Крым для немцев давно не чужой

7 Июль 2016 329
Юрий Гемпель.
Юрий Гемпель.

Сравнительно недавно исполнилось 210 лет со дня прибытия первых немецких колонистов в Крым. На фоне крупномасштабных исторических событий возвращения по волеизъявлению крымчан Республики Крым в состав России эта дата прошла почти незамеченной. Но это не значит, что о ней забыли. Переселенцы из Германии по приглашению императрицы Екатерины Второй начали прибывать ещё в конце 18 столетия, но мало кто из них задержался на новом месте. Зато хорошо организованное переселение в начальные годы правления Александра Первого было успешным. Судя по ревизским отчётам, в среднем ежегодно на полуостров прибывали около 200 немецких семей, которые селились поблизости от побережья. О немцах Крыма, их судьбах и будущем мы беседуем с председателем общественного объединения «Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым», депутатом Государственного Совета РК Юрием ГЕМПЕЛЕМ.

- Известно, что первые немецкие общины появились в Крыму в 1805 году. Немцы обосновались в Симферопольском и Феодосийском уездах, а также в Судаке. Интересно, проживают ли сейчас в Крыму потомки первых немецких колонистов?
- Вообще-то принято считать, что первые немецкие колонисты появились в Таврической губернии в 1804 году, и, соответственно, в 2004 году мы официально отмечали 200-летие переселения немцев в Крым.
Переселенцы из Цюриха, Вюртемберга и Бадена образовали первые общины действительно в Судаке, в Отузах (ныне - Щебетовка), Цюрихтале (теперь Золотое Поле), Фридентале (село Курортное), Гейльбруне (Приветное).
В большинстве своём это были протестанты, придерживающиеся строгих религиозных обрядов и жёсткой внутренней дисциплины, в силу чего они жили обособленно от местного населения. Почти во всех селениях были школы, которые содержали на средства общин.
- Без малого полтора века крымские немцы занимались преобразованием своих сёл в степные оазисы, окружённые садами и виноградниками, бескрайними хлебными полями. Национальные районы, такие как Лариндорфский, Тельмановский, Фрайдорфский, в годы Советской власти отличались высокой культурой земледелия и развитым животноводством. Тем горше, что в августе 1941 года из Крыма были выселены десятки тысяч немцев. А спустя годы из них на родную землю вернулись немногие. Почему?
- Немцы действительно, я глубоко убеждён в этом, и об этом говорят исторические факты, внесли весомый вклад в развитие сельского хозяйства Крыма.
При переселении колонисты получали в собственность от 60-65 десятин лучшей земли, были надолго освобождены от натуральных и денежных повинностей, и им даровано было широкое самоуправление. Численность немецкого населения постоянно увеличивалась. По данным первой всероссийской переписи 1897 года, в Крыму проживали 31950 немцев (7% от всего населения), и им принадлежали более 700 тысяч десятин земли. К концу 19 столетия немецкие хозяйства выращивали около трети всего производимого в губернии товарного зерна. В итоге немцы заняли на полуострове заметные позиции в экономике, в социально-политической и общественной жизни. Значителен их вклад и в развитие городов.
Считаю, что немецкие колонисты оказались достойными гражданами Российской Империи. Известно, что в разгар Крымской войны они обеспечивали русскую кавалерию сеном. Перед Рождеством они повезли раненых и больных солдат в немецкие колонии, чтобы вылечить их. Был устроен и лазарет, в котором колонисты помогали медперсоналу выхаживать пациентов, обеспечивали их продуктами. Немало этих патриотов было отмечено наградами, в том числе золотыми и серебряными медалями «За усердие».
А вот судьба крымских и в целом советских немцев достаточно трагична. Одна из самых печальных страниц истории крымских немцев - начало войны, 1941 год, когда практически 100 процентов немцев были насильственно вывезены из Крыма. Если быть более точным, в 41-м, в августе, были отправлены в рабочие лагеря 52 тысячи и ещё около 4 тысяч немцев, выявленных в процессе так называемых зачисток. Называют и число 62 тысячи с учётом младших членов семей - детей. По разным оценкам, от 40 до
60 процентов репрессированных немцев погибли в дороге и в местах их поселения. В 1956 году были сняты все ограничения в отношении немецких спецпоселенцев. Они могли вернуться в родные места…
В 90-е годы практически все ранее выселенные с полуострова народы стали массово возвращаться, в том числе и немцы. Тогда не было официальной статистики по числу репатриантов, но я этой темой занимаюсь около 20 лет и могу, основываясь на своих личных наблюдениях, сказать, что вернулись в Крым около 10000 немцев. В основном они возвращались в Красногвардейский район, который был до войны национальным районом - Тельмановским. Но когда они убедились, что украинская программа их обустройства не работает, то поехали назад в Россию или на постоянное место жительства в Германию.
А до войны в этом районе было действительно много посёлков и сёл с немецкими названиями - Ротендорф, Калининдорф, Найлебен, Фрайфельд и т. д. Как добротно строили немцы, видно и сейчас. Как пример - село Ленинское (старое название Лениндорф), где сохранились здание, построенное для ветеранов, меннонитский храм. Храмы сохранились в Александровке, Колодезном, Ровном. В Ровном была гимназия, а в храме стоял орган. Представляете, орган в деревне! К сожалению, всё это было развалено, и сейчас всё это надо восстанавливать.
После возвращения прошли годы, и когда был развален Советский Союз, многие немцы вернулись на свою историческую родину в Германию. Найти сегодня потомков тех, кто два века назад поселился в Крыму, практически невозможно. Среди живущих в Крыму немцев есть потомки тех, кто был в 1941 году отправлен в спецпоселения. Но этих людей тоже мало. По официальным данным, сейчас в Крыму проживают около 2 тысяч немцев.
Но и эти две тысячи тоже вносят достойный вклад в развитие края. Хочу подчеркнуть, что в референдуме, на котором население Крыма высказалось за возвращение в состав России, крымские немцы приняли активное участие, причём 99,9 процента проголосовали за возвращение республики в состав РФ. И это свидетельствует о том, что крымские немцы не отделяют себя от крымчан, что они считают себя неотъемлемой частью Русского мира. А если сейчас будут созданы определённые условия, то в Крым готовы переехать около тысячи немцев, которые пополнят национальную палитру республики и своим трудом будут способствовать её развитию.
- В одном из выступлений, Юрий Константинович, вы сказали: «У нас немецкий менталитет сочетается с тем, что родным языком мы считаем русский язык». Прокомментируйте, пожалуйста, это ваше высказывание.
- Наши предки, конечно же, говорили и думали на немецком языке. В предвоенное время молодое поколение реализовать свои языковые потребности уже не могло. Более того, власть допускала, чтобы говорящих на немецком языке советских немцев именовали фашистами, хотя ничего общего наши немцы с фашистской идеологией не имели. Резонно, что в тех условиях многие просто боялись говорить по-немецки. В результате выросло поколение, которое считает своим родным языком русский, хотя и не отказывается от немецкого языка.
Пока Крым оставался в составе Украины, мы ощущали со стороны украинских властей ограничения в реализации языковых программ. Нас не устраивала принудительная украинизация. Мы всегда публично поддерживали требование узаконить русский язык как второй государственный. По этому поводу у меня был небольшой диалог с тогдашним президентом Ющенко. Он высказался в том смысле, что когда мы переезжаем на жительство в Германию, то не требуем там русского языка.
Я ответил: исторически сложилось так, что в Германии живут немцы, которые говорят только по-немецки, а на Украине исторически сложилась иная ситуация - практически все владеют русским языком и
50 процентов населения - русские, которые по международным нормам имеют законное право требовать для своего родного языка государственный статус. Тогдашний украинский глава не нашёл ничего иного, как назвать меня провокатором, и распорядился не допускать меня на другие встречи с ним. Поэтому мы любим русский язык, говорим на нём и думаем. В то же время многие из нас владеют немецким языком, на нём говорят в семьях, и мы не испытываем языковых трудностей, когда приезжаем на историческую родину. Считаю, что необходима государственная программа по поддержке немецкого языка, его популяризации.
- Как стало известно, при подготовке к Крымскому референдуму в 2014 году на вас, в то время руководителя республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт», оказывалось жёсткое давление как из Киева, так и от некого эмиссара из Берлина. Причём вам был предъявлен ультиматум, в точности повторяющий требования введённых после воссоединения Крыма с Россией санкций со стороны Евросоюза. Вы в свою очередь выступили с твёрдым заявлением. Это было ваше личное решение или в нём сформулировано мнение всего немецкого сообщества Крыма?
- И то, и другое - моё глубокое убеждение и мнение нашего национального объединения. Не скрою, что были и те, кто поддерживал киевскую хунту и политику Германии. Но абсолютное большинство разделяло моё мнение, и поэтому мы принимали активное участие во всех массовых мероприятиях, проходивших в Крыму. Сам я был членом комиссии по проведению референдума и хорошо знаю, как он готовился, как проходил. И понятно, что я думаю о СМИ Украины и Германии, лгавших без смущения о голосовании под дулом пистолета. А референдум был проведён по нормам международного права, и крымчане приняли правильное решение, благодаря которому Крым вернулся в состав России. Спасибо всем в России, кто оказал нам помощь, в том числе и «вежливым людям», а прежде всего - президенту. Они поддержали крымский выбор и не дали украинским экстремистам потопить Крым в крови.
Недавно приезжала делегация из Германии. Они ездили по Крыму и общались с людьми 10 дней, в течение которых стали нашими настоящими друзьями. На пресс-конференции они заявили, что санкции в отношения России за якобы совершённую ею аннексию Крыма надо немедленно отменять, поскольку Крым - территория России на самом законном основании. Было также заявлено, что готовится поездка в Крым депутатов партии левых, у которых есть желание поучаствовать в предстоящих парламентских выборах в качестве наблюдателей. Они тоже выступают за отмену санкций.
- После воссоединения Крыма с Россией германское руководство отказало немцам Крыма в поддержке и закрыло совместные гуманитарные программы. Как это сказалось на деятельности немецкой НКА Республики Крым?
- Действительно, руководству Германии не понравилось наше «поведение» в дни «Крымской весны» и наше активное участие в референдуме, на котором мы, как и абсолютное большинство крымчан других национальностей, проголосовали за возвращение Крыма в Российскую Федерацию.
И мы сразу попали под санкции. Оказаться без поддержки в сложный переходный период - хуже некуда. Мы знали, что для реализации своих программ можно получить грант правительства России, но на то, чтобы подать заявку и дождаться её рассмотрения, понадобится год, а то и два. Но нам подвернулся счастливый случай, точнее, счастливая встреча с президентом Российской Федерации. На ней я рассказал Владимиру Владимировичу Путину о нашей проблеме. И буквально через два дня нам выделили пять миллионов рублей..
Хочу вернуться немного к нашей истории. 8 декабря 1990 года на полуострове было организовано общественное объединение советских немцев, которое в 1993 году было зарегистрировано как республиканское общество немцев Крыма «Видергебурт». Общество считало своей главной задачей возрождение национальной культуры. Были созданы культурные центры, воскресные школы, издавалась газета «Хоффнунг». На крымском телевидении и радио стали выходить в эфир передачи немецкой редакции. В 2014 году на его основе образовано общественное объединение «Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым». Она продолжает работу по возрождению немецкой общины Крыма. Позволю себе конспективно сформулировать основные задачи нашей НКА. Она призвана содействовать укреплению российской государственности, расширению плодотворного диалога с органами местного самоуправления в целях обеспечения непосредственного участия членов автономии в решении задач национально-культурного развития на местном уровне. Содействовать также развитию сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, широко знакомить всех граждан с историческим, духовным и культурным наследием немецкого народа и его современными достижениями; приобщать членов автономии к историческим и современным достижениям русского народа и других народов России в области культуры, науки, образования. Содействовать сохранению и умножению исторических и культурных памятников, поддерживать творческую деятельность граждан, являющихся носителями и распространителями национальных культурных традиций.
- Как я понимаю, теперь важное место в этой деятельности занимает работа по реализации проекта «Взаимопонимание между народами». Вероятно, вам уже есть что об этом сказать?
- Год прошёл с момента, как государство оказало нам поддержку в реализации проекта «Народная дипломатия «Взаимопонимание между народами». Укрепление образа Крыма как территории мира и согласия». У крымских немцев есть опыт в реализации таких задач. Полтора года назад полуостров посетила делегация из Германии и Австрии. Мы пригласили гостей, чтобы они могли узнать, как живут люди в российском Крыму. Была организована встреча не только с крымскими немцами, но и с представителями законодательной и исполнительной власти. А большая экскурсионная программа по полуострову позволила гостям свободно общаться с местными жителями, узнавать от них о том, что на самом деле происходит у нас. Первое, о чём спросили гости: «Где у вас танки и солдаты?» Мы ответили, что, конечно, они есть, но в местах, где им положено быть - в воинских частях. Мы просмотрели публикации в немецкой прессе. Ряд изданий без тени сомнения утверждал, что на полуострове идёт война. Многие немцы до сих пор уверены, что Россия оккупировала Крым. В таких случаях я всегда говорю: когда Германия объединилась, весь мир аплодировал этому событию, а когда Крым вернулся домой, в состав России, началась истерика. Мнения жителей республики всё же возымели действие на журналистов, которые были в составе делегации. Вернувшись из поездки, они впервые написали и опубликовали в своих печатных изданиях правду о российском Крыме. Реализуя проект, в течение семи месяцев мы занимаемся подготовкой ко встрече 60 человек из Германии. В состав делегации входили коренные жители разных земель, в том числе и российские немцы, переехавшие на постоянное место жительство в Германию. Несмотря на то, что их отговаривали, они решились поехать, и, могу сказать, не пожалели. Недавно к нам приезжал председатель немецкой партии «Единство» Дмитрий Ремпель, российский немец, кстати говоря. На встрече с вице-премьерами Георгием Мурадовым и Русланом Бальбеком он сказал, что около полумиллиона немцев готовы вернуться в Россию.

Беседовал Артём РЯБЧИКОВ.