Глас вопиющего в пустыне

Студенты КГМУ просят независимости от КФУ в подарок на Новый год

18 Декабрь 2014 781
Студенческий митинг.
Студенческий митинг. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Уже почти полгода студенты Крымского медицинского университета имени Георгиевского митингуют под стенами альма-матер в бесплодных попытках отстоять свою самостоятельность. Весь коллектив единственного медицинского вуза полуострова, от ректора до первокурсников, уверен: вхождение КГМУ в состав Крымского федерального университета для первого станет фатальным. Объективно: университет, может, и выживет, но многие преференции будут безвозвратно утрачены.

Вот чаши весов на первый взгляд: на одной из них - высшее учебное заведение, существующее 83 года, бывшее одним из лучших во времена СССР, остававшееся на вершине рейтинга вузов Украины, признанное на международном уровне, воспитавшее не одно поколение талантливых исследователей и известных во всём мире врачей; на другой - медицинская академия в составе нового, ещё не сформировавшегося и формально никому не известного федерального университета, во многих смыслах экспериментального проекта. При детальном разборе ситуация кардинально меняет краски.

Радужное начало

С момента вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации Крымский медуниверситет принял много гостей с континента. Приезжали делегации российских врачей, приезжала министр здравоохранения России. Все восхищались, восторгались, пожимали руки. «Нашему вузу было не стыдно вступить в Россию, - говорят преподаватели. - Мы держали марку, оказались достойным вкладом в систему здравоохранения и образования России».
Каково же было разочарование, признаются, когда с началом нового учебного года оказалось, что вуз «просто вписали» в состав созданного на базе Таврического национального университета КФУ.

Не в масть

Лишить вуз самостоятельности - решение во всех смыслах недальновидное, негодует коллектив университета. Попахивает образовательным экспериментом на свеженьком материале. Во-первых, КГМУ стал первым медицинским вузом, включённым в состав федерального. Ни один из ныне фактически существующих федеральных вузов России не имеет в своём составе медицинского университета. Другое дело - научно-исследовательские институты и лаборатории. Многие в этом контексте могут вспомнить хотя бы про открывшийся в мае этого года на базе Казанского федерального университета «Центр медицинской науки». Однако его задачей является научно-исследовательская деятельность и дальнейшие медицинские разработки. Медицинские же симуляторы, направленные в том числе на отработку практических навыков, влетели в копеечку финансирующей компании «Эйдос», Агентству стратегических инициатив и фонду «Сколково». У Крымского федерального университета таких денег пока что нет. Зато - и это немаловажное «во-вторых» - у Крымского медицинского университета всё это время уже была своя практическая база - крымские больницы. Находясь в ведении Министерства здравоохранения, медуниверситет давал глубокую и сильную практическую подготовку своим специалистам именно благодаря ежегодным практикам в больницах. Иными словами, студенты вуза с университетских пелёнок проходили «боевое крещение». Передача медуниверситета под шефство Министерства образования одним росчерком чиновничьего пера лишила вуз клинической базы, а соответственно и возможности воспитывать не только теоретиков и преподавателей медицины, но и практикующих врачей, знакомых с работой не только по учебникам и по слухам, а ещё и на ощупь.

Быть или не быть иностранцам?

С начала учебного года КГМУ покинули около 400 иностранных студентов. Причина всё та же - переход в состав КФУ. И ведь это, увы, не просто каприз людей другой культуры, как очень многие пытаются представить. С ликвидацией КГМУ автоматически исчезает подтверждение диплома медуниверситета Международным образовательным обществом в Лондоне. Купленный, как утверждает ректор КФУ, или честно заработанный, как доказывают в КГМУ, - важно сейчас другое: без лондонского сертификата диплом медуниверситета в других странах и гроша ломаного не стоит. Иными словами: окончил Медицинскую академию КФУ - лечи в России и в Крыму. Стать врачом на родине - в Индии, Нигерии, Египте - ты уже не сможешь.
- КФУ не знают за рубежом.
А КГМУ знают, - отмечает доцент кафедры онкологии Джамал. - Нас всегда хорошо принимают в других странах, потому что у нас диплом КГМУ. Если получить диплом КГМУ, то студенты знают, что приедут домой и будут работать по профессии, без всяких переаттестаций, без дополнительного образования. А что будет с дипломом КФУ, неизвестно. Зачем рушить то, что строилось годами?
От новой аббревиатуры пострадала и принимающая сторона. Как бы ни был болезнен финансовый вопрос, от него никуда не уйдёшь. Простая математика: каждый иностранный студент платит за обучение в КГМУ в среднем 3000 долларов в год. То есть результат простой арифметики: с начала учебного года бюджет вуза уже пострадал на 1200000 долларов. И это официальная статистика. В кулуарах иностранцы перешёптываются: уехало уже более половины иностранных студентов. Оставшиеся пока что надеются на благополучный исход. А между тем, студентов просто засыпают приглашениями из украинских вузов. Мол, переводитесь к нам, зачем вам эта головная боль? Нигериец Саймон признаётся: остался в КГМУ, потому что на Украине, по словам уехавших сокурсников, ничем не лучше.
- Мне друзья сначала писали, что всё хорошо у них, - признаётся он. - А потом вдруг замолчали, больше ничего не говорят об этом. А кто-то говорит, что всё плохо.
Я думаю так: доучусь здесь.
И год не потеряю, и надеюсь, что всё-таки получу тот диплом, за который я платил деньги.
Есть и ещё одна проблема: до конца года все студенты должны написать заявление с просьбой перевести их в КФУ. В случае отсутствия данного документа, студент, а тем более студент-иностранец, автоматически отчисляется из КФУ. Шуруйте, мол, господа хорошие, на все четыре стороны. Повальный отказ и студентов, и преподавателей подписывать подобные документы в случае окончательного причисления КГМУ к КФУ принесёт только новые бюрократические баталии. И ещё не факт, что сработает принцип «всех не исключат!».

Политика vs.Патриотизм

Два митинга за прошлую неделю, учебный процесс сорван - а что поделаешь, когда покушаются на родное и любимое? Попытки иностранцев на ломаном русском сказать, как они любят свой КГМУ, не тронут, пожалуй, только каменное сердце. Или чиновничье. Ведь по существу оба митинга были спровоцированы игнорированием запланированных переговоров со стороны сначала руководства КФУ, которое обещало приехать в понедельник и не приехало, а потом - со стороны депутатов Госдумы. Оба визита не состоялись по причине отсутствия второй стороны. Проректор по стратегическому развитию КГМУ Александра Трушкевич сообщила: руководство КФУ не приехало, когда узнало, что придётся поговорить и со студентами, столпившимися под стенами главного корпуса в ожидании подвижек в деле. Игнорирование «наверху» мнения всего университета - а это без малого пять с половиной тысяч человек - разочаровывает и возмущает.
- Когда перед любым чиновником встаёт возможность получить власть, он всегда вспоминает фразу: власть для народа. Глас народа - глас Божий, - говорит доцент Александр Дьяченко. - Почему же сейчас чиновничий аппарат игнорирует мнение нескольких тысяч?
Преподаватели, наверное, по выработавшейся за полгода у крымчан привычке ссылаются на Путина: мол, сам он говорил, что нельзя допустить механических слияний, нужно бережно отнестись к тому, что выстраивалось годами. И искренне надеются, что Путин их спасёт.
- Мы собрали подписи всех студентов, не согласных с присоединением к КФУ, а также написали обращение к президенту, - говорит Александра Трушкевич. - Наша делегация поедет в Москву и постарается добиться от президента внимания к нашему вопросу.
Хочется надеяться на результат хотя бы в этом случае. Однако не следует забывать и о том, что приказ о включении КГМУ в состав Крымского федерального университета был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым. Вряд ли можно рассчитывать на такой скорый отказ премьера от своего решения. Но коллектив медуниверситета продолжает надеяться на чудо.
- Мы очень просим президента сделать нам подарок на Новый год - сохранить наш вуз самостоятельным, - обратились студенты к Путину. - Дайте нам возможность учиться и дальше в нашем вузе, получать полноценное медицинское образование и становиться настоящими врачами.
Услышал ли просьбу университета Путин, станет известно уже в новом году.

По другую сторону баррикад

Протесты против КФУ набрали силу и вряд ли прекратятся просто так. Однако и студентов, и преподавателей можно понять: страх перед неизвестным будущим хоть кого заставит отстаивать трепетно нажитое. Тем не менее, возможно, всё не так страшно и фатально, как рисуют в стенах КГМУ? В конце концов, в переходный период сложно всем. Но если на горизонте маячит светлое будущее, пусть и в составе федерального университета, возможно, стоит и потерпеть?
За альтернативным мнением мы обратились к ректору КФУ Сергею Доничу. Первый же вопрос - чем будет КГМУ в составе федерального вуза и какие преференции сохранит или получит, если лишится лондонского сертификата - буквально вывел из себя ректора и заставил быть категоричным. Судя по всему, эта проблема уже его «достала».
- Лондонский сертификат - это филькина грамота, за которую ректор КГМУ отвалил сто тысяч, хотя он стоит всего пятьдесят, - отрезал Сергей Донич, сообщив при этом, что всё зависит от решения в Москве, а не в Крыму на местах. О судьбе иностранных студентов ректор КФУ высказался ещё безапелляционнее:
- А зачем нам эти иностранцы? Нам надо своих студентов воспитывать, а не всех этих кенийцев и нигерийцев. КГМУ стал российским вузом, вот пусть и обучает врачей для России и для Крыма.
Для России и для Крыма - это, конечно, хорошо. Однако не стоит забывать: если Крымский медицинский университет всё-таки войдёт в состав КФУ, наработанных за долгие годы преференций лишатся не только иностранные студенты, но и наши, российские. Ликвидация медуниверситета - это в первую очередь ликвидация клинической базы. Это значит забрать абсолютно у всех студентов - и российских, и иностранцев - шанс стать хорошими практикующими врачами; запретить преподавателям КГМУ продолжать свою практику в крымских больницах; лишить пациентов - а это в первую очередь рядовые крымчане -  возможности получить консультацию профессионального врача и пройти лечение у первоклассного специалиста.
В сущности это - в корне изменить существующую систему крымского здравоохранения.
Готовы ли инициаторы объединения КГМУ с федеральным университетом к таким результатам? Время покажет.

Наталия НАЗАРУК.