Ключи от номера

Где в Симферополе раньше гостей расселяли

10 Август 2015 480
Гостиница «Петербургская» стала в 1918-м симферопольским «революционным домом».
Гостиница «Петербургская» стала в 1918-м симферопольским «революционным домом».

«Москва», «Таврическая», «Украина», «Спортивная», а ещё «Лермонтов», «Вена», «Луна», «Оскар», «Марсель», солидные номера в гостиницах и отелях, комнатки-однодневки в центре и на окраинах, у вокзала и аэропорта. В столице всегда найдётся место, где отдохнуть усталому путнику, приехавшему в наш город по делам личным или служебным. Конечно, сейчас Симферополь вряд ли может тягаться с приморскими городами Крыма по количеству гостевых покоев, а вот в позапрошлом веке он был самым «гостеприимным» среди городов Таврической губернии.

«Одесса» у «Вороньей слободки»

- Здесь раньше всегда были стаи воронья, - рассказывает историк Игорь Павленко, - потому местные и прозвали участок в районе перекрёстка улиц Чехова и Севастопольской «Вороньей слободкой». Мои бабушка с дедушкой жили на этой улице с детских лет, когда она ещё Кантарной называлась, и рассказывали, что раньше здесь были сразу несколько «приютов для путников». О самом старом вспоминали ещё их предки, поселившиеся в городе почти сразу после его создания, - это был караван-сарай (хан, постоялый двор) на ведущей в Бахчисарай дороге: веранда на деревянных столбах и двухэтажная постройка, на первом этаже которой размещались конюшни, а на втором - небольшие комнатушки. Остатки постройки в середине прошлого века и стали «домом» для воронья, правда, по воспоминаниям старожилов, этих птиц, особенно чёрных воронов, там всегда хватало. Рядом с караван-сараем, где находили приют не очень богатые люди, торговцы, приезжавшие на симферопольский базар (что был в районе нынешних Одесской, а позже - сквера Тренёва), появилась первая в городе «европейская» гостиница (сейчас район улицы Чехова, 2).
Её в первом десятилетии XIX века построил, очевидно, мещанин Филипп Бокариус, во всяком случае, позднее это здание числилось принадлежащим ему. Гостиницу назвал незатейливо «Одесса», вначале здесь не было номеров с «ночёвкой», только комнатки для кратковременного отдыха после «хорошей еды». Известный путешественник Филипп Вигель, посетивший Симферополь в марте 1826 года, писал: «Двухэтажный трактир под громким названием «Одесса» находился на самом рубеже предполагаемой Европы (строящегося Симферополя. - Ред.) и существующей Азии» (существовавшей Ак-Мечети). Трактир постепенно расширялся и уже к 1850 году именовался «Гостиный двор одесского мещанина Филиппа Бокариуса». Кстати, ему принадлежала и гостиница «Золотой якорь» на углу Приютненской (Пушкинской) и Александра Невского, в которой в сентябре 1846 года жили актёр Михаил Щепкин, игравший на сцене нашего театра, и критик Виссарион Белинский, почти неделю проболевший в номере, но потом всё же на прогулке оценивший уникальность нашего города.

На улице Гостиной

В Государственном архиве Республики Крым сохранился отчёт симферопольского городского полицейского управления за 1842 год о состоянии города: «Гостиниц, хорошо устроенных – 2 (тот самый «Гостиный двор одесского мещанина» и «Афинская» (ныне проспект Кирова, 25), в которой в 1925 году в соседних номерах жили драматург Александр Грибоедов и поэт Андрей Муравьёв. - Ред.), до 20 постоялых дворов (или, по азиатскому наименованию, ханов), где простой класс людей, особливо татары, имеют свои во время приезда в город постоянные помещения». Но расширяющемуся городу двух гостиниц уже не хватало, одна за другой появлялись новые: «Биржа», «Сан-Ремо», «Гранд-отель» - даже улицу, где они находились, специально назвали Гостиная (позднее - Салгирная, проспект Кирова). Впрочем, и другие улочки центра гостиницами славились: «Центральная» и «Россия» на Екатерининской (сейчас - Карла Маркса), «Северная» на Гоголевской, «Троицкая», «Палермо» - на Севастопольской, «Эрмитаж» и «Большая Московская» на Малобазарной (Некрасова), «Крымская» на улице Фонтанной (Сергеева-Ценского), «Бристоль» на Долгоруковской, «Метрополь» и «Петербургская» - на Приютненской.
- Кстати, «Петербургской» Франца Шнейдера (на её месте сейчас дом №2 на улице Пушкинской) суждено было стать «революционным домом», - продолжает историк. - В январе 1918 года здесь разместился Симферопольский революционный комитет, и когда 13 января красногвардейцам удалось сломить сопротивление контрреволюционеров, ревком из «Петербургской», которую спешно переименовали в «Петроградскую», выпустил воззвание к трудящимся Симферополя и Таврической губернии: «Великий переворот совершился. Симферополь - центр Таврической губернии - присоединился к рабоче-крестьянской власти великой российской Советской республики». Через год революционной стала уже другая гостиница - «Европейская», что находилась неподалёку - в апреле 1919 года в ней расположился штаб Первой Заднепровской дивизии Павла Дыбенко, сформированной из партизанских и повстанческих отрядов Северной Таврии.
Гостиница «Европейская» появилась на месте «Золотого якоря»: вначале это было обычное двухэтажное здание, но «с балконом, который украшали пальмы в кадушках», потом перестроили, расширили, дом стал трёхэтажным, протянувшимся до улицы Гостиной.
«В «Европейской» гостинице - 75 салонов и номеров. Полный комфорт. Электрическое освещение, центральное отопление. Ванны. Лифт. Помещения для экипажей и лошадей. Гараж. Роскошный ресторан-столовая, кабинеты, образцовая кухня», писали о новом приюте для богатых туристов в рекламе 1913 года. В 1919-м эту элитную гостиницу заняли партизаны, а с 1921 года над зданием появилась пятиконечная красная звезда: Симферополь стал столицей Крымской АССР, здесь почти на 15 лет расположился Центральный исполнительный комитет республики. Потом здание, правда, вернули гостям города, но в Великую Отечественную «Европейская» подверглась разграблению. А в 1944-м фашисты и вовсе уничтожили гостиницу. После освобождения Симферополя возрождать гостиницу не стали, разбив на её месте сквер, в 1968-м названный в честь Павла Дыбенко.
А гостиница под именем «Европейская» возродилась в Симферополе уже в наши дни - на улице Петропавловской (Октябрьской). «Европейская», «Виктория», «Валенсия», «Таврическая», «Москва» - в крымской столице в XXI веке теперь иные «гостеприимные домики», в которых усталые путники, приехавшие в город по личным или служебным делам, просят ключ от номера.

«Европейская» была лучшей гостиницей в Симферополе.

Фото с сайта www.simfion.ru

Наталья ПУПКОВА.