Константин Бахарев: Законы пишем для людей, а не для статистики

9 Июль 2015 519
Первый вице-спикер подвёл итоги работы парламента.
Первый вице-спикер подвёл итоги работы парламента. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Крымский парламент завершил очередной сессионный период, который продолжался с февраля по июнь. Об основных итогах законотворческой работы депутатов нашей газете рассказал первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Константин БАХАРЕВ.

- Константин Михайлович, с каким багажом депутаты Госсовета разошлись на парламентские каникулы?

- Судите сами: за пять месяцев Государственный Совет принял шестьдесят законов и около двухсот постановлений - по этому показателю мы намного опережаем парламенты других субъектов Российской Федерации. Понятно, что в условиях, в которых находится наша республика, по-другому и быть не может: жизнь требует чёткой, оперативной законодательной реакции на события. Поэтому депутаты продолжают, как и весь прошлый год, работать в режиме повышенной мобилизации.

- Но, как известно, количество не всегда переходит в качество…

- Качество нашей работы определяется одним простым критерием: насколько принимаемые Государственным Советом законы способствуют улучшению жизни крымчан, решению их насущных проблем. Мы пишем законы для людей, а не для статистики. Хочу подчеркнуть, что наша работа не ограничивается подготовкой проектов законов. Мы внимательно отслеживаем, как они работают после вступления в силу, в полной ли мере защищают интересы граждан. Если выясняется, что мы что-то упустили, оперативно вносим необходимые изменения.

- Республика Крым как субъект федерации обладает большими полномочиями в законодательной сфере. Означает ли это, что большинство проблем можно решить путём принятия Госсоветом соответствующего закона? К примеру, читатели, проживающие в сельской местности, жалуются на то, что за каждой справкой теперь надо ехать в райцентр, хотя раньше их выдавали сельсоветы…

- Мы пытаемся максимально упростить процедуру оказания государственных и муниципальных услуг населению. К примеру, недавно приняли закон, которым урегулировали вопрос по ведению первичного воинского учёта на местах. Крымчанам теперь не нужно ехать в район, чтобы стать на учёт или сняться с него. В то же время передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления требует внесения изменений в федеральное законодательство. Это касается, например, осуществления нотариальных действий администрациями городских округов. Сегодня мы совместно с коллегами в Совете Федерации ищем пути решения этого и других вопросов. Ведётся работа по созданию в городах и районах Крыма многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг - это также поможет снять остроту проблемы.

- Какие законы из принятых Госсоветом в этом году вы отметили бы как наиболее значимые?

- Если смотреть с точки зрения рядовых граждан, то наибольшую значимость имеют законы, регулирующие вопросы социальной защиты. Изначально наша законотворческая работа в этой сфере была направлена на то, чтобы сохранить весь объём социальных льгот, который был предусмотрен украинским законодательством. Как сказал президент, «люди ничего не должны потерять» - это базовый принцип. Но мы пошли дальше и в феврале этого года приняли закон, которым расширили перечень категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку. В частности, бывшие несовершеннолетние узники фашизма получили право на ежемесячную денежную выплату, а также на скидку в размере пятидесяти процентов по оплате коммунальных услуг и ряд других льгот. Кроме того, в перечень льготников включены члены семей погибших (умерших, пропавших без вести) военнослужащих, партизан, инвалидов войны, участников боевых действий. Или другой пример: Госсовет в июне принял закон, устанавливающий меры социальной поддержки в сфере отдыха детей и их оздоровления путём частичной или полной оплаты стоимости путёвок в лагеря, санатории и пансионаты. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и требующие социального внимания и поддержки, а также дети, нуждающиеся в особых условиях оздоровления. Хочу подчеркнуть, что в данном случае речь идёт исключительно об оздоровительных организациях, расположенных на территории Крыма. Таким образом, мы поддерживаем ещё и нашу курортную сферу.

- Все ли законы принимаются депутатами одинаково легко, без  обсуждений и споров?

- Далеко не все. К примеру, мы с прошлого года не могли принять закон «Об образовании». Дискуссии велись в основном вокруг вопроса об изучении языков в образовательных организациях. Некоторые коллеги по депутатскому корпусу и представители общественности предлагали включить в текст законопроекта положение об обязательном изучении всех государственных языков Республики Крым, включая украинский и крымскотатарский. Их оппоненты настаивали на том, что это противоречит федеральному законодательству, которое закрепляет свободный выбор обучающимися как языка обу­чения, так и возможности изучения родного языка. Обязательным является изучение только государственного языка Российской Федерации - русского.

- А какой точки зрения придерживаетесь лично вы?

- Той, которая получила отражение в окончательной редакции закона. Крым - не национальная республика, а русский язык на его территории является не только государственным, но и родным для подавляющего большинства граждан. Не будем забывать также о том, что последние два десятилетия крымчане подвергались языковой дискриминации, когда им навязывалось обязательное изучение неродного языка. Зачем возвращаться к этой порочной практике? На мой взгляд, это противоречит не только федеральному законодательству, но и здравому смыслу.

- Складывается впечатление, что крымчанам недостаточно разъясняют суть принимаемых депутатами законов. Скажем, читатели обращаются с вопросом, правда ли, что в Крыму запретили гадание? Начинаем разбираться - всё совсем не так…

- Насколько я понимаю, вопрос вызван принятием закона «Об административных правонарушениях в Республике Крым», который, в частности, устанавливает административную ответственность за приставание к гражданам в общественных местах с целью купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом. Разновидностью данного правонарушения являются гадание и попрошайничество. В этом случае штраф может составить до тысячи рублей, но, повторюсь, речь идёт исключительно об общественных местах. Уверен, крымчане нас в этом поддержат, как и в отношении нарушителей тишины и покоя граждан в ночное время - любителей постучать молотком или посверлить дрелью у себя в квартире после полуночи, а также владельцев баров в жилых микрорайонах, где по ночам устраивают шумные дискотеки. В соответствии с принятым нами законом такие действия влекут за собой штраф: для физических лиц - до тысячи рублей, для юридических - до пяти тысяч. Принцип один: мешаешь спать людям - будь готов раскошелиться!

- Это всё творчество крымских депутатов, или вы использовали опыт ваших коллег из других регионов России?

- В большинстве случаев это наработанная другими субъектами федерации практика, которую мы распространили на Крым, но в законе об административных правонарушениях есть и нормотворческие новации. Например, санкции за розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, а также в школах, больницах, спортивных заведениях. Штрафы для нарушителей большие: для физических лиц - до десяти тысяч рублей, для юридических - до семидесяти тысяч. А вот продажу энергетиков с содержанием алкоголя решили вообще запретить. Мы сознательно пошли на эти ограничения, поскольку понимаем, что здоровье наших детей важнее прибыли коммерсантов.

- Похоже, это тот случай, когда депутатам при подготовке законопроекта приходилось тщательно взвешивать все «за» и «против». Всегда ли вы заранее просчитываете социальный эффект от принимаемых законов?

- Безусловно, мы пытаемся это делать, поскольку законы, которые не приносят осязаемой пользы обществу, не имеют никакой ценности. Все они должны отвечать актуальным потребностям наших граждан. На это и нацелена наша работа.

Беседовал