Евгений Сулес: Крым - берег мечты, свободы и любви

1 Ноябрь 2014 964
Евгений Сулес представляет крымский сборник на «Волошинском сентябре»./Фото Владимира Михайлова-Лидского.
Евгений Сулес представляет крымский сборник на «Волошинском сентябре»./Фото Владимира Михайлова-Лидского.

Евгений Сулес - автор идеи и составитель вышедшей недавно в Москве книги «Крымский сборник. Путешествие в память», которую он представил в Коктебеле на литературном фестивале «Волошинский сентябрь», а также в Симферополе, Севастополе и в Москве.

- Евгений, идея сборника родилась не случайно - вы имеете отношение к Крыму?
- Никогда в Крыму не жил, но люблю его давно, ещё со студенческих времён, когда начал приезжать сюда на отдых. Всегда воспринимал его местом особым. С особым воздухом, дышать которым полезно не только для тела, но и для души. Берег мечты, свободы и любви. Берег русской утопии. Отсюда уходила Белая армия. Плеяда наших эмигрантов прощалась здесь с Россией. Набоков, Газданов, Мозжухин - всех не перечислить - смотрели с пароходов, как тает земля, которую они никогда больше не увидят. И вот сейчас, когда началось время такого всеобщего помрачения, ещё до событий в Одессе, Донбассе и Луганске, когда Крым стал главной точкой кипения и накала страстей, споров, мне захотелось создать сборник современной прозы о Крыме совершенно без политики. Своеобразное объяснение в любви. Мне приходит такой образ в голову. Едут два человека в поезде и начинают спорить. Ну, конечно, о политике. И вот их спор доходит до предела, когда уже нужно переходить в силовую фазу решения вопроса. И тут вдруг случайно выясняется, что они, скажем, служили в армии в одном и том же месте или из одного города. И спор на этом прекращается, они примиряются. Всякие разногласия - на поверхности. Но стоит спуститься на глубину, и есть шанс найти общую точку пересечения. Она и станет точкой примирения.
- Вы впервые на «Волошинском сентябре»?
- Нет, второй раз. Три года назад был гостем, а в этом приехал презентовать сборник, привлечь в который авторов мне помог известный московский поэт, культуролог, сопредседатель «Волошинского сентября» Андрей Коровин. Многие из них - лауреаты этого литературного фестиваля.
- Что для вас было важно, как для составителя этой книги?
- Создать особую «заповедную территорию». Мне кажется, это идея близка духу Волошина.
В тёмные лихие годы гражданской войны он прятал у себя и белых, и красных. Прятал людей, а не идеи. В рассказе Саши Евсюкова «В ожидании», завершающем «Крымский сборник. Путешествие в память», упоминается Максимилиан Александрович - знаковая фигура в истории и в культуре нашей страны. В этом рассказе, как и во всём сборнике, нет политики, но она уже предчувствуется, витает в воздухе. Заканчивается этот короткий рассказ, а вместе с ним и весь сборник почти бунинской фразой: «Лето тринадцатого года»...
- В книге опубликованы произведения не только крымских авторов?
- Да, это сборник прозы о Крыме, в который вошли произведения 33 авторов из разных городов и стран. Под одной обложкой их объединила любовь к Крыму. В книгу вошли рассказы крымчан Платона Беседина и Александра Грановского. Они помогли мне провести презентацию сборника в Симферополе и в Севастополе. С Платоном мы прекрасно погуляли по Севастополю, по старым улочкам, куда редко забредает нога туриста. Платон - умный, начитанный и неравнодушный. А в Симферополе со мной произошло маленькое чудо. Я очень хотел попасть к святому Луке. Выхожу утром, часов в двенадцать, из гостиницы, не знаю, куда идти. Вижу храм, захожу, вижу очередь к раке с мощами. Спрашиваю: «Чьи это мощи?». Женщина поднимает брови: «Святителя Луки».
Конечно, ехал я в Коктебель не только представить эту важную для меня книгу, но и завести новые знакомства, пообщаться с друзьями. Здесь необыкновенная атмосфера, её создают токи талантливых творческих людей, собравшихся вместе. Конечно, её создает и сам Коктебель - волшебное место.
- Что дало вам участие в этом фестивале? 
- Что-то похожее на обновление. Подышал этим воздухом, поднялся на могилу Волошина на закате, напитался токами и получил новый творческий импульс, новый заряд. Хочется с новой энергией жить, чувствовать, писать. Мы всё-таки не батарейки, а, скорее, аккумуляторы, нам нужно периодически подпитываться, заряжаться.
- Вероятно, это не единственный фестиваль, в котором  участвовали,  что его отличает от других?
- Более живое, неформальное общение и особый дух. Это как сидеть в доме или на улице, на свежем воздухе. Меня всегда тянет на открытые веранды, а большинство встреч в Коктебеле на них и проходит - в доме Поэта. А потом переходит в местные кафе, на берег моря.
- Крымским читателям будет интересно узнать о вашем творчестве.
- Я пишу прозу. В основном короткую. Книга «Сто грамм мечты», несмотря на то, что является сборником рассказов, вошла в прошлом году в лонг-лист «Большой книги». Ещё пишу пьесы и занимаюсь кино, в первую очередь старым, как киновед и кинокритик.
- У вас несколько творческих ипостасей. Какое место занимает литература?
- Когда я пишу, у меня ощущение, что занимаюсь своим делом. Когда не пишу - мне плохо, это проявляется даже на физическом уровне. Как будто организм лишился чего-то жизненно необходимого. Литература - моя территория. Здесь я дома, а не в гостях. Текст «пошёл», и ты испытываешь состояние сродни влюблённости.
- Испытываете влияние кого-то из классиков на ваш стиль, манеру письма?
- Пожалуй. Но это, скорее, влияние общее. И в разные периоды - разные писатели и их произведения. Это и повести Тургенева, философская и парадоксальная проза Розанова, и Набоков, в первую очередь его рассказы, Гоголь, Достоевский, Чехов, Булгаков, Зощенко. Из современных - Веничка Ерофеев, Довлатов, Буковски, Генри Миллер. Библия влияла и продолжает влиять.
Её потрясающие лаконизм и поэзия. Был период, когда увлёк южно-американский магический реализм: Борхес, Маркес... А ещё в очень значительной степени на меня повлияло и продолжает влиять кино. Может быть, даже больше, чем литература. Если же говорить о стиле, о языке, то самое большое влияние - Пушкин. Даже не влияние, а маяк, указывающий, «куда ж нам плыть». Его проза - эталон божественной простоты, созданной «гением чистой красоты».
- В каких издательствах и журналах выходят ваши произведения?
- Первая моя книга «Сто грамм мечты» вышла в издательстве «Терра» - «Книжный клуб Книговек», там же и крымский сборник. Я благодарен издательству за то, что оно нашло меня и предложило сотрудничество. Что касается журналов, это такие «динозавры» литературного мира, как «Знамя» и «Октябрь», а также молодой, но очень интересный и, на мой взгляд, перспективный журнал «Homo Legens» - детище поэта Юры Конькова.
- Вы наверняка часто встречаетесь с начинающими писателями, что им советуете?
- Я больше люблю давать советы самому себе. Главный - больше писать и больше читать. И при этом дышать полной грудью, не забывая, что жизнь коротка и надо многое успеть. Некоторые сетуют, что редко приходит вдохновение. Им мой совет: не надо ждать, сложа руки, надо для этого состояния готовить почву - «расписываться», входить во вкус. Поменьше суеты, побольше тишины. Всё рождается из тишины, при остановке бытового бега.

Досье

Писатель, сценарист, актёр, киновед, телеведущий Евгений Сулес родился в Москве в 1977 году. Окончил в 1998 году московский Центр актёрского мастерства, в 2003-м - экспериментальную киношколу «Фабрика кино». По его сценарию поставлен документальный фильм «Фантазии Казанцева», короткометражка «Конец VI главы». Автор идеи полнометражного художественного фильма «Над городом».
Сыграл Иисуса в фильме Шавката Абдусаламова «Сукровица», главную роль в короткометражке «Водитель грузовика». Снимался в отечественных сериалах. Публиковался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Юность», «Искусство кино», «Контекст-9», «Прикосновение», в сборниках «Очень короткие тексты» и «Новые писатели». В 2010 году стал победителем конкурса короткого юмористического рассказа в Булгаковском доме.
На телеканале «Культура» по его сценариям снято несколько программ серии «Легенды немого кино». Ведущий передач из цикла «Шедевры старого кино». Автор книги «Сто грамм мечты».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.