С возрождением, Центр!

29 Октябрь 2014 590
Легендарный радиотехнический комплекс «Плутон».
Легендарный радиотехнический комплекс «Плутон». Фото автора.

Центр дальней космической связи (ЦДКС), расположенный за Евпаторией, долгие годы существовал под грифом «секретно». В советские времена именно отсюда следили за всем, что запускалось на орбиту, а также за кометами и даже чёрными дырами. Центр, откуда обеспечивали связь с гагаринским кораблём «Восток», после развала СССР пришёл в упадок и оказался ненужным независимой Украине. Теперь важнейший для контроля космического пространства объект после модернизации уникального оборудования и поставки нового уже в декабре возобновляет работу.

Как всё начиналось

История космической станции началась в декабре 1959 года, когда по предложению великих советских академиков Сергея Королёва и Мстислава Келдыша ЦК КПСС и советское правительство приняли решение о создании в Крыму Центра дальней космической связи (ЦДКС). Сформированный в июне 1960 г. проект получил название 85-й радиотехнический центр дальней связи с космическими объектами (РТЦ ДС с КО).
Как рассказал заместитель начальника Главного центра управления испытаний космических средств Сергей Гусев, крымская земля как место расположения станции была выбрана учёными не случайно:
- Это было одним из самых солнечных мест Советского Союза. Больше  солнечных дней, чем в Евпатории, бывает только на горе Майданак в Узбекистане, где расположена обсерватория Астрономического института, в которой установлен большой набор оптических телескопов по контролю космического пространства и небесных тел. В советский период именно из Крыма шло управление космическими аппаратами с людьми на борту, всего за историю существования центра управление получили 54 аппарата дальнего космоса. Все первые космонавты после полётов приезжали к нам, они здесь проходили реабилитацию на базе отдыха. По нашей земле ступала нога Юрия  Гагарина, здесь он побывал, когда стал руководителем группы подготовки космонавтов. Последний приезд Гагарина в наш центр состоялся 5 марта 1968 года, а 27-го он разбился. У нас в музее хранится один из последних его автографов. В этом году мы открыли вместе с ветеранской организацией памятный знак Юрию Алексеевичу на том самом месте, где состоялась его последняя встреча с жителями Евпатории.
По словам Сергея Гусева, в ЦДКС учёными были сделаны ошеломляющие открытия с помощью первых сконструированных инструментов по управлению космическими аппаратами.
- Самым первым плодом разработок учёных стал уникальный антенный комплекс «Плутон», строительство которого началось в 60-е годы. Этот комплекс состоял из трёх антенн - одной передающей и двух приёмных. Каждая их трёх антенн представляла собой фазированную решётку из восьми параболических зеркал диаметром 16 метров каждое. Весь этот комплекс был построен в сжатые сроки, за 9 месяцев.
И уже в феврале 1961 года состоялась первая работа по управлению космическим аппаратом «Венера-1», - рассказывает Гусев.
- 12 апреля 1961 года специалисты центра обеспечивали ультракоротковолновую связь с Юрием Гагариным. Центр принимал участие в управлении всеми пилотируемыми и транспортными кораблями: «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Аполлон», «Салют», «Мир», «Прогресс» и «Энергия-Буран». Учёные собирали и обрабатывали информацию с космических научных лабораторий серии «Луна» и «Луноход». Заслуги ЦДКС принесли славу Крыму и Евпатории. В частности, один из кратеров на поверхности Марса назван «Евпатория».
В музее хранится рабочий стол академика Королёва, за которым он проводил заседания госкомиссии. Есть книга почётных посетителей центра, в которой свои подписи и обращения к воинам этой части оставили космонавты Алексей Леонов, Юрий Гагарин и академик Павел Агаджанов. Также в музее хранятся космические аппараты, которые были запущены в космос и вернулись обратно на Землю.
- У нас даже сохранился спускаемый аппарат, который облетел в составе космического аппарата «Зонд» Луну и в беспилотном варианте приземлился. В точно таком же аппарате должны были впоследствии летать космонавты на Луну, но эта программа была свёрнута, потому что были очень большие расходы. Сейчас же эту программу уже в российском Крыму будут возобновлять, - отмечает Гусев.
Прикоснуться к истории советской космонавтики и своими глазами увидеть космические аппараты может любой желающий.
- Мы открыты для посетителей и с большим удовольствием расскажем о славной истории центра и его уникальных открытиях - говорит Сергей Станиславович.

Второе рождение

Сегодня Центр дальней космической связи переживает второе рождение. В украинский период попытки вывести на орбиту объекты «Сич-1», «Сич-2» не увенчались успехом.
Старое, ещё советское оборудование вышло из строя. Специалисты уехали, а космическая связь стала ненужной.
После возвращения полуострова на Родину крымский Центр дальней космической связи возо­бновил свою работу и уже управляет манёврами на орбитах. После модернизации оборудования и поставки нового центр оживает.
С 1 декабря комплекс получит статус главного центра испытаний и управления космическими средствами и войдёт в состав Главного испытательного космического центра имени Титова в подмосковном Краснознаменске. Отсюда будут управлять космическими аппаратами российской орбитальной группировки и подключатся к системе контроля космического пространства. А уже с 1 февраля 2015 года в космос будет отправлен первый сигнал управления одним из космических аппаратов.
Завершить программу переоснащения центра современным оборудованием планируется в 2016 году. За это время там будет введено в эксплуатацию около 20 систем и комплексов нового поколения.

Технические средства обеспечения космических кораблей.

Рабочий стол академика Сергея Королёва.

Рафаэль ЗАЛЯН.