шевченко), симфонические концерты, гастроли цирка и эстрады в Горсаду. Даже появление «впервые за последние годы на крымском рынке вологодского масла, по качеству превышающего местное сливочное», стало праздником.
О ценах и преступности
Фунт масла в кооперативных магазинах продавали по 1,10 рубля, на рынке - в несколько раз дороже. «Хотя в стране взяли курс на понижение цен, базарные торговцы даже повышают. Так, за последние 3 дня заметно повысились цены на овощи. Рыбники резко повысили цену на камсу». «Красный Крым» призывал бороться с дороговизной, «бойкотируя торговлю вольного рынка», и готов был предоставить газетную площадь, чтобы «согласно постановлению Совнаркома Крыма каждое
1 число публиковать цены на предметы, входящие в состав бюджетного набора». Регулярно публиковались и объявления магазинов Крымтрестов и Союза потребительских обществ о снижении цен и скидках. «Только 30 дней в магазине Крым­швейпрома (Карла Либкнехта, 2) дешёвая продажа: белья со скидкой 30%, мужского и дамского верхнего платья со скидкой 20%. Рабочим и служащим рассрочка платежа до 3-х месяцев». «Крымский союз потребительских обществ открывает на углу Гоголевской и Салгирной улиц вновь отстроенный большой оптово-розничный универсальный магазин. Колоссальный выбор мануфактуры, обувь, галоши, кожевенные товары, бакалея, гастрономия, колониальные товары, посуда, канцелярские принадлежности». «Ввиду получения большого выбора суконных, шерстяных и хлопчатобумажных товаров в магазине Бортман и Ко (Салгирная, 19) объявляется продажа в розницу по оптовым ценам. Коллективам и служащим - льготные условия и рассрочка платежа».
В стране с ростом цен боролись в том числе и проведением денежной реформы. Но пока люди путались в курсе обмена, на них наживались преступники «чёрной биржи», менявшие по выгодному для себя курсу и продававшие поддельные облигации и фальшивые рубли. Милиция их ловила, но в судах дела часто разваливались. Начальник райгормилиции Макс Якобсон даже вынужден был через газету просить наркома юстиции и прокурора республики Османа Дивеева «принять меры, чтобы обрушивать на виновных всю тяжесть кары, представляемой законом». Впрочем, работы милиции и без «валютчиков» хватало: в каждом номере публикуются сводки преступлений и результаты - «задержан Медведь, совершивший кражу на почте из кармана гражданина», «пойман вор-рецидивист Андрющенко, совершивший за последний период множество квартирных краж в Симферополе».
О ликвидаторах и детях
В Крыму активизируются ликвидаторы - борцы с неграмотностью, которую необходимо искоренить к 7 ноября 1927-го, 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы на полуострове не было ни одного неграмотного. На начало года в Крыму уже 153 ликпункта (формировать начали в ноябре 1923-го), в Симферополе уже 20 ликпунктов. По полуострову переданы «10282 букваря, из них 773 татарских букваря, задачников арифметических (русских и татарских) 793, 1349 экземпляров журнала «Долой неграмотность» и масса других книг, руководств, пособий плакатов и проч.». «Ударим наукой по невежеству», - призывает газета.
А ещё призывает помогать детям, в том числе голодающим в Германии, «сбор пожертвований объявлен». В помощи нуждаются и местные - пожертвования принимаются деньгами, вещами и продуктами. «В Симферополе на Менделеевской улице, №7 открылся дом для беспризорных детей». «Я, рабочий 4-го госкожзавода Р. Фрадин, обязуюсь ежемесячно вносить сумму стоимости содержания одного беспризорного ребёнка и вызываю последовать моему примеру следующих товарищей» (список друзей и знакомых прилагается). Для ребят, оставшихся без дома и семьи, организуют трудовые коммуны. Самых лучших членов торжественно принимают в юные пионеры - движение ширится.
В газете даже спецстраничка появляется под лозунгом «Пусть мы ещё малы, но мы растём ленинцами». «Пионер - верен делу рабочего класса. Пионер - младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту. Пионеры не держат руки в карманах - это вредная привычка» - законы и обычаи пролетарских детей публикует газета. И радостно сообщает, что в Симферополе при центральном доме юных пионеров, Губернская (Желябова), 17, открывается книжный киоск издательства «Молодая гвардия» с целью распространения пионерской литературы и революционных детских книг. Через год «Красный Крым» расскажет о появлении первой в мире Всесоюзной санатории для пионеров и школьников.

Симферополь, ул. Карла Маркса, 6. Почти 30 лет здесь находился «Красный Крым».

Наталья ПУПКОВА.