Волшебный мир музыки улиц

1 Сентябрь 2016 209
Музыкант Максим Бородин.
Музыкант Максим Бородин.

Тысячи разноцветных огней ночной Ялты растворяются бликами на морской глади. На ступеньках бывшей летней сцены многолюдно. У пирса босиком, в соломенной шляпе и с гитарой наперевес поёт музыкант. Среди знакомых мелодий звучат авторские песни, которые сменяют стихи. И шумная разноликая толпа затихает. По вечерам сюда приходят, как на концерт, послушать уличного музыканта Максима Бородина, три года подряд собирающего аншлаги на ялтинской набережной. Об «изнанке» жизни уличных музыкантов, творчестве и возможностях молодых заявить о себе мы пообщались с народным любимцем - солистом группы «Бородин».

- Максим, в этом году в Ялте ты презентуешь уже свой второй альбом - «Давай помолчим». Ты сам пишешь стихи и музыку к песням или в соавторстве с кем-то?
- Музыка и аранжировки ко всем песням мои, а стихотворения часто нахожу в Сети. Это могут быть и молодые современные авторы, и те поэты, которых уже нет в живых. В каждом альбоме 50% - мои стихотворения, а 50% - других авторов. Не могу сказать, что есть постоянные соавторы. Но уже две песни написаны на стихи современного российского автора Алекса Микерова. Чаще просто на понравившиеся стихотворения пишу музыку, потом присылаю по Интернету автору. Если ему нравится, появляется новая песня.
- Почему не даёшь «сольники» только из своих песен, закон жанра?
- Я уже давно разгадал этот фокус, что людям нравится, не как ты хорошо поёшь, а могут ли они подпеть тебе. Даже просто внутреннее ощущение: знакомая песня или нет, с какими воспоминаниями связана. Музыканта это сильно ломает. Но в уличной музыке свои правила. Когда я три года назад первый раз вышел с гитарой на ялтинскую набережную, начал с английских песен. Боба Марли играл, всё, что люблю я. Никто не реагировал. Внутри всё падает, кажется: ничего не получается. А потом вспомнил песни, которые играл в 12 лет: «Кино», «Жуки», Ляписа Трубецкого. Если пою, а людям песня не нравится, то и я удовольствия от выступления не получаю. А когда исполняю песни, пусть даже те, к которым сам остыл и перерос их давно, а люди заряжаются от этого, их энергия передаётся мне. Такой пинг-понг начинается, музыкально-энергетический.
И старые песни оживают снова, возрождаются во мне.
- А когда читаешь стихотворения, сегодня Бродского, например, не боишься, что они тоже не для широкой аудитории?
- Стихи для меня - отдушина. Читаю не заученное для выступления, а любимое. Стихи - это был мой багаж. Однажды решил открыть его публике. Приняли. Так и появилась моя традиция в перерывах между песнями читать стихотворения. Людям понятны и близки стихи Евгения Евтушенко и Сергея Есенина. Их всегда воспринимают с восторгом. Но читаю не только этих авторов. Да, пусть нечасто, но декламирую Иосифа Бродского. Обычно это его «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно…», «Ниоткуда с любовью», «Письмо генералу Z». Из современников - Елену Ширман, Дмитрия Быкова, Дмитрия Воденникова. Пойдёт, что называется, стихотворение в массы или нет, проверяю на своём дедушке. Он очень любит стихи, часто просит, чтобы я почитал ему. И сам любит декламировать Лермонтова. Но когда я ему Бродского прочитал, дедушка признался, что ничего не понял.
- Твой репертуар почти полностью состоит из песен рок-групп 90-х и начала 2000-х. Как думаешь, старые хиты пользуются такой популярностью, потому что современная музыка обмельчала?
- Это вопрос времени.
В музыке, как и в поэзии. Вот, говорят, раньше были поэты, сегодня таких нет. А они есть, конечно. И очень хорошие. В музыке и в поэзии часто бывает, как в итальянской поговорке: «хочешь, чтобы тебя оценили - умри». Поэт ушёл из жизни, попал в хрестоматию, и все признали: это был гений. Каждый музыкант хочет написать хит. Если он, конечно, не мечтает стать непризнанным гением (улыбается). Хит и хорошая песня часто оказываются разными для исполнителя и слушателя.
- Так происходит и с твоими песнями?
- Да. Бывает, что, по моему мнению, песня не самая удачная в альбоме, а людям она понравилась. А ту, которую считаю действительно достойной, люди могут не оценить. Из своих альбомов самой лучшей считаю песню «Волшебный мир». Музыка моя, а слова - стихотворение Василия Аксёнова, больше известного как прозаика, автора романа «Остров Крым». И глубокий тест, и аранжировка. На мой взгляд, в этой песне всё получилось. Но самой популярной она не стала. Людям из этого же альбома больше нравится песня «Дело не в том». Хит можно «просчитать», что в принципе и делают люди, занимающиеся шоу-бизнесом. Повторяющаяся строчка в песне, которая быстро запоминается, простая аранжировка, звучание не больше трёх минут. Конечно, когда писалась песня «Дело не в том», хит сделать из неё я не стремился. Песня появляется сама по себе, а её длина, инструменты для аранжировки - это уже отделочные работы. Тут иногда приходится идти и на компромисс: и с собой, и со своей аудиторией.
- Уличный музыкант для тебя - хобби или заработок?
- Это моя профессия, скорее. Не могу сказать, что это только заработок. Тогда мои выступления были бы работой, которая не приносит удовольствия. Четыре года я пел в Алуште в ресторане. Подходили люди с перегаром, качали права. Я ушёл на набережную в поисках свободы, петь то, что нравится. Я уважаю своих слушателей. И здесь не только меркантильный вопрос заработка. Уважение проявляется в том, что пою те песни, которые им нравятся. Хотел бы просто заработать, пел бы в ресторане, где за вечер можно гораздо больше получить. Это проще. Не надо выяснять отношения с музыкантами-соседями.
- Но и здесь полной свободы не оказалось…
- Бывает всякое: приходят пьяные, хамят, начинают танцевать. Стараюсь ситуацию решить мирно, интеллигентно делаю замечания.
- После присоединения Крыма к России твоя публика изменилась? Заказывают другие песни?
- Нет, люди, которые приходят меня слушать, их вкусы не поменялись. Разве что песни на украинском языке просят исполнить с явным российским акцентом.
- Сегодня музыкантами называют себя даже те, кто вчера разучил два аккорда на гитаре. Как считаешь, для артиста обязательно музыкальное образование?
- Каждый вечер исполняю песни Виктора Цоя, у которого не было музыкального образования, как, кстати, и у Бориса Гребенщикова.
У одной из самых популярных российских певиц сегодня -
Земфиры - отличное музыкальное образование. Но не это сделало её известной. Не думаю, что музыкальное образование играет серьёзную роль для настоящего артиста. Оно может как помочь, так и помешать. Мне вот помогло. Не будь его, наверное, было бы сложнее и хуже. В 17 лет я закончил музыкальное училище в Запорожье, в 20 поступил в Киевский институт музыки на эстрадный вокал. Параллельно работал в ТЮЗе. Но опять-таки я не знаю, каким бы стал, если бы его не было. Музыкальное образование всегда ставит в рамки. Когда пишешь песни, думаешь: а можно так сделать или нет? В музыке, как в математике. Против определённых теорем не пойти. А когда нарушаешь их, есть шанс сделать что-то новое, что не делали до тебя. Этого хочет, наверное, каждый музыкант.
- В Ялте ты поёшь до первых холодов. А чем занимаешься, когда курортный сезон проходит? Как продвигаешь своё творчество?
- С группой «Бородин» выступаем в пабах, ресторанах Киева. Всё остальное время пишу свои песни, занимаюсь аранжировкой. Деньги от выступлений идут для записи новых альбомов. Так я могу себе позволить писать песни, которые мне нравятся, и не ждать того, что они завтра же принесут мне денег. Сегодня очень тяжело найти единомышленников, которые хотят играть и не ждут при этом быстрых денег. «Лабать» в пабе и зарабатывать сиюминутно хотят все. Заниматься творчеством для души, что я и делаю последние четыре года, сложнее, зато приносит удовольствие. Сейчас работаю над новым альбомом. Я не ищу продюсеров и быстрой славы. Конечно, хочу, чтобы моих песен на выступлениях было больше, чем каверов. И чтобы люди приходили послушать именно группу «Бородин». Мне не нужны стадионы, но всё-таки собирать пусть и небольшие концертные залы мечтаю. Я не хочу популярности в том смысле, чтобы узнавали меня в лицо, а вот чтобы песни пели и они были на слуху, узнаваемы. «О, это группа «Бородин», да, о такой популярности мечтаю. Давать несколько концертов в месяц, а остальное время жить с семьёй за городом, писать песни. Постепенно популярность растёт в Сети. Когда появляется новая песня, чувствую себя волшебником, способным из ничего создать что-то новое. Бывает, что на десять песен по-настоящему крутой, на мой взгляд, бывает только одна. Но это того стоит. Я не жду, что мои альбомы вмиг распродадутся и проснусь известным. А если когда-то так случится - жизнь вообще удалась.
- На каждом выступлении ты исполняешь песню «Тёмная ночь» с посвящением ветеранам, хотя в твоей стране не отмечают День Победы и не признают выбор крымчан.
- Я к Великой Отечественной войне отношусь с глубоким уважением, мой прадед погиб в Отечественную, благодаря этому живу я. До референдума я не мог сложить какого-то определённого мнения.
У нас даже в семье разделились мнения. Мама возмущённо говорит «Сынок, с чего они взяли, что Крым украинский? Это был подарок Хрущёва». А её брат, наоборот, кричит «Слава Украине». Понять, что здесь действительно происходило, я смог в апреле 2014, когда приехал в Крым снова, в гости к другу. Спросил, за кого голосовал он. Друг удивился: «Конечно, за Россию». Такие же ответы слышал от людей в маршрутке, на рынке, на набережной. До сих пор с женой на Украине ведём эти споры и рассказываем своим друзьям, что это не обман. Люди, которые здесь живут, голосовали за Россию. Мы всё это видели и слышали сами. Да, так восторжествовала справедливость, так должно было быть.
- Максим, тебя не просто слушают мимоходом на набережной, а приходят, как на концерт, много постоянных поклонников. Есть какая-то своя формула успеха?
- Часто уличные музыканты стараются спеть громче, чище, лучше исполнителя. Если просто поёшь по привычке, люди также сразу чувствуют это.
Я стараюсь петь так, как будто стихи под музыку читаю, пропуская каждую строчку через себя.

Беседовала
Юлия ЦИСАРЬ.
Фото из архива
Максима БОРОДИНА.