«Виват, Россия!»

23 Апрель 2016 462
Швабрин - Александр Кольцов (слева) и Гринёв - Евгений Петиш.
Швабрин - Александр Кольцов (слева) и Гринёв - Евгений Петиш.

Известие о том, что к нам едет Московский государственный музыкальный театр «На Басманной», воодушевило крымских театралов, о чём свидетельствуют полные залы Музыкального театра и Севастопольского имени Луначарского.

Трудно найти любителя театрального искусства, который не был бы наслышан о ярких, оригинальных постановках этого коллектива. Классические произведения ставят здесь так, что на них идут зрители не только столичные, не только в разных регионах России, но и в Литве, Эстонии, Израиле, на Кипре. А всё потому, что в них высокая сценическая культура, чёткое следование авторской идее, бережное отношение к литературной основе, к деталям и образам произведения.
Не исключение - рок-опера «Капитанская дочка» по повести Александра Сергеевича Пушкина. Произведение сложное для сценической передачи вообще, а уж в музыкальном жанре и подавно. Главная тема его определяется немодным нынче словом «патриотизм»: преданность Отечеству, которую не сломить смертельной опасностью, предательством и наветами. Произведение оптимистичное, провозглашающее: настоящая, выдержавшая испытания и несломленная любовь может спасти и вернуть поруганную честь и саму жизнь. И ещё: даже оказавшиеся по разные стороны баррикады при всей своей бескомпромиссности могут сохранять качество, отличающее человека от прочего животного мира, - милосердие. Это ненавязчиво, тонко, с сохранением пушкинских интонаций передаёт спектакль, поставленный художественным руководителем театра, заслуженной артисткой России Жанной Тертерян.
Несмотря на некоторую патетику, без которой трудно обойтись в опере, исполнители ролей Гринёва и Пугачёва Павел Бадрах и Евгений Петиш сумели передать искренние чувства, не перешли за грань, где начинается недостоверность. Мурашки по коже, что называется, когда звучит ария Гринёва перед судом. Мы слышим голос отчаяния, но не обречённости. Мягкий бархатный баритон Павла Бадраха помогает создать образ безудержного бунтаря, вызывающего не только отвращение своей жестокостью, но располагающего к себе проблесками человечности, растерянностью перед не испугавшимися его пленниками. В нём - сила и слабость, удаль молодецкая и неизбывная тоска человека, понимающего, что не взлететь ему орлом к свободе, не видать воли мятежной душе.
Вровень с ними Ирина Елисеева - Маша Миронова, Александр Кольцов - Алексей Швабрин, антагонист Петра Гринёва, Александр Юдин - слуга Гринёва Савельич, Геннадий Землянский - капитан крепости Иван Кузмич Миронов и Ирина Баженова - его жена Василиса Егоровна.
В духе и стиле постановки образ Екатерины II, созданный Анжеликой Зарьевой. За властностью, необходимой для принятия судьбоносных решений для страны, мягкость в отношении к тем, кому нужна конкретная помощь, точный психологический подход к разгадке нутра просителя и сложившейся ситуации.
 Актёры безукоризненно проводят пушкинскую линию той самой всесильной любви, которую не вырвать из сердца не только угрозой гибели, но и самой гибели. Предельно достоверно переданы характеры персонажей, которыми наделил их Пушкин.
Спецэффекты - экран в виде герба России, на который проецируются помогающие вникнуть в происходящее кадры, заметающий сцену снег, - не отвлекают от динамичного, ритмичного действия, которое происходит на фоне лаконичных декораций. Вся сценография подчинена основной теме, доступности её прочтения зрителями искушёнными и не очень.
Художник по костюмам с изысканной простотой стилизовал под XVIII век одежду героев. А балетмейстер придал стильность хореографическим композициям, оригинальным танцам с элементами пантомимы, которые добавляют страстности, энергетики, пронизывающим всё действие.
Конечно, ключевая роль принадлежат композиторам - знаменитому автору мелодий для культовых кинофильмов Андрею Петрову и Ольге Петровой, создавшим мелодии, соответствующие порывам душ пушкинских героев, их характерам. Но есть другая сторона «медали» - голоса, которые должны безукоризненно лечь на музыкальную основу.
И здесь - полное попадание: они подобраны столь гармонично, что дополняют друг друга, сливаясь слаженно и естественно в дуэтах и в общем хоре, а главное - интонационно совпадая с драматической линией актёрской игры. Понятно, почему режиссёр Жанна Тертерян на мой вопрос «Вы подбираете поющих драматических артистов?» ответила: «У нас в труппе - играющие вокальные актёры».
Режиссёр-постановщик так выстроила действие, что у зрителя создаётся ощущение перемещения из дня нынешнего во времена, наполненные «преданьями старины глубокой», и вместе с героями они оказываются в атмосфере борьбы за дело правое и неправое, тревоги, душевных порывов и метаний.
Мощным апофеозом звучит на сцене и в зале в финальной сцене громогласное «Виват, Россия!». Вынесенные на сцену в начале спектакля снежной бурей тёмные бесовские силы окончательно повержены. Торжествует свет. Торжествует справедливость. Этого хотел Пушкин, этого хотим мы.
Подумалось, что финальная сцена «Капитанской дочки» продиктовала выбор театром именно этого спектакля для коротких гастролей в Крыму. Оказалось, это выбор не сиюминутный, продиктованный недавними событиями.
- Как только мы выпустили «Капитанскую дочку», а это произошло 22 декабря 2012 года, артисты дружно сказали: «Вот бы показать этот спектакль в Крыму!» - признался директор театра Юрий Архипов. - Никто тогда и подумать не мог о грандиозных переменах, которые произойдут через два года. Просто для русских людей Крым неразрывно связан с Екатериной Великой, с Пушкиным. И вот теперь на исконно русской земле свободно звучат слова «Виват, Россия!».
Волею судьбы, а не случая крымчане повторяли эти слова вслед за пушкинскими героями накануне 223-й годовщины издания Екатериной II Манифеста «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» - накануне дня, когда в Симферополе освятили место, где когда-то стоял памятник императрице-собирательнице российских земель и где этот величественный монумент будет наконец-то восстановлен.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.