Осторожно: интеграция!

На педагогической конференции обсудили слабые места образования в Крыму

17 Декабрь 2014 509
В бюджете 2015 года на образование отвели 1 млрд. рублей.
В бюджете 2015 года на образование отвели 1 млрд. рублей. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Завершила свою работу общекрымская педагогическая конференция «Интеграция Республики Крым в систему образования Российской Федерации: опережающее развитие». На конференции определили около 100 самых острых вопросов для крымской системы образования.

Инициатором мероприятия выступил Общероссийский народный фронт. Крымский региональный штаб ОНФ организовал площадку для конференции, в рамках которой крымские педагоги, воспитатели, учителя и преподаватели высшей школы обсудили всё, что нужно доделать и переделать в крымской системе образования в условиях её перехода в российское нормативно-правовое поле. Работали пять дискуссионных площадок: «Дошкольное образование: опережающее развитие», «Интеграция средней школы: новые приоритеты», «Дополнительное образование: креативный подход», «Интеграция системы высшей школы: традиции и инновации» и «Воспитание и формирование российской идентичности в условиях интеграционных процессов в Республике Крым». В дискуссиях приняли участие более 140 представителей системы крымского образования.
Первая, самая злободневная и общая для всех сфер образования проблема - бюрократизация  образования. Представители всех дискуссионных площадок признали: документами просто завалили. «Учить некогда, всё только с бумажками возимся!», - жалуются и школьные учителя, и воспитатели дошколят, и преподаватели вузов. Министр образования Крыма Наталья Гончарова подтвердила: проблема есть и продолжает расти. Однако развела руками: обилие документов обусловлено переходным периодом, придётся потерпеть. «А вот чтобы после переходного периода их стало меньше, над этим будем работать!», - заявила Гончарова.
Остальные вопросы сами собой разделились на две категории: о старом, что болит, и о новом, что внедрить. В каждой сфере - свой камень преткновения. Для высшей школы - болонская система, неконтролируемое появление филиалов и создание КФУ. Для средней - ЕГЭ, инклюзивные школы и родительские выплаты. Для дошкольного образования - нехватка детсадов, очереди на поступление, режим работы воспитателей и оплата пребывания ребёнка в детсаде. Дополнительное образование - имеются в виду кружки и секции, деятельность Малой академии наук - привыкли, как оказалось, и вовсе игнорировать.
С чего начать одновременное решение всех проблем - пока ещё не определились. Однако и педагоги, и чиновники сходятся во мнении: полностью перекраивать систему крымского образования, где за долгие годы сложились свои уникальные традиции и программы, нельзя. Крымское образование должно сохранить свою аутентичность.
- Мы должны в первую очередь воспитывать тех, кто будет работать на Крым, - отметила куратор площадки по вопросам высшей школы Александра Швец. - Нужно определиться с кругом специальностей, необходимых Крыму.
В ходе конференции было внесено множество грамотных и обоснованных предложений.
В частности, предложили наладить взаимодействие Малой академии наук и Крымского федерального университета, ведь хороших студентов нужно взращивать со школьной скамьи. Также внесли множество предложений по информационной поддержке различных сфер образования. Для работников среднего образования предложили создать общий информационно-педагогический портал. Для детских садов - единую открытую электронную очередь на поступление в детские сады. Информация должна быть прозрачной не только для работников системы образования, но и для второй стороны - родителей и детей.
Вместе с тем вспомнили и о многих программах, которые ждут не дождутся финансирования: и программа поддержки молодого учителя, и программа стипендий талантливым школьникам и студентам, и продолжение развития программы по инклюзивным школам для тех детей, которых можно и нужно включить в общий образовательный процесс. Не оставили без внимания и патриотическое воспитание - его, по словам учителей, возрождать не нужно, но привести в порядок стоит, чтобы чётко и слаженно заработало.
Министр образования пообещала начать активную работу, нацеленную на хороший результат. Пилюлю реформ подсластила: бюджет 2015 года предусматривает 1 миллиард рублей на развитие образования. Вместе с тем и педагогов просила не таиться и не лениться.
- Если у вас есть конкретные предложения, не стесняйтесь, проявляйте инициативу, - обратилась министр образования к крымским педагогам. - Приходите, предлагайте, мы обязательно выслушаем. Обозначьте нам приоритеты.
Конференция будет иметь продолжение - регулярные обсуждения, обратная связь. Представители ОНФ обещают следить за развитием ситуации и помогать крымчанам на каждом шагу.

Наталия НАЗАРУК.