Незабытая история

2 Март 2015 742
Они заплатили жизнью за наше возвращение домой.
Они заплатили жизнью за наше возвращение домой.

Главным политическим итогом уходящей недели стали последствия событий годичной давности. Сегодня мы все вспоминаем сообща сделанное тогда и пожинаем плоды незавершённого. Удобно во всех сегодняшних неприятностях обвинить власть. Да, и правду сказать, она того заслуживает. Но разве не мы сами год назад доверили этим людям вести нас курсом к родным российским берегам, а потом ещё и подтвердили своё решение на сентябрьских выборах? Преемственность подчёркивается ещё и совпадением: очередное заседание сессии Госсовета Крыма прошло 27 февраля - ровно через год после первого заседания Верховного Совета автономии, проходившего под охраной «вежливых людей». Как бы ни хотелось некоторым депутатам, не вполне отвыкшим от «бело-голубых» замашек, забыть о тех, кто стоял снаружи, как бы ни хотелось «незамаранным» властью общественным активистам снять с себя ответственность за нынешних депутатов, но год назад ответственность за судьбу Крыма и свою собственную мы принимали на себя вместе.

25 февраля группой крымских экспертов, общественников и журналистов был организован сбор подписей под обращением к крымскому парламенту с требованием перед лицом нависшей над полуостровом в результате государственного переворота в Киеве опасности вернуть Конституцию от 6 мая 1992 года и назначить референдум о статусе Крыма.
Обращение осталось в истории под именем «Письма 15-ти» - по количеству подписантов. Из официальной истории возвращения Крыма этот факт постарались как можно быстрее вычеркнуть, но свою роль «письмо» сыграло. Число неравнодушных крымчан, поддержавших эти требования утром, измерялось десятками, а после полудня - тысячами.
К собравшимся вышел глава парламента Владимир Константинов и пообещал провести на следующий день сессию Верховного Совета. Люди оставались дежурить под зданием до позднего вечера. Провокаторы подбивали пойти на штурм, но добиться успеха им, по счастью, не удалось. Между президиумом Верховного Совета и правительством, находившимся под контролем «макеевских», в те дни назревали нешуточные разногласия.
Исполнительная власть во главе с Анатолием Могилёвым пыталась договориться с победившей в Киеве хунтой. А депутаты начинали понимать, что их готовятся «слить».
Председатель нелегального меджлиса Рефат Чубаров вечером объявил «всекрымскую мобилизацию». По иронии судьбы, меджлис в этот раз выступал в защиту своего «врага» - главы правительства Анатолия Могилёва, который стремился передать полуостров под власть киевской хунты по возможности бескровно. На помощь России Могилёв не рассчитывал, а гражданская активность крымчан лишь мешала его планам.
Трагически прекрасной для Крыма стала дата 26 февраля. В этот день от рук нацистских боевиков под стенами Верховного Совета тогда ещё Автономной Республики Крым погибли Игорь Постный и Валентина Даниловна Коренева.
В этот день властям украинской автономии стало ясно, что заявления, протесты и увещевания больше не работают и пришла пора принимать историческое решение.
Само столкновение под Верховным Советом не было настоящим межэтническим конфликтом, но, по замыслам организаторов, могло, а возможно, и должно было (это предстоит выяснить следствию) им стать. Народному ополчению была дана команда не применять силу и «спецсредства», а большинство крымских татар, спешно свезённых в Симферополь к зданию парламента, даже не знали точно, против чего именно они должны протестовать. Но были и те, кто точно знал свою задачу. Сегодня их действия изу­чают следственные органы.
В ходе столкновения боевики меджлиса, выступавшие под руководством прикомандированных с киевского майдана инструкторов «Правого сектора», выломали дверь и проникли в здание, чтобы запугать находившихся там депутатов, которых уже вовсю «обрабатывали» бывавший второй секретарь Крымского обкома комсомола и главный крымский «бютовец» Андрей Сенченко, бывший сотрудник Госархива Латвийской ССР, председатель нелегального меджлиса Рефат Чубаров и бывший радиожурналист, раритетный крымский «руховец» Леонид Пилунский.
Сенченко собирался возглавить правительство, председателю нелегального меджлиса Чубарову и главе «Русского единства» Сергею Аксёнову (при условии послушания) предлагались вице-премьерские посты. Треть будущего правительства намеревались сформировать из «бютовцев», треть - из меджлисовцев, а треть «щедро» предлагали русским - в обмен на признание себя меньшинством и полное подчинение. Прогнувшиеся под киевскую хунту Могилёв и «макеевские» не были нужны уже никому.
А на площади перед входом продолжались столкновения. Меджлисовцы, исламисты и «правосеки» бросали в лицо оппонентам битое стекло и баллончики с газом, кололи «пиками». Точного количества раненых сегодня не может назвать никто. Одного из пострадавших врачам удалось реанимировать, но спасти Игоря Постного медикам, несмотря на все усилия, так и не удалось, а у Валентины Кореневой была разорвана селезёнка…
Захвата здания не произошло, межнациональный конфликт не разгорелся, но часть депутатов от участия в заседании уклонилась, и сессия была сорвана.
- Это были привнесённая технология и попытка устроить масштабную провокацию, которая могла бы сделать власть в Крыму нелегитимной. Создать прецеденты насильственного смещения власти - такая была главная цель у исполнителей, - подчеркнул спикер Владимир Константинов, выступая на церемонии открытия памятной доски.
Память павших крымские депутаты, казаки, бойцы народного ополчения и просто горожане почтили минутой молчания. Но сама надпись на мемориальной доске несколько удивляет своей «политкорректностью»: на ней не только нет имён погибших, но даже не говорится о том, какому именно «переломному событию» она посвящена. Впрочем, можно догадаться, что авторами текста были именно те, кому только 26-го февраля, наконец, «стало понятно», что их вот-вот придут убивать, и переломное событие произошло в их высокосановитых головах, но из свойственной героям скромности они об этом благородно умолчали.
Портреты Валентины Кореневой и Игоря Постного участники событий принесли с собой, а благодарные крымчане зажгли свечи в память о первых павших за Крым без нацизма.
Появление «вежливых людей» в ночь на 27 февраля расставило всё по своим местам. Депутаты приступили к работе и отправили правительство Могилёва в отставку. Сдача полуострова Киеву не состоялась.
Но о возвращении в Россию ещё несколько дней можно было только мечтать.
- Год назад Крым стоял на грани межнационального конфликта с неизвестными последствиями. Торговцы своим народом на известной всем площади довели ситуацию до предела. Однако дальнейшие неожиданные события остановили раскрутку кровавого сценария, - констатирует политолог Николай Кузьмин. - Сегодня у нас на страже мира, как и в любой другой цивилизованной стране, стоят право и правоохранители.
«Учитывая текущую обстановку, обращаю внимание на высокую вероятность попыток «раскачать лодку» межнациональных отношений в Крыму, - цитирует ТАСС высказывание руководителя администрации президента России Сергея Иванова на заседании коллегии Следственного комитета РФ. - Ваша прямая задача - противостоять любым подобным поползновениям, расследовать такие преступления оперативно и качественно, не упуская ни одной детали. Выявлять весь круг подозреваемых - от организаторов и заказчиков до соучастников и пособников».
Это - хорошее напоминание тем, кто сегодня пытается представить меджлис субъектом политики и встроить эту управляемую из-за рубежа экстремистскую организацию в новую российскую реальность.
Это - далеко не единственный вызов российскому Крыму. Ещё ничего не кончилось. Но мы уже год назад осознали, что способны побеждать. А это дорогого стоит.

Николай ФИЛИППОВ.