На всех парусах
В Севастополе с 19 по 27 августа проходит «Парусная неделя». Фестиваль водных видов спорта в этом году проводят в четвёртый раз. Его цель - возрождение и развитие этого королевского вида спорта, поэтому пристальное внимание судей во время регаты было приковано к детям, рассекающих по морю на «Оптимистах» (детский класс яхт). Мы же любовались парадом яхт в акватории Севастопольской бухты и поздравляли победителей «Больших гонок».
Парусный спорт, он же яхтинг, он же по-английски - сэйлинг, зародился в Нидерландах в XVI веке. Его центром в Крыму по праву считается Севастополь. Как рассказал президент Федерации парусного спорта Севастополя Валерий Зубков, раньше в городе-герое на призы командующего собиралось до полутора тысяч участников. Соревнования проводились тогда на внешнем рейде, в открытом море, где для яхтсменов наилучшие условия создала сама природа. В бухте же спортсменам мешает обрывистый ветер, а ведь ветровая обстановка - один из определяющих факторов в оценке погодных условий во время регаты.
- Мы хотим выйти на уровень соревнований по парусному спорту, которые проводились в СССР, - сказал Валерий Зубков. - География «Парусной недели Севастополя» с каждым годом расширяется. В этом году у нас участвуют яхты из Новороссийска, Геленджика. Члены команд прибыли из Москвы, Санкт-Петербурга. Думаю, на следующий год будем заявлять регату как межрегиональную, а потом и как всероссийскую.
В параде яхт приняли участие 29 экипажей. После военных шлюпок ЯЛ-6, которые соревновались на скорость в Севастопольской бухте, продефилировали яхты от самой большой - «Ориона» (длина корпуса - 120 метров, высота мачты - 23 метра) до самых маленьких - многочисленных забавных и шкодных, как и их капитаны (дети занимаются парусным спортом с 9 лет), «Оптимистов». Зрелище белых парусов и длинных корпусов яхт на синей глади моря, конечно, яркое и незабываемое.
Затем начались «Большие гонки». В них принимали участие пять групп крейсерских яхт (крейсер плюс яхта - парусные яхты, предназначенные для автономного дальнего плавания) и около 250 спортсменов. Все яхты одного класса стартовали вместе и против ветра. Дистанция больших яхт - более пяти морских миль, у «Четвертьтонников» (класс яхт) - около трёх морских миль. Главное - дойти до финиша первым.
- Регата этого года была очень интересной с точки зрения ветровых условий: мы наблюдали и смену направлений ветра, и достаточно сильный ветер, потом полил дождь. Из-за этого в группе больших яхт было проведено всего две гонки, но они определили сильнейших.
В классе яхт «Четвертьтонников» прошли четыре гонки. Самая напряжённая борьба развернулась на этих соревнованиях - до последнего лидер не был определён. Все участники имели одинаковое количество очков. И только в самом конце победитель всё-таки вышел вперёд, - рассказал президент Федерации парусного спорта Севастополя Валерий Зубков.
Всю силу порывов ветра в Севастопольской бухте ощутил на себе Александр Себирский, член команды яхты «Искра». На этих соревнованиях они заняли третье место в первой зачётной группе (разделение по классу яхт, имеющих свой тоннаж).
- Мы участвуем во всех регатах, проводимых в Крыму, ведь самое главное для яхтсмена - постоянные выходы в море в любую погоду. В этот раз был такой крен судна, что яхта бортом черпала воду, рвались паруса. Некоторых членов нашей команды, среди которых москвичи, второй дирижёр Санкт-Петербурга вместе с супругой-скрипачкой, это шокировало. Хотя в Севастополе, конечно, прекрасные условия для парусного спорта: тёплое море, длинная береговая линия, интересные ветровые условия, - поделился впечатлениями спортсмен.
Специально для участия в севастопольской регате приехала команда из Москвы - пять бравых молодых ребят. Они впервые шли под парусами, до этого занимались сплавом на байдарках на реках.
- Решили поднять свой уровень и попробовать себя в яхтинге, - объяснили Артём Ермошкин и Дмитрий Калинин, двое москвичей. - Капитан 40-футовой яхты «Агиос Николаос» («Святой Николай») Иван Чехлатый за сутки обучил нас этому мастерству, рассказал, как делать повороты. Технические сложности во время гонок, конечно, были. Например, нам какое-то время не удавалось натянуть нужные паруса. Но под парусами ходить лучше, чем под мотором, быстрее. При нужном наклоне судна и правильном выставлении парусов яхта развивает огромную скорость, это непередаваемые ощущения. Наша команда заняла в своём зачёте второе место. Здорово, мы думаем развиваться и дальше.
Парусный - сложный координационный вид спорта, рассказала его мастер и организатор фестиваля «Парусная неделя Севастополя» Елена Чехлатая. Нужно не только управлять яхтой, думать, как настроить паруса, но и понимать, какая погода, куда дует ветер, следить за его заходами, за течением. Хорошая физическая подготовка для этого также обязательна.
- Победа в регате - результат долгих лет тренировок и развития таланта яхтсменов. Кроме того, вода учит быстро принимать решения в критических ситуациях, - отметила Елена Чехлатая.
Надо сказать, что парусный спорт открыт как для мужчин, так и для женщин. Например, за штурвалом яхты «Кубана» из Новороссийска стояла Анна Барабанова. А севастополька Арина Латынина в этом году стала серебряным призёром в классе «Zoom 8» («Зум 8») на чемпионате Европы, была восьмой на чемпионате мира по парусному спорту. А ведь ей всего лишь четырнадцать лет!
Сегодня севастопольцы и гости города узнают имена лучших яхтсменов среди детей и виндсёрферов, а 25 и 26 августа в Артиллерийской бухте напротив набережной имени
В. А. Корнилова впервые в рамках «Парусной недели Севастополя» пройдёт чемпионат по флайборду и водным мотоциклам (около 40-50 участников). Во время проведения первого планируют установить новый рекорд страны по количеству спортсменов-флайбордистов, которые одновременно поднимутся над водой. Год назад в Нижнем Новгороде это сделал 21 флайбордист, а сейчас в Крыму ожидают, что их будет больше. А в субботу ночью яхты пройдут в дефиле и закружатся в «Севастопольском вальсе».
Главное для яхтсмена - постоянные выходы в море в любую погоду.
Кто-то гребёт, а кто-то идёт под парусами.
Cправка
FlyBoard (Флайборд) - новый вид экстремального спорта, представляющий собой полёты на специальной доске, приводимой в движение за счёт реактивной силы потока воды, нагнетаемого подключённым к нему гидроциклом.