По велению Екатерины Великой
Екатерина II - одна из ключевых фигур в крымской истории: именно она в конце XVIII века присоединила полуостров к России. И именно она пригласила поселиться в Крыму немцев, которые затем вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, армянами, болгарами, а также представителями других национальностей строили новый российский Крым. Расскажем о некоторых из них.
Одно из больших немецких сёл в Крыму - Цюрихталь (ныне - Золотое Поле). Все, кто мало-мальски знаком с географией, сразу понимают, - тут не обошлось без Швейцарии. И действительно: это село было основано в самом начале XIX века немцами - выходцами из Швейцарии и Южной Германии. Среди тех, кто проделал тогда, более двухсот лет назад, длинный путь из Западной Европы в Крым, был и крестьянин Михаил Гальвас с женой Елизаветой и четырьмя детьми. В российском Крыму они обрели новую родину. Поэтому неслучайно крымчане гордятся уникальным опытом мирного сосуществования самых разных народов и религий, а на гербе республики написано «Процветание в единстве».
«Когда наши прапрадеды ехали из Германии и из Швейцарии в Россию, в Крым, у них была надежда на лучшее», - пишет в своей книге «С надеждой в Крым» их потомок Василий Генрихс. Эти надежды не были пустыми. Спустя сто с небольшим лет один из потомков тех самых Гальвасов - Генрих Генрихович Гальвас - стал депутатом Государственной Думы Российской Империи третьего созыва. Иначе говоря, вошёл в политическую элиту огромной, самой большой в мире страны. Страны, которая предоставляла и предоставляет равные возможности всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания, богатства и прочих факторов.
«Гальвас Генрих Генрихович. Поселянин-собственник деревни Борлак (ныне село Краснодольное Джанкойского района) Таврической губернии», - читаем мы в скупой думской справке. Этапы карьеры: 1873-1889 годы - сельский писарь, 1889-1893 - сельский староста, 1894-1897 - председатель Тотанайского (ныне село Уютное Нижнегорского района) волостного суда Перекопского уезда. И, наконец, депутат Государственной Думы Российской Империи третьего созыва.
Едва ли сегодня кто-нибудь в Краснодольном или Уютном знает о том, что сто с лишним лет тому назад их односельчанин был депутатом Государственной Думы Российской Империи.
Другой выдающийся этнический немец - строитель российского Крыма - Владимир Карлович Винберг. В 1861 году, после окончания петербургского Корпуса лесничих, Винберга направили на работу в Ялту, где он вскоре женился, вышел в отставку и, поселившись в небольшом имении «Саяны» на территории нынешнего Малого Маяка, полностью отдался делу местного самоуправления.
Крымчане обязаны этому общественному деятелю очень многим - например, именно по инициативе председателя Таврической земской управы Винберга была учреждена Сакская грязелечебница, приобретшая впоследствии всероссийскую известность. Он же стоял у истоков создания библиотеки «Таврика» - главной краеведческой библиотеки Крыма.
В 1881 году Владимир Винберг предложил обратиться к только что вступившему на престол императору Александру III с просьбой о введении в России Конституции. Этот факт, как, наверное, в ещё большей степени его симпатии к народовольцам, привели к тому, что Винберг впал в немилость и даже провёл полтора месяца в симферопольской тюрьме.
К активной общественной деятельности Владимир Карлович смог вернуться только в начале ХХ века. В 1903 году ялтинцы выбрали его председателем городской земской управы, которую он возглавлял на протяжении девяти лет. За это время городское земство стало одним из лучших не только в Крыму, но и во всей огромной России - Ялта превращалась в главный курорт страны, летнюю столицу Империи.
«Ялтинские жители, проходя мимо управского здания в 11-12 часов вечера, постоянно видели в светящемся окне седую голову старика, склонённую над ворохом бумаг, - писал известный крымский литератор и общественный деятель Сергей Елпатьевский. - Работал Владимир Карлович не менее двеннадцати часов в сутки, часто отдавая работе и значительную часть воскресного отдыха».
В 1912 году ялтинцы единогласно избрали Винберга депутатом Государственной Думы. Там Владимир Карлович работал до 1917 года, а затем вернулся в родное имение, где у него часто бывал выдающийся русский учёный Владимир Иванович Вернадский, именем которого сегодня называется главный вуз полуострова - Крымский федеральный университет.
После установления Советской власти в Крыму имение Винберга экспроприировали, а его самого приговорили к расстрелу. Спасло Владимира Карловича заступничество простых ялтинцев. На базе бывшего имения был создан совхоз, а Винберга выбрали управляющим. Однако, увы, ужиться с новой властью он всё-таки не смог. Вскоре его арестовали вновь. Окончания следствия 84-летний «неблагонадёжный» бывший депутат Госдумы не дождался: умер от свирепствовавшего в тюрьме сыпного тифа.
Имена Генриха Гальваса и Владимира Винберга стоят в одном ряду с именами героя первой обороны Севастополя Эдуарда Тотлебена, писателя Дениса Фонвизина, декабристов Вильгельма Кюхельбекера и Павла Пестеля, мореплавателей Иоганна Крузенштерна и Фаддея Беллинсгаузена, художника Карла Брюллова, пианиста Святослава Рихтера, естествоиспытателя Петера-Симона Палласа, исследователя истории Крыма Петра Кеппена и многих других выдающихся этнических немцев, верой и правдой служивших великой многонациональной России.
Крымчане в Госдуме - Владимир Винберг (слева) и Генрих Гальвас.
Александр Мащенко.