Как реанимировать крымские заводы?

Рынок рынком, а без админресурса не обойтись

23 Сентябрь 2015 441
Техника для села в одном из цехов Симферопольского ремонтно-механического завода.
Техника для села в одном из цехов Симферопольского ремонтно-механического завода.

Крымские машиностроительные предприятия более, чем их собратья с материка, нуждаются в импортозамещении, стремятся использовать не только отечественные станки и другое оборудование, но и запчасти к ним. Ведь с недавних пор парт­нёры из дальнего зарубежья наших производственников, что называется, и за людей не считают. Председатель республиканской ассоциации производителей кормоуборочной и зерноуборочной техники Борис КОПРОВ приводит на этот счёт множество примеров.

Вот один из них. Симферопольское объединение «Пневматика» недавно направило в Германию, в фирму по производству металлообрабатывающих комплексов, уведомление о том, что их детище в Симферополе перестало работать. Проще говоря, комплекс нуждается в сервисном обслуживании.
И вот из Германии пришёл ответ, в котором говорится, что «оборудование, находящееся на оккупированной территории, не подлежит сервисному обслуживанию».
Что делать, каким образом заняться импортозамещением? Председатель правления «Пневматики» Николай Васильев уверяет, что выручит традиционная русская находчивость. Мол, металлообрабатывающий комплекс не будет простаивать из-за подножки, к которой не постыдилась прибегнуть немецкая фирма. Гораздо труднее найти выход из кризисных ситуаций, возникающих в крымской экономике.
Вообще-то очередное заседание ассоциации было посвящено вопросам поддержки сельскохозяйственных предприятий. В течение постсоветского украинского периода в Крыму практически полностью были развалены отрасли по выращиванию и обработке табака, эфиромасличных культур. Мало что осталось в рабочем состоянии из техники по уходу за виноградниками. Тем не менее в центре внимания заседания оказались проблемы, существующие на самих машиностроительных заводах республики.
Мало кто из российских предприятий сравнится с той же «Пневматикой» по уровню качества выпускаемого пневмооборудования. В том числе пневмосистем для открывания и закрывания дверей в троллейбусах и автобусах. Однако это мало кого интересует, кроме самого симферопольского объединения. Во всяком случае ему не удаётся получить доступ к комплектации пневмосистемами троллейбусов и автобусов на стадии их производства и при сервисном обслуживании. Некоторые производственники всё ещё надеются на приобретение импортного пневмооборудования, хотя оно значительно дороже симферопольского, а по качеству ничуть не лучше.
Наконец, «Пневматика» готова обеспечивать пневмооборудованием мирового уровня качества самосвалы «КамАЗ», которые выпускаются в Набережных Челнах. Но предложение симферопольцев остаётся на этот счёт без ответа. Ничего не говорят об инициативах «Пневматики» и в Совете министров Крыма. Ситуация, понятно, непростая. Производители троллейбусов, автобусов находятся далеко от Крыма, к тому же в условиях рыночной экономики напрямую никого не обяжешь покупать ту или иную комплектацию.
И всё же не следует сбрасывать со счетов властный ресурс. Без его использования, без государственной поддержки вряд ли удастся реанимировать, например, Джанкойский машиностроительный завод.
В советские времена это предприятие ежегодно выпускало до 50 тысяч тракторных прицепов, но в украинских реалиях этот показатель постепенно снизился до нуля. Хорошо, что хоть производственные корпуса сохранились…
Четверть века назад завод «Симферопольсельмаш» на 80-90% обеспечивал потребности всей великой страны в режущих частях к зерно­уборочной технике, то есть к комбайнам, жаткам. Оказавшись отрезанным от России, Белоруссии, Казахстана, завод вынужден был резко снизить производство продукции.
В новых российских условиях вновь открылись широчайшие возможности для выпуска режущих частей. Но очень трудно вернуть утраченные позиции на российском рынке. Многие потребители этих самых острых, как бритва, сегментов успели забыть о самом существовании «Симферопольсельмаша».
В этом деле может помочь административный ресурс. Глава Республики Крым Сергей Аксёнов направил письма губернаторам Ростовской и Саратовской областей, а также руководству завода «КамАЗ» с просьбой о помощи ряду крымских машиностроительных предприятий. Конкретно речь идёт о том, чтобы посодействовать возрождению Джанкойского машиностроительного завода, о закупках и использовании изделий объединения «Пневматика» и завода «Симферопольсельмаш».
И всё же, как могут поддержать крымские машиностроители хлеборобов, виноградарей, переработчиков сельхозпродукции? Производственники готовы выполнять даже единичные заказы селян. Так это бывало в прошлом, когда сельхозпредприятия обращались за изготовлением запчастей на симферопольские заводы - ремонтно-механический, авторулей, электротехнический. Такой вариант взаимодействия используется и сейчас на основе тесного общения директоров предприятий в рамках ассоциации. Однако некоторые республиканские министерства настоятельно рекомендуют селянам переходить к размещению заказов по изготовлению серийной техники и запчастей.
Эти советы напоминают юмористическую сентенцию о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Думается, что какая-либо властная структура могла бы позаботиться о сборе, систематизации и размещении на предприятиях соответствующих заявок селян. Это ускорило бы обеспечение их запчастями и новой техникой. Благо что «тонущих» на селе становится меньше. На заседании ассоциации было предложено Министерству сельского хозяйства республики в месячный срок определить потребность сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в сельхозтехнике, запчастях к ней, передать заявки заводам-изготовителям.

Иван ДЬЯКОВ.
Фото автора.