Пять вопросов победителям

17 Март 2015 886
Они привели нас домой - в Россию.
Они привели нас домой - в Россию. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В эти дни не только весь Крым, но и вся Россия отмечает годовщину исторических событий, равных которым в жизни каждого из нас не было и, скорее всего, уже не будет. Вспоминая прошлое и заглядывая в будущее, мы задали пять простых вопросов двум главным героям «Крымской весны» - главе Республики Крым, председателю Совета министров РК Сергею АКСЁНОВУ и председателю Государственного Совета Республики Крым Владимиру КОНСТАНТИНОВУ.

- Что вы считаете главным достижением года (после «Крымской весны»)?

Владимир Константинов:
- Конечно, всё то, что мы делали, возвращая Крым на Родину и интегрируясь в Россию, - это само по себе стрессовая ситуация. После того как мы долгие годы находились в одной политико-правовой системе, в одночасье сменить её на другую - в мировой практике такое, наверное, встречалось только в средние века. Сложно назвать сферу, которой бы не коснулись кардинальные изменения. Вполне мог произойти полный коллапс всей жизнедеятельности Крыма, как это происходило в 90-е годы после развала Советского Союза. Мы понимали эту опасность, и поэтому задача, которая стояла перед нашей командой, заключалась в том, чтобы сохранить все прежние достижения и адаптировать Крым к новым условиям с минимальными потерями для людей, для предприятий и для организаций. Вот в этом смысле всё прошло успешно. Несмотря на то, что постоянно возникали проблемы. Началось с казначейства и банковской системы. Вы помните, как первое время она вообще отсутствовала как таковая. Удалось достаточно быстро её заново сформировать, обеспечить выплату зарплаты бюджетникам по российским стандартам. Напряжение всей команды было колоссальным, но всё-таки получилось запустить финансовую систему без особых сбоев. Но, конечно, надо отметить, что совершенно уникальную помощь нам оказали федеральные институты и регионы России.
Ещё один ключевой вопрос - смена политических институтов в Крыму. Всё ведь было украинское - партии украинские, выборы по украинским законам. Нужно было всё это менять. К этому и люди нас подталкивали. Крымчане не хотели жить в старой системе. Это как ремонт в доме - если уж начал, то делай побыстрее, не откладывай. Поэтому мы пошли на досрочные выборы. Мы с Сергеем Аксёновым объездили за короткий период весь Крым, поговорили с людьми, провели тысячи встреч и таким образом ещё раз «сверили часы» с нашими избирателями, получили общественный запрос на то, что должна делать власть, на чём сосредоточить свои усилия. Это было очень важно для нас. И люди поняли и поверили, что о них не забудут опять, как это бывало в прежние времена - до следующих выборов.

Сергей Аксёнов:

- Крым живёт мирной жизнью и развивается как полноправный российский регион. Это главное достижение. Несмотря на санкции, водную и транспортную блокаду, сложности переходного периода, социальная сфера рес­публики вышла на качественно новый уровень. Выросли пенсии, зарплаты бюджетников, сохранены все социальные гарантии и льготы. Крымчане впервые за многие годы получили возможность пользоваться действительно бесплатной медициной. Даже с учётом всех наших проблем, с учётом роста цен уровень жизни населения в целом по Крыму повысился. Это особенно заметно, если мы посмотрим на регионы Украины, даже те, в которых нет войны. Это к вопросу, от чего и почему мы ушли.
За год произошли колоссальные изменения во всех без исключения сферах жизни республики. Завершён переход в правовое поле Российской Федерации, принята Конституция Крыма. Кстати, 11 апреля мы отметим годовщину этого события. Крымчане в ходе свободных и демократических выборов избрали все органы власти республики - от муниципальных до Государственного Совета.
С нуля создана финансовая система. Утверждена и действует Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Начинается реализация проекта строительства перехода через Керченский пролив и модернизация всей транспортной инфраструктуры нашего полуострова. В апреле начнётся экспертиза проектов прокладки высоковольтного кабеля с Кубани в Крым, состоялось общественное обсуждение проекта строительства современной теплоэлектростанции в селе Трудовом Симферопольского района. Несмотря на мрачные прогнозы, в прошлом году наш полуостров посетили
4 миллиона отдыхающих. Крымские аграрии собрали хороший урожай. Я бы сказал, что за минувший год крымчане совершили настоящий трудовой и гражданский подвиг. Хочу поблагодарить моих земляков за самоотверженный труд, поддержку и понимание.
Наша задача на ближайшую пятилетку - превратить Крым в самодостаточный регион России. Уверен, всё у нас получится.

- В чём была самая большая неудача или самое большое разочарование переходного периода?

Владимир Константинов:
- Если говорить обо мне, о том, как нам это виделось, то у нас всё получилось более чем успешно!
И само проведение референдума и после него. Я вам просто пример приведу. Никаких экономических условий мы вообще не имели. Главное было спасти Крым от разгрома, от того хаоса, который фактически надвигался на полуостров. И мы это сделали! Но когда мы узнали, что теперь будут российские стандарты - пенсии, заработная плата, колоссальные объёмы финансирования, чтобы подтянуть всю социальную сферу и нашу инфраструктуру хотя бы до среднероссийского уровня, - то, конечно, это было приятной неожиданностью для нас.
А вот разочарование…То, чего мы не предполагали - это, конечно, поведение самой Украины и отношение самого украинского народа к этим событиям. Вот это, конечно, меня лично очень разочаровало и неприятный осадок в душе оставило, потому что крымчане очень много усилий приложили и для развития украинского государства, а потом, в конце концов, и для защиты его. Именно крымчане погибли в Киеве, защищая украинскую государственность. А взамен мы получили колоссальный объём ненависти на бытовом уровне. Американская технология «промывания мозгов» - этот шквал лжи и дезинформации - всё-таки сработала. Даже на семейном уровне произошёл раскол между людьми. И это было самое большое чисто человеческое разочарование. Мы предполагали, что команда, которая свергла Януковича, и сломала всю украинскую государственность. Украина как государство всегда была неустойчивой, но то, что стало происходить в прошлом году, оказалось уже за пределами понимания. Даже после «цветной революции» 2004-го, приведшей к власти Ющенко, который пришёл к власти с помощью американских технологий, стал насаждать бандеровскую идеологию и ушёл с позором, у киевской власти ещё был какой-то барьер, который они не переступали. Но когда примерно с весны 2013 года стали происходить события, которые уже не вписывались даже в типично украинский порядок вещей, мы поняли, что последствия будут катастрофическими. Вы помните наши первые антифашистские митинги в начале лета, как мы создавали Антифашистский фронт? Мы провели тысячи встреч, крымчане нас поддерживали. А в прошлом году ситуация на Украине стала уже необратимой. Мы понимали, что Киев - не Лондон и украинцы не будут ходить с плакатами «Крымчане, мы вас любим», как это было в Великобритании во время референдума в Шотландии, но что нам начнут перекрывать воду и отключать электроэнергию, заблокируют дороги, всё-таки не предполагали. И почему-то мы не услышали мнения Венецианской комиссии относительно закона об оккупированных территориях и ему подобных.
Что касается внутрикрымских проблем, то главное разочарование в том, что в результате «блокады» мы потеряли целый сектор экономики - транспортный. Был нанесён серьёзный удар по курортной сфере. Мы не предполагали, что Украина начнёт действовать во вред не только нам, но и собственным гражданам - перекрывать железнодорожное сообщение, минировать мосты и так далее. Но мы уже прошли стрессовую закалку. Сегодня крымские чиновники работают с двойной-тройной нагрузкой в сравнении с коллегами из других регионов России. Сегодня всем понятно, что период адаптации будет непростым, но мы справимся.
Сергей Аксёнов:
- Есть определённое разочарование в профессиональных качествах конкретных чиновников.
В результате проблемы возникают буквально на пустом месте, как, например, в ситуации с «Крымтроллейбусом», когда людям задержали зарплату.
Нам пока не удалось изжить коррупцию. Мы видим, что некоторые бизнесмены наживаются за счёт необоснованного повышения цен, что усиливает социальное напряжение.
Кроме того, всё-таки хотелось бы видеть большую активность и независимость отечественного бизнеса.

- Каковы главные проблемы Крыма сегодня, решать которые нужно не в Москве, а здесь, на региональном уровне?

Владимир Константинов:

- Сейчас нельзя выбирать, какая из проблем важная, а какая - менее важная. Крым - территория приоритетного развития. Мы в такой ситуации ещё никогда не были. Приоритетное развитие - это быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности - строительство школ, детсадов, дорог, создание новых рабочих мест. То есть колоссальный объём одновременно решаемых задач. Когда мы жили в Крыму, условно говоря, «образца 2013 года», мы выбирали одну приоритетную задачу года (например, модернизировать систему дошкольного образования), а всё остальное делалось в обычном порядке. Сейчас мы решаем десятки приоритетных задач.

Сергей Аксёнов:
- Прежде всего - это повышение качества управления. Оно во многом зависит от правовой грамотности должностных лиц, от уровня их ответственности. Нам нужен эффективный общественный контроль, общественная экспертиза управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти. У нас налажено конструктивное взаимодействие со многими общественными структурами - Общественной палатой, Крымским отделением Общероссийского народного фронта, рядом других организаций. Мы готовы и дальше работать в этом направлении.

Владимир Константинов:
- В реальном секторе экономики мы потеряли часть объёма вследствие действий Украины и санкций Запада, это объективно. И сейчас нужно всё это восполнить. В настоящее время уровень развития нашей экономики не соответствует тому объёму денежной массы, которая находится на полуострове. Но хорошая новость в том, что нам удалось сохранить все производственные мощности и избежать остановки предприятий. Эта опасность была вполне реальной во втором-третьем квартале прошлого года. У нас хорошие перспективы в развитии сельского хозяйства, туризма, об этом говорит большое количество инвесторов, которые приходят к нам уже сейчас. Но нам нужны крупные промышленные предприятия и их развитие - в этом направлении тоже ведётся активная работа.

- Ни для кого не секрет, что у российского Крыма много врагов. И не только внешних, но и внутренних. Есть случаи саботажа на местах?

Владимир Константинов
- Никакого организованного сопротивления, безусловно, нет. Хотя процесс формирования нового российского Крыма идёт очень болезненно, здесь нет идеологической подоплёки. Причина такой болезненности - человеческий фактор. Меняется привычный образ чиновника. Несколькими поколениями власть рассматривалась как способ заработать. Кто такой «успешный человек», который ездит на дорогой машине, лечится за границей и дети которого учатся за границей? Правильно, чиновник!
И чем выше его пост, тем больше он может себе позволить. В последние годы это приобрело брутальные формы, никто уже особенно не стеснялся. Конечно, молодёжь со школьной скамьи мечтает стать в основном чиновниками. В украинском Крыму никто не хотел стать военнослужащим, не хотел что-то производить, создавать. Хотели стать прокурорами, судьями, чтобы контролировать и брать взятки. Год за годом сформировался такой мировоззренческий уклад - плохой и порочный, но к нему стали привыкать. Хочешь решить вопрос - заплати. Это - тяжелейшее хроническое заболевание нашего общества. С одной стороны, все возмущаются, а с другой - сами этот уклад и поддерживают. Потому что когда мы видим, как на Украину приезжает грузинский специалист на зарплату в 2 тысячи гривен, - сразу понятно, зачем он туда приехал. Сейчас этот порочный круг, слава богу, начинает разрываться.

Сергей Аксёнов:
- Явного и умышленного саботажа нет. Этого не допустит ни власть, ни общество. Есть неподготовленные, непрофессиональные чиновники, есть просто лентяи, которые не хотят и не умеют работать в новых условиях. Некоторые должностные лица просто не справляются с огромным объёмом работы, который на них свалился, они к такому не привыкли. К тому же на протяжении многих лет кадры подбирались по признакам кумовства, землячества, личной преданности. Сломать сложившуюся систему в одночасье трудно. Но процесс обновления кадров идёт постоянно, это не кампанейщина, а системная работа.

Владимир Константинов:
- Мы не можем сразу поменять людей, сделать их другими. Самое главное, что мне и Сергею Аксёнову на многочисленных примерах удалось показать, что подходы мы меняем. Приходи и работай, зарплата хорошая, и мы будем добиваться, чтобы чиновники получали ещё больше, но это - весь твой доход. Устраивает? Мы тебе будем помогать, учить, поддерживать. Но работай за зарплату. И за этим будем жесточайшим образом следить.

- Как лично вы планируете провести день 16 марта?

Сергей Аксёнов:
- День будет заполнен торжественными мероприятиями и встречами. Но, конечно, постараюсь найти время, чтобы отметить праздник в кругу друзей и близких.

Владимир Константинов:
- Праздновать мы уже, по сути дела, начали. Наш сегодняшний разговор тоже происходит в преддверии годовщины самых важных для нас всех событий. Чем больше мы вспоминаем «Крымскую весну», тем больше убеждаемся в своей правоте и тем больше удивляемся уникальности и величию народного крымского характера, когда люди не сговариваясь в едином порыве совершили этот Поступок! Я много в жизни всего видел, но 16 марта 2014 года я не забуду никогда!
В моей жизни такое было впервые. Здесь, в здании Госсовета, потому что именно отсюда начинался крымский протест и путь на Родину, мы с друзьями и коллегами будем вспоминать, благодарить, награждать... Я вообще считаю, что наступит день, когда мы всех крымчан наградим - каждого, кто принимал участие в референдуме.

Вопросы главным героям «Крымской весны» задавал

Николай ФИЛИППОВ.