Крымские струны «Серебряного века»

26 Ноябрь 2016 202
Александр Триполитов.
Александр Триполитов.

28 ноября замечательному крымскому поэту, барду Александру Триполитову исполнилось бы 54. Судьба отмерила ему недолго: он погиб весной 1993-го, и сегодня его имя почти неизвестно широкой публике. Но память о нём самом, и, что не менее важно, его поэтическое наследие бережно хранят верные друзья Александра и бескорыстные (а значит - искренние) почитатели его таланта.

Ведущий российский исследователь авторской песни и шансона Константин Берлин назвал Триполитова первым из «настоящих поэтов - авторов и исполнителей собственных песен на полуострове».
- Александр Триполитов - не просто замечательный крымский бард конца ХХ века, он - по духу - наследник поэзии «Серебряного века», - считает доктор филологических наук, профессор Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой, заведующая кафедрой общегуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин Московского международного гуманитарно-лингвистического института, писатель, журналист Елена Раскина. - В его песнях чувствуется линия Вертинского и в то же время - мотивы и темы, близкие Георгию Иванову и другим поэтам русской эмиграции. Вот, например, «Натали». Эта песня - поистине парижский эмигрантский романс, главная героиня которого - дама эпохи модерн, Наташа, ставшая Натали... Думаю, что эту песню могла бы полюбить (если уже не полюбила) и нынешняя русская литературная эмиграция во Франции. И ещё в песнях Триполитова есть, в хорошем смысле этого слова, цыганщина. Что-то вольное, разгульное, протяжное, но в то же время - романсовое... На мой взгляд, Александр Триполитов - один из лучших крымских бардов ушедшего в прошлое ХХ века. И одновременно, как это ни парадоксально, поэт века Серебряного…
- За внешней простотой, даже примитивностью стихов Александра Триполитова стояла долгая, многодневная работа. Стихи для будущей песни записывались в тетради. Вариант за вариантом. Перечёркивались и заменялись слова, строки, куплеты. Порой в толстую 96-страничную тетрадь едва вмещались две песни. Затем, а часто одновременно со стихами, рождалась музыка. Он тут же подбирал мелодию на гитаре, это тоже занимало много часов. Готовую песню записывал на магнитофон. Затем десятки раз прокручивал запись, чтобы услышать со стороны, как звучит новорождённая песня, - вспоминает близкий друг поэта Алексей Васильев, журналист, председатель Союза ревнителей памяти императора Николая II, главный редактор мультимедийной службы новостей «Наша Держава», обозреватель газеты «Новый Крым». - Однажды в марте 1988 года Александр Триполитов среди 34 крымских авторов принял участие во Втором всекрымском конкурсе самодеятельной песни. Проходил этот конкурс в Симферопольском ДК строителей (ныне Дом культуры профсоюзов). По условиям конкурса, каждый автор исполнял две песни. Но зал не отпускал Триполитова. И он спел третью - «Натали». Зал утонул в овациях.
Стихи Триполитова добрались до Франции: в переписке с другом Александра Триполитова Сергеем Крутько польская писательница Bozena S. Bart, вставившая отрывок из песни «Натали» в свой роман, рассказала, что одну из своих книг она передала Алену Делону.
Как уже сообщала «Крымская правда», в октябре крымские сегменты соцсетей взволновал музыкальный видеоклип «Натали», созданный энтузиастами творческой группы «Симферополь» в рамках проекта «Забытые имена Крыма». Профессиональные телевизионщики и клипмейкеры встретили идею критически-настороженно: все создатели клипа работали бесплатно, а в съёмках принимали участие не только профессиональные актёры (главные роли исполняли артистка балета Государственного Академического музыкального театра Республики Крым Наталья Мамаева и актёр Государственного Академического музыкального театра Республики Крым Александр Савченко), но и журналисты, дипломаты, учёные, общественные деятели. Очень скоро, несмотря на критику, клип стал набирать популярность.
- Понятно было, что любой короткий клип снимается в течение многих часов. Так что я заранее был готов к долгой и нудной работе, - делится впечатлениями журналист Олег Широков, снимавшийся в роли «фатоватового художника». - Однако оказалось, что компания собралась очень приятная, все понимали друг друга с полуслова. Моя соседка - «дама полусвета» - играла свою роль настолько хорошо, что казалось, что она училась где-то в театральном. Потому вечер пронёсся мгновенно, и мы с удивлением услышали «Съёмка закончена, всем спасибо».
- С детства хотел быть офицером и стал им. Служил и хотел служить, но был уволен за непринятие второй (украинской) присяги. Снова надел «золотые» погоны и участвовал в «тусовке», наверное, в большей степени - в память о поэте, - кратко поведал о своих впечатлениях снявшийся в роли «золотопогонника» второй секретарь Представительства МИД России в Симферополе Олег Родивилов.
- В песне Триполитова есть такие слова: «Все играем мы в глупую эту игру, Со смешным, непонятным названием - «Жизнь»... И наш клип это показывает - как играют люди в эту игру - пьют, гуляют, веселятся, кто-то любит и страдает, ревнует, кто-то продаётся, кто-то жрёт курицу. И только от себя не уйдёшь, и потому на их лицах появляется скорбь, когда они, заслушавшись, начинают думать каждый о своём...
В том числе и о том, что играют в эту игру «со смешным, непонятным названием «Жизнь», - говорит Лидия Адельшинова-Михайлова, исполнившая в клипе песню Александра Триполитова. - Мы все играем, всегда. И никто не знает, что это за игра, каковы её правила и что там, за порогом, откуда никто не возвращался...
- Незадолго до смерти Саша рассказал о странной встрече с гадалкой. Цыганка долго, застыв, смотрела на его ладонь, и, словно очнувшись, вдруг спешно ушла, не взяв денег. На ходу бросила: «Если доживёшь до сорока - будешь жить долго! Если доживёшь….»
Не дожил. Смерть его была загадочной, как и сама жизнь. До сих пор нет однозначного объяснения обстоятельств гибели Саши, - вспоминает Алексей Васильев. - Александр прожил недолгую, но счастливую жизнь. Он не кривил душой. Он не гневил Бога. Он занимался любимым делом.
У него были понимающие родители и друзья, которые, как хочется верить, не доставляли ему огорчений.
Александр Триполитов возвращается к нам - через свои стихи, свои песни. Помогают ему в этом друзья и участники проекта «Забытые имена Крыма».
- Мы подали на грант президента РФ проект «Забытые имена Крыма: Бард Александр Триполитов». Проект предполагает производство документально-игрового фильма, рассказывающего о жизни крымского поэта и барда Александра Триполитова. Фильм будет состоять из воспоминаний друзей об Александре Триполитове, съёмке мест, связанных с его жизнью и творчеством, а также трёх постановочных музыкальных клипов. В фильме будут использованы как документальные кадры, так и художественные блоки, снятые силами творческого коллектива. Силами крымских музыкантов будут исполнены и записаны в профессионально оборудованных студиях три песни Александра Триполитова: «Натали» - которую мы уже представили широкой публике, «Ничего не выйдет», «Скрипач Моня». Эти записи будут использованы для съёмок клипов, которые могут транслироваться как отдельно, так и в целом в фильме. В фильм войдут как документальные кадры, так и созданные силами съёмочной группы художественные блоки, интервью с людьми, знавшими и ценившими Александра Триполитова, - сообщила Лидия Адельшинова-Михайлова. - Мы бы хотели, конечно, ко дню рождения Александра рассказать о нём крымчанам, допустим, в телепередаче. Но это зависит уже не от нас, а от телевизионщиков. Поэтому, скорее всего, как и в прошлом году, мы просто поедем к нему на могилу. Я думаю, что если есть другой мир, то он нас видит и слышит, и знает, как мы ценим его творчество. От себя скажу, что я познакомилась с его наследием только в прошлом году, его стихи и песни очень мне близки.
В них я услышала ту радость и трагедию его жизни, которая, как в зеркале, отражала судьбу нашего поколения.
От себя добавим, что желающие поддержать благотворительную инициативу могут обратиться по адресу: Алексей Васильев, почтамт, а/я1512, г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 29500, или по адресу электронной почты: vasiliev@inbox.ru

Участники проекта.

На съёмочной площадке.

Николай ФИЛИППОВ.